«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Зибер Владимир Александрович (физик)

Владимир Александрович Зибер 296k

-

(1886 - 1953)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Зибер В.А. родился в семье обойного мастера и жил предположительно на ул. Моховой, 3 в Петербурге. После окончания ремесленного училища прослушал курс в Политехническом институте, а в 1914 году окончил Петербургский университет.
Свою деятельность начал в авиационной школе, которая располагалась в Гатчине. Преподавал физику и заведовал радиотелеграфным классом.
После тяжелой операции в 1917 году уехал в Барнаул, где работал до окончания гражданской войны. В этот период Владимир Александрович преподавал физику в педагогическом техникуме (располагался на пересечении ул. Пушкина и Красногвардейского пр.) и на курсах Красных учителей; заведовал губернским центральным физическим кабинетом.
Вернувшись в Петроград в 1922 году Владимир Александрович жил на Большом проспекте П.С., 74. Читал курс физики на разных рабочих факультетах. С 1926 года принят на работу в Государственный институт научной педагогики при ЛГПИ им. А.И. Герцена (наб. реки Фонтанки, д. 10) в звании научного сотрудника, где прослужил до 1938 года. В 1933-1938 гг. читал курс теоретической физики в Ленинградском областном педагогическом институте им. М. Покровского (пр. К. Маркса 84-в).
Имя В.А. Зибера широко стало известно учителям и методистам, когда вышли в свет две его замечательные книги:
- «Живые задачи по физике» - методические искания (два выпуска),1925 и 1926
- «Загадки электричества» - 105 споров в кружке любителей физики, 1926.
Методические работы В.А. Зибера направлены на повышение научного уровня преподавания физики в средней школе, на осуществление принципа наглядности в обучении физики, на развитие самостоятельности учащихся.
Зибер В.А. один из авторов пособий, составленных коллективом ленинградских методистов под редакцией Знаменского П.А. «Методика преподавания физики в X классе средней школы». Им написаны главы «Электрическое поле», «Магнитное поле», «Электромагнитные колебания и волны» (1935), в книге «Методика преподавания физики в средней школе» глава «Электричество в VII и X классах» (1938).
В коллективной научной работе Владимир Александрович всегда осуществлял идеи подлинного содружества, полной ответственности за порученное дело и неизменной четкости работе.
Работая в звании и.о. профессора в Ленинградском институте усовершенствования учителей9k), с 1938-1941 Владимир Александрович читал учителям лекции по физике и методике физики. Все его выступления отличались богатством мыслей, глубиной содержания и мастерством изложения.
Переживал трудные времена блокады и только летом 1942 года был эвакуирован.
В эвакуации продолжил преподавательскую работу в г. Чимкент (Казахская ССР); г. Фрунзе (Киргизская ССР); г. Йошкар-Ола (Марийская АССР).
Вернулся Ленинград в 1951 году и был вновь зачислен на работу в ЛИУУ (на ул. Ломоносова, 11-13). Первое время Владимир Александрович вместе с женой Лидией Валентиновной (писательница и поэтесса под псевдонимом «Лесная») жили в служебном помещении при кабинете физики.
В должности профессора кафедры физики увлекательно читал лекции, ставил интересные эксперименты по радиотехнике.
В год смерти Владимиром Александровичем было выпущено пособие для учителей физики «Задачи-опыты по физике». По мнению автора проблема повышение качества знаний, учащихся разрешается усилением экспериментальной стороны преподавания, организацией самостоятельной работы учащихся. Этим целям прекрасно служат экспериментальные задачи, решение которых находится только опытным путем. «...Задача - опыт дает возможность ученику проявить в той или иной мере свою творческую самостоятельность и приучает его при решении конкретных вопросов исходить из неразрывной связи теории с опытом, дает дополнительные навыки, в частности, такие, которые необходимы для подготовки учащихся к практической деятельности» (В.А. Зибер).
Неожиданно паралич левой стороны вывел В.А. из строя, и он был отчислен из ЛГИУУ в сентябре 1952 года.
Умер В.А. Зибер в начале 1953 года и похоронен на Большеохтинском кладбище.
:
AAW, pohorsky, xyz...




  • Зибер В.А. Загадки электричества. [Djv-Fax- 5.7M] [Pdf-Fax- 6.6M] 105 споров в кружке «Любителей физики». Автор: Владимир Александрович Зибер Предисловие: А.В. Цингер. Рисунки: Ю.Д. Скалдин.
    (Ленинград: Книгоиздательство «Сеятель» Е.В. Высоцкого, 1926)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: pohorsky, 2023
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      От автора (7).
      ПЕРВЫЕ ШАГИ.
