«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Вахтеров Василий Порфирьевич
Фотографии

Василий Порфирьевич Вахтеров 113k

-

(25.01.1853 - 03.04.1924)

◄ СМЕНИТЬ   РАЗВЕРНУТЬ ▼
▲ СВЕРНУТЬ    СМЕНИТЬ ►
Большая советская энциклопедия: Вахтеров Василий Порфирьевич [13(25).1.1853, Арзамас, - 3.4.1924, Москва], русский педагог, методист начальной школы. Родился в семье консисторского сторожа. Учился в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской духовной семинарии. В течение 15 лет (1881?96) был инспектором народных училищ (сначала в Смоленской губернии, а затем в Москве).
Принимал активное участие в работе Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. В 1896 В. вынужден был уйти в отставку, так как департамент полиции квалифицировал его деятельность как «прикрытие среди учителей Москвы неблагонадежного элемента». С 1898 по 1902 читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и др. городах. С 1893 по 1903 работал в школе при Тверской мануфактуре Морозовой. В 1903 был арестован за якобы противоправительственную агитацию в школе и среди рабочих и выслан в Новгородскую губернию. В годы Революции 1905?07 В. много сил отдал организации учительского союза, позднее принимал активное участие в работе различных съездов и курсов. Большой вклад внес в теорию и практику начального обучения (работы «Предметный метод обучения», 1907, и «Основы новой педагогики», 1913). В методике классного чтения, как и в методике обучения грамоте, В. развивал идеи К.Д. Ушинского. Крупным достижением В. являются его книги для классного чтения «Мир в рассказах для детей» (1902). Они были построены на основе принципа наглядности и содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории. «Русский букварь» В. (1898) неоднократно переиздавался.
В. всегда находился в рядах демократических сил, но его демократизм был ограничен идеями либерального народничества. В. не понял всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции и вначале отказался от участия в проведении реформы народного образования. В последующие годы он преподавал на красноармейских курсах ликвидации неграмотности, на курсах подготовки учителей 2-й ступени. В 1923?24 лектор на педагогическом факультете 2-го МГУ.
Обложки




.