«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Вацуро Вадим Эразмович

Вадим Эразмович Вацуро 97k

-

(30.12.1935 - 31.01.2000)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Вадим Эразмович Вацуро (30 декабря 1935, Ленинград - 31 января 2000, Петербург) - российский литературовед и историк литературы, кандидат филологических наук, сотрудник Пушкинского дома, автор трудов о русской литературе 1810-1840-х годов.
Работал в Пушкинском доме в секторе пушкиноведения с 1963 года. Защитил кандидатскую диссертацию «Пушкин в общественно-литературном движении начала 1830-х годов» (1970). В дальнейшем Вацуро, академический авторитет которого был очень высок, по разным причинам неоднократно отказывался от защиты докторской диссертации, последний раз в 1994 году (планировалось защитить как докторскую диссертацию монографию «Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа»).
Среди основных работ - книга «Северные цветы: литературный альманах Дельвига - Пушкина», содержание которой шире названия: фактически она представляет собой очерк истории русской литературы, изданий и литературных течений 1824-1831 гг., написанная совместно с М.И. Гиллельсоном монография «Сквозь «умственные плотины» о русской цензуре пушкинской поры, «С.Д. П.» о салоне Софьи Пономаревой, с которым были связаны многие крупные поэты 1820-х, книга «Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа» (1994), сборник «Записки комментатора» (1994) о различных текстах и эпизодах пушкинской эпохи.
Вацуро много сил отдавал комментированию текстов, высоко ценя этот жанр: многие его комментарии, помимо новой фактографии, содержат важные концептуальные тезисы. Активно участвовал в словаре «Русские писатели 1800-1917».
В.Э. Вацуро держался в стороне от политических событий, исключением стала включенная в посмертный сборник статья «М. Горбачев как феномен культуры»: опыт, «неожиданный для академического ученого, хотя и вполне соотносящийся с общим в начале 1990-х годов стремлением историков прошлого концептуально осмыслить текущий момент».
Посмертно вышли монография «Готический роман в России» (2002) и том «Избранных трудов» (2004).
Труды Вацуро отличает фактическая достоверность и хороший литературный стиль. Заметным было влияние яркой личности Вацуро на современников.
Похоронен на Комаровском кладбище.
:
...




  • Вацуро В.Э. Записки комментатора. [Djv- 5.4M]
    (Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1994. - Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН)
    Скан, обработка, формат Djv: Павел Потехин, 2013
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Вместо предисловия (3).
      ПУШКИН
      «Пророк» (7).
      Поэтический манифест Пушкина (17).
      «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (29).
      Кто был пушкинский «друг стихотворец»? (48).
      «Князь, наперсник муз» в пушкинском «Городке» (63).
      «Стансы к винограду» (67).
      Бунина или Бакунина? (71).
      Загадочная эпиграмма Пушкина (75).
      «Тень зари» (82).
      Пророчество Андрея Шенье (84).
      Послание Пушкина к Филимонову (91).
      Бомарше в «Моцарте и Сальери» (99).
      «Могильный голос» Вольтера в пушкинском послании (107).
      Устная новелла Пушкина (109).
      Простодушие гения (116).
      «Неприятель на носу» (118).
      Булгарин и граф Хвостов (122).
      Тощий кот на кровле (123).
      Приписываемое Пушкину (126).
      ПУШКИНСКАЯ ПОРА
      Встреча (Из комментариев к мемуарам о Карамзине) (135).
      Последняя элегия Батюшкова (150).
      Торквато Тассо и «Мстислав Мстиславич» Катенина (160).
      Дельвиг и искусство (172).
      Дельвиг и немецкие поэты (202).
      История одной ошибки (213).
      «Гея» или «Игея» (Заметка к тексту Баратынского) (220).
      Перевод до оригинала (224).
      Почти неизвестный Тютчев (226).
      Рассказы о Денисе Давыдове (233).
      ЛЕРМОНТОВ. ГОГОЛЬ
      «Моцарт и Сальери» в «Маскараде» (234).
      Лермонтов и Серафима Теплова (291).
      «Камень, сглаженный потоко\« (298).
      Запись в цензурной ведомости (302).
      Некрасов и петербургские словесники (307).
      «Великий меланхолик» (313).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга представляет собой сборник литературоведческих, новелл, основанных на оригинальных разысканиях автора. В ней делается попытка углубленного чтения как хорошо знакомых, так и малоизвестных текстов пушкинской поры, проникновения в творческую лабораторию писателя.
Помимо пушкинских текстов автор рассматривает отдельные произведения Карамзина, Батюшкова, Катенина, Дельвига, Д. Давыдова, Тютчева, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Достоевского.
Книга адресована широкой аудитории любителей классической русской литературы.
  • Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». [Djv- 2.4M] Ответственный редактор С.А. Фомичев.
    (Санкт-Петербург: Издательство «Наука», 1994. - Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом))
    Скан, обработка, формат Djv: Павел Потехин, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Глава первая. У истоков новой элегии. Учителя и теоретики (8).
      Глава вторая. Дружеское литературное общество. Проблема личности у «русских шиллеристов». «Элегия» Андрея Тургенева (20).
      Глава третья. «Сельское кладбище» и поэтика «кладбищенской элегии» (48).
      Глава четвертая. Элегический субъект и элегические темы. Жуковский и Батюшков (74).
      Глава пятая. От «унылой элегии» к символической лирике (111).
      Глава шестая. Война 1812 года и эволюция русской элегии. Историческая элегия. Элегии Д. Давыдова (154).
      Глава седьмая. Поздний Батюшков. «Умирающий ТАСС» и элегическая традиция 1810-х годов. (193).
      Заключение (233).
      Указатель имен (235).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...