      Задача №1. О свечке и кусочках газеты (11).
      Задача №2. Все о той же свечке (12).
      Задача №3. Загадка старика (13).
      Задача №4. О двух деревьях (14).
      Задача №5. О неэлектризующемся сукне (16).
      Задача №6. Электрическая мухоловка (17).
      Задача №7. О кусочках бумаги, подрывающих законы электричества (18).
      Задача №8. Опять о свечке (19).
      Задача №9. О ламповом стекле (19).
      Задача №10. Как французский ученый сошел с ума (21).
      Задача №11. О задаче десятой (23).
      Задача №12. О непонятной пропорциональности (25).
      Задача №13. О действии заряда на наэлектризованное тело (26).
      Задача №14. О стеклянной и медной палке (27).
      Задача №15. О новом способе заряжения электроскопа (31).
      Задача №16. Еще об одном способе заряжения электроскопа (32).
      Задача №17. О необычайном поведении листочков электроскопа (32).
      Задача №18. Загадка листьев дерева (34).
      Задача №19. Об острие (36).
      Задача №20. О древесных громоотводах (37).
      Задача №21. Уличившая нас в небрежности (39).
      Задача №22. О стоячем и сидячем человеке (40).
      Задача №23. О тепловой энергии (42).
      Задача №24. Об арбузе и яблоке (44).
      Задача №25. Об уничтожении силы притяжения земли (47).
      Задача №26. О беспрерывном увеличении потенциала земли (48).
      Задача №27. О свойствах наэлектризованной земли (50).
      ОТ ПОКОЯ К ДВИЖЕНИЮ.
      Задача №28. О чем. говорят наши учебники (52).
      Задача №29. О движущемся свинце (53).
      Задача №30. Первая загадка калильной лампочки (56).
      Задача №31. О второй загадке калильной лампочки (58).
      Задача №32. О третьей загадке калильной лампы (59).
      Задача №33. О последней загадке (61).
      Задача №34. О разных электрических токах (62).
      Задача №35. Без особого названия (64).
      Задача №36. О земляном проводе (65).
      Задача №37. О головных шпильках и о «Немецком море» в банке (67).
      Задача №38. О своенравном винограде (70).
      Задача №39. О «возмездии» за убитую лягушку (71).
      Задача №40. О немецком заграждении (73).
      Задача №41. О точке в «Немецком море» (76).
      Задача №42. О слабом токе, который сильнее сильного (77).
      Задача №43. О «глупой» силе тока (79).
      НА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОМ ПУТИ.
      Задача №44. О старческом изменении сопротивления (81).
      Задача №45. Как два ножа вскипятили стакан чаю (83).
      Задача №46. О даровом получении теплоты (84).
      Задача №47. Пытающаяся подорвать доверие к зак. Джоуля-Ленца (85).
      Задача №48. О «неведомом» хлоре (88).
      Задача №49. О бесследном исчезновении вещества (89).
      Задача №50. О конце переменного тока (92).
      Задача №51. Об ошибке профессора (94).
      Задача №52. О дедушкином элементе (96).
      Задача №53. О чугунном элементе (99).
      Задача №54. О непатентованном аккумуляторе (100).
      Задача №55. О том, как практика идет в разрез с теорией (102).
      Задача №56. Об элементе с двумя электродами из угля (105).
      Задача №57. О первом недоумении товарища (107).
      Задача №58. О втором недоумении товарища (108).
      Задача №59. Об электрокультуре без генератора тока (110).
      Задача №60. Приведшая нас к совершенно непонятному результату (112).
      Задача №61. Об ошибке в наших измерениях (114).
      ИЗ ЛАБОРАТОРИИ В ЖИЗНЬ.
      Задача №62. О новом кипятильнике (116).
      Задача №63. Разъяснившая нам три вопроса (117).
      Задача №64. О новом превращении электрической энергии. (119).
      Задача №65. О воздушном путешествии коробки из под консервов (120).
      Задача №66. Первый проект (121).
      Задача №67. Второй проект (121).
      Задача №68. Конспективного характера (124).
      Задача №69. О двух гвоздях и магните (125).
      Задача №70. Об одном гвозде и магните (126).
      Задача №71. О непослушном пере (127).
      Задача №72. О странном свойстве переменного тока (128).
      Задача №73. О секретном затворе (130).
      Задача №74. О парадоксе электромагнита (131).
      Задача №75. Об одном, который сильнее двух (132).
      Задача №76. О новом капризе электромагнита (134).
      Задача №77. О новом электрическом затворе (136).
      ЧЕГО МНОГИЕ НЕ ЗНАЮТ.
      Задача №78. О загадочном возникновении тепла (139).
      Задача №79. Об электрической праще (140).
      Задача №80. О том, как 7 ампер превращаются в 350 (142).
      Задача №81. О паразитных токах (143).
      Задача №82. О проводнике в роли изолятора (144).
      Задача №83. О постройке трансформатора (147).
      Задача №84. Для чего может пригодиться напильник (148).
      Задача №85. Как кусок железа усиливает свет электрической лампы (149).
      Задача №86. Об удивительном свойстве звонкового трансформатора (151).
      Задача №87. О похитителе электрической энергии (153).
      Задача №88. О том, как, не меняя сопротивления проволоки, можно изменить ее сопротивление (155).
      Задача №89. О реактивных катушках (157).
      Задача №90. О простейшем генераторе переменного тока (158).
      Задача №91. О первой модели более совершенного генератора (160).
      Задача №92. О безработном полюсе (вторая модель) (162).
      Задача №93. О третьей модели генератора (164).
      Задача №94. О динамомашине (165).
      ПОСЛЕДНИЕ ПРЕГРАДЫ.
      Задача №95. О передаче энергии (167).
      Задача №96. Об удивительной коробочке (168).
      Задача №97. Об одном замечательном исключении (173).
      Задача №98. О беспроволочной передаче энергии (176).
      Задача №99. Новый проект «радио» (177).
      Задача №100. О постройке вибратора (179).
      Задача №101. О когерере из стакана и двух гвоздей (182).
      Задача №102. О новом круговороте электрических сил (184).
      Задача №103. Об электрических лучах (185).
      Задача №104. В которой мы пытаемся обнять необъятное (188).
      Задача №105. Последняя и прощальная (194).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Это книга учащихся.
Однако, это не учебник и не задачник по электричеству.
Это очерк разработки многих вопросов электричества любителями этого отдела физики, объединившимися в кружок для совместной работы.
Задачи-вопросы, задачи-работы, помещенные в этой книге, касаются лишь некоторых основных вопросов элементарного курса электричества.
Следует крепко порекомендовать не читать этих задач вразбивку, чтобы все вопросы и их решения были вполне ясны. Если бы читатель, прежде чем заглянуть в решение, проделал сам соответствующий опыт, то, вероятно, эта книжка была бы прочтена с большей пользой.
При чтении этой книги не бесполезно иметь под рукой какой-нибудь учебник физики.
  • Зибер В.А. Задачи-опыты по физике. [Djv-Fax- 3.9M] [Pdf-Fax- 4.5M] Пособие для учителей физики средней школы. Автор: Владимир Александрович Зибер Редактор: К.Н. Елизаров.
    (Москва - Ленинград: Государственное Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1953)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: pohorsky, 2023
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (3).
      Раздел I. Задачи-опыты и задачи-вопросы (11).
      Свойства тел (11).
      Механика (26).
      Звук (28).
      Теплота (29).
      Свет (34).
      Электрическое поле (39).
      Цепь электрического тока (51).
      Автоматы (62).
      Тепловое действие электрического тока (65).
      Электролиз. Гальванические элементы (70).
      Ионизация газа. Электроны (80).
      Магнитное поле (91).
      Электродвижущая сила индукции. Переменный ток (101).
      Раздел II. Решение задач и пояснения к ним (109).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Проблема повышения качества знаний учащихся по физике разрешается в средней школе различными путями, в частности, усилением экспериментальной стороны преподавания, организацией самостоятельной работы учащихся. Этим целям прекрасно служат экспериментальные задачи, решение которых находится опытным путем...
...Задачи-опыты находят все большее применение в школе. Дальнейшая работа учителей физики в этом направлении, несомненно, будет содействовать повышению качества знаний учащихся по физике и подготовке их к практической деятельности.
  • Зибер В.А. Приключения юных электриков. [Djv-Fax-12.3M] Автор: Владимир Александрович Зибер.
    (Москва - Ленинград: Государственное Учебно-педагогическое издательство, 1931)
    Скан, обработка, формат Djv-Fax: ???, доработка: xyz, 2023
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      I. Отчего иногда происходят электризация (5).
      Задачи: 1. Доказавшая нашу сообразительность (6). 2. О злополучном машинисте (9). 3. О «взрыве электричества» (10). 4. О спасении человека (13). 5. О бездымном порохе (15). 6. В которой мы знакомимся с юриспруденцией (17).
      II. Исследование токов в земле (18).
      Задачи: 7. О заземлении и коротком замыкании (19). 8. О разнице между землей цветочного горшка и землей огорода (20). 9. О том, как земля превратилась в изолятор (21). 10. О гвозде председателя (24). 11. О чем рассказала нам земля (26). 12. Об электрическом звонке из гонга (27). 13. Как мы осветили кладовушку (30).
      III. Достижения кружка по электромагнетизму (32).
      Задачи: 14. Для чего иногда можно использовать птичью клетку, вставочку и коробку папирос (32). 15. Как иногда определяется магнитный полюс (33). 16. Отчего размагнитился земной шар (35). 17. О путешествующем пере (36). 18. О новом маршруте пера. (37).
      IV. Мы используем тепловое действие тока (39).
      Задачи: 19. Тоже правило, но не для той руки (39). 20. Об электрическом горле (40). 21. О периодическом нагревании (42). 22. О новом приключении с заземлением (44).
      V. Мы критикуем и строим автоматы (44).
      Задачи: 23. О предохранителе от воров (45). 24. Как уворовали картошку (46). 25. Новый предохранитель (47). 26. В которой мы посягаем на чужую собственность (48). 27. Из которой мы узнали, что за преступлением иногда следует наказание (50). 28. Что было сказано огороднику (51). 29. О маленькой услуге (52).
      VI. Наши работы по электролизу (53).
      Задачи: 30. О порче на расстоянии (53). 31. Почему водой нельзя замкнуть электрическую цепь (55). 32. О загадке пятачков (55). 33. Для чего иногда может пригодиться язык (56). 34. Почему для дирижабля «Норвегия» водород добывался не электролитическим способом (57). 35. Как при тол же силе тока можно увеличить в 110 раз выход водорода (58). 36. Об электрических часах (60). 37. Почему нас разбудили часы (62).
      VII. Приключения с ответвленными токами (63).
      Задачи: 38. О необыкновенном случае смерти (63). 39. В которой человека заменяет электрическая лампочка (65). 40. Что нужно для того, чтобы в трамвайной линии пошел ток (67). 41. В которой обсуждается вопрос о том, кто из нас был глуп (69). 42. Костюм-громоотвод (70). 43. О бесплатной электроэнергии (72). 44. Которую нам так и не удалось разрешить (74).
      VIII. Телефон кружка (74).
      Задачи: 45. О самой простой телефонной установке (74). 46. О совершенно необычайном телефоне (76). 47. О том, как заговорила электрическая лампочка (76). 48. Тепловая песня переменного тока (78).
      IX. Мы разбираемся в некоторых свойствах индукционного тока (79).
      Задачи: 49. «Магнето-молния» (80). 50. О Шарлотте в 200 лошадиных сил (82). 51. Данные индукционной катушки, наводящие на размышление (83). 52. Из которой наконец выясняется истина (84).
      X. Наши мысли о ионизации (85).
      Задачи: 53. О фабричном дыме (86). 54. Дайна его глаз» (86). 55. Опять о паровозе (89). 56. Не задача, а изобретение (90). 57. Как сделать видимыми газовые потоки пламени (91).
      XI. Как мы строили радиоприемник (92).
      Задачи: 58. Какие токи не приводят в движение мембраны телефона (94). 59. О неслышном звуке (95). 60. В которой механика уступает место электричеству (95). 61. Как заставить говорить телефон (96). 62. Почему алюминиевый выпрямитель не выпрямляет радиотока (97). 63. Из которой выясняется, в чем мы были виноваты (99). 64. От чего зависят электрические колебания (101). 65. О новом препятствии (103). 66. О формуле - путеводителе (104). 67. О фантастической антенне (107). 68. О двух способах решения одного вопроса (109). 69. О катушке самоиндукции (109). 70. Как соединить части радиоприемника (111). 71. О досадном недоразумении (112). 72. Об одном недостатке нашего аппарата (113).
      XII. Наша электронная лампа (114).
      Задачи: 73. Что может дать спиртовка радиолюбителю (114). 74. О замечательном проводнике (115). 75. О пламенном кенотроне (116). 76. Как построить электронную лампу. (118).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В этой книге приводится описание работ нашего кружка любителей физики в области электричества. Они помогут углубить и развить знания и, может быть, возбудят у читателя тот же яркий интерес, какой они вызвали у нас.
Работы кружка любителей физики в этом, втором году его деятельности, носят несколько иной характер по сравнению с первым годом. Его интересы перешли от узкой лабораторной обстановки к обстановке житейской, бытовой, отчего и самые работы приобрели до известной степени технический характер.
Тому, кто незнаком с нашими работами первого года, можно порекомендовать во-первых не читать этой книги вразбивку, а во-вторых запастись каким-нибудь руководством по физике.
Нам очень хотелось, чтобы эта книга не служила лишь материалом для чтения. В каждом читателе мы прежде всего видим исследователя-практика - будущего непременного члена нашего кружка любителей физики.