«И» «ИЛИ»  
 -  - 
© Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!

Константин Дмитриевич Ушинский1022k

-

(02.03.1824 - 03.01.1871)

Большая советская энциклопедия: Ушинский Константин Дмитриевич [19.2(2.3).1824, Тула, - 22.12.1870 (3.1.1871), Одесса, похоронен в Киеве], русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета. В 1846-49 профессор Ярославского Демидовского лицея, который вынужден был оставить после обвинений в неблагонадежности. Сотрудничал в журналах «Современник» (1852-54) и «Библиотека для чтения» (1854-55). С 1854 преподаватель русской словесности и юридических предметов Гатчинского сиротского института, в 1855-59 инспектор его классов, с 1859 инспектор Смольного института, в 1860 редактор «Журнала Министерства народного просвещения». С усилением правительственной реакции отказался от редактирования журнала, а после политического доноса вынужден был в 1862 оставить и Смольный институт. В 1862-67 жил за границей, изучая постановку школьного дела.
Деятельность У. протекала в период кризиса крепостнического строя, подъема общественно-демократического движения и формирования в нем революционно-демократического направления. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. У. понимал тесную связь между педагогикой и философией. Педагогика, утверждал он, «...в основании наука философская...» (Собр. соч., т.11, 1952, с.182). Он заявлял, что искусство воспитания «...в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению...» (там же, т.3, 1948, с.363). В общественных взглядах У., в целом идеалистических, нашли отражение прогрессивно-демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни.
В педагогической теории У. основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Противостоящая «официальной народности», связанной с самодержавием и крепостничеством, эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования, против рабского подражания иноземному, недооценки богатой трудовыми и патриотическими подвигами жизни простого народа, родного языка, Отечественной литературы, истории, природы. Идея народности У. свободна от славянофильской национальной ограниченности. Признавая законность использования достижений других народов, У. подчеркивал, что оно «...оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом» (там же, т.2, 1948, с.144). Эта идея У. включала требование борьбы с бюрократическо-министерским управлением народным образованием, широкого привлечения к нему общественного мнения, сближения «...образованных людей с людьми рабочего класса» (там же, с.496), развития инициативы демократической общественности в открытии народных школ, в том числе воскресных, изъятия их из ведения духовенства. С этих же позиций У. выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.
Воспитание У. рассматривал как общественное явление, «создание истории». Этим у него предопределяется развитие педагогики и школы. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (там же, т.8, 1950, с.23). Знать человека «во всех отношениях» у У. означало изучение его физических и психических особенностей, влияний «непреднамеренного воспитания» - общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Педагогика, организуя целенаправленное («преднамеренное») воспитание человека, использует достижения наук о человеке, которые У. называл «антропологическими», - философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Материалистическая позиция У. в понимании физиологических и психических процессов позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой «антропологических наук», «...в которых изучается телесная или душевная природа человека...» (там же, с.22), наиболее полно раскрыты им в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-69).
В развитии человека решающую роль У. отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, «...действуя заодно с другими общественными силами...» (там же, т.2, 1948, с.165); оно, «...совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных» (там же, т.8, 1950, с.24). Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах У. рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования. Учение У. о творческом труде как факторе жизни и воспитания явилось крупным достижением рус. педагогической мысли и получило всестороннее развитие в сов. педагогической науке.
В понимании У. нравственности и нравственного воспитания отразились антикрепостнические настроения, демократическая идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за независимость от нее науки и школы, против руководящей роли духовенства в школьном деле. Проблемы нравственного развития человека представлены у У. как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который, утверждал У., с «истинно львиною силой» проявлялся в народе при защите Родины от внешних врагов. Истинный патриотизм, подчеркивал У., исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия, которые не исчезли в России с отменой крепостного права. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, на «разумной деятельности ребенка», требовала развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества.
У. разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, У. раскрыл особенности умственного развития ребенка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета и развития в процессе обучения. Основной закон детской природы У. видел в том, что «...дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью», и делал вывод: «...чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности...» (там же, т.3, 1948, с.147). Дидактика У. является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. У. ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти свое место в жизни. Он исходил из того, что «...следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» (там же, т.2, 1948, с.500).
В содержании общего образования У. уделял большое место естественнонаучным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов выступал против одностороннего, классического его направления. У. высоко оценивал учение Дарвина, которое, писал он, «...придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности...» (там же, т.9, 1950, с.378), Большое внимание У. уделял родному языку в школе, в котором «...одухотворяется весь народ и вся его родина» (там же, т.2, 1948, с.557). В книги для первоначального классного чтения «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864) он, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устного народного творчества, включил т.н. деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научный уровень знаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, служил задачам нравственного и эстетического воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений. В методических руководствах для учителей У. рассмотрел основы методики начального обучения. Огромны его заслуги во внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в сов. школе.
У. утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения - единства обучения и воспитания. «...Воспитание, - учил он, - должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека» (Архив У., т.4, 1962, с.592). Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся «...живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра,... его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории...» (Собр. соч., т.2, 1948, с.32). В формировании личности народного учителя У. возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему его подготовки.
У. оказал огромное влияние на развитие прогрессивной педагогики народов России и славянских стран. Его педагогическое учение во многом опередило время и используется в сов. педагогике. В 1945 СНК СССР учредил медаль К.Д. Ушинского. которой награждаются особо отличившиеся учителя и деятели педагогической науки в РСФСР.
.
.
Сочинения:
* Ушинский К.Д. Вместе тесно, а врозь скучно. (1962) Рассказ
* Ушинский К.Д. Гадюка. (1962) Рассказ
* Ушинский К.Д. Дети в роще. (1986) Рассказ
* Ушинский К.Д. История одной яблоньки. (1962) Рассказ
* Ушинский К.Д. Как рубашка в поле выросла. (1962) Рассказ
* Ушинский К.Д. Курица и утята. (1962) Рассказ
* Ушинский К.Д. Проказы старухи-зимы. (1962) Рассказ
* Ушинский К.Д. Слепая лошадь. (1989) Сказка
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 01. (1948)
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 02. (1948)
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 03. (1948)
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 04. (1948)
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 05. (1949)
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 06. (1949)
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 07. (1949)
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 08. (1950)
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 09. (1950)
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 10. (1950)
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 11. (1952)
* Ушинский К.Д. Утренние лучи. (1962) Рассказ
* Ушинский К.Д. Четыре желания. (1962) Рассказ
* Ушинский К.Д. Четыре желания. (1984) Рассказ
* Ушинский К.Д. Четыре желания. (1989) Сб. рассказов
* Ушинский К.Д. Чужое яичко. (1986) Рассказ
Обработка и пересказ:
* Козлятки и волк. (1989)
.
  • Ушинский К.Д. Вместе тесно, а врозь скучно. [Txt- 2k] Рассказ. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский.
  • Ушинский К.Д. Гадюка. [Txt- 3k] Рассказ. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский.
  • Ушинский К.Д. История одной яблоньки. [Txt- 3k] Рассказ. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский.
  • Ушинский К.Д. Как рубашка в поле выросла. [Txt- 3k] Рассказ. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский.
  • Ушинский К.Д. Курица и утята. [Txt- 2k] Рассказ. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский.
  • Ушинский К.Д. Проказы старухи-зимы. [Txt- 3k] Рассказ. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский.
  • Ушинский К.Д. Утренние лучи. [Txt- 2k] Рассказ. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский.
  • Ушинский К.Д. Четыре желания. [Txt- 2k] Рассказ. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский.
    (Хрестоматия по детской литературе: Учебное пособие для дошкольных педагогических училищ. / Составители М.К. Боголюбская, А.Л. Табенкина. - Учпедгиз, Москва, 1962)
    Скан, OCR, обработка, формат Txt: Zmiy, 2004
.
.
  • Ушинский К.Д. Слепая лошадь. [Djv- 797k] Сказка. Для дошкольного возраста. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Художник В. Гальдяев.
    (Москва: Издательство «Малыш», 1989)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Вадим Ершов, 2007
.
.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 01. Ранние работы и статьи. 1846-1856 гг. [Djv- 9.3M] Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Составил и подготовил к печати В.Я. Струминский.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (5).
      Об изданиях сочинений К.Д. Ушинского (историографический очерк). В.Я. Струминский (8).
      Основы педагогической системы К.Д. Ушинского (вводная статья). Е.Н. Медынский (24).
      Основные даты биографии К.Д. Ушинского (41).
      Редакционное пояснение к первому тому (45).
      НАУЧНАЯ РАБОТА В ЯРОСЛАВСКОМ ЛИЦЕЕ
      Лекции в Ярославском лицее (1846-1848 гг.) (51).
      О камеральном образовании (Речь на торжественном собрании лицея 18/ІX - 1848 г.) (121).
      СТАТЬИ В ЖУРНАЛЕ «СОВРЕМЕННИК»
      Магазин землеведения и путешествий. Географический сборник, издаваемый Николаем Фроловым, т.1, Москва, 1852 г. (253).
      Поездка за Волхов (260).
      История одной французской эскадры (309).
      Труды Уральской экспедиции (350).
      Магазин землеведения и путешествий. Географический сборник, издаваемый Николаем Фроловым, т.11 (512).
      СТАТЬИ В «БИБЛИОТЕКЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ»
      Сейденгемский дворец (557).
      О преступности в Англии и Франции (624).
      СТАТЬИ В «ВЕСТНИКЕ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА»
      Обозрение иностранных географических журналов (657).
      Цивилизация и варварство (667).
      Примечания (703).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      Библиографическая справка о сочинениях К.Д. Ушинского за 1852-1856 гг., не включенных в настоящий том (713).
      Указатель имен (722).
.
.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 02. Педагогические статьи. 1857-1861 гг. [Djv- 9.8M] Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Составил и подготовил к печати В.Я. Струминский.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (5).
      Статьи в «Журнале для воспитания» (15).
      Педагогические материалы Смольного института (265).
      Статьи в «Журнале министерства народного просвещения» (333).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      1. Протокол конференции учителей русского языка в Гатчинском сиротском институте в 1855 г. (575).
      2. О возможности устроить учительскую семинарию при Гатчинском сиротском институте (579).
      Примечания (625).
      Указатель имен (647).
.
.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 03. Педагогические статьи. 1862-1870 гг. [Djv- 9.3M] Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Составил и подготовил к печати В.Я. Струминский.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (5).
      Статьи в «Журнале министерства народного просвещении» (11).
      Статьи в газете «Голос» (255).
      Статьи в журнале «Отечественные записки» (339).
      Материалы служебные (453).
      Статьи в газете «С.-Петербургские ведомости» (593).
      Статьи в журнале «Народная школа» (607).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      17. Мнение К.Д. Ушинского о проекте реорганизации Гатчинского института (627).
      18. Перечень статей и материалов К.Д. Ушинского, не включенных во 2 и 3 томы настоящего собрания сочинений (660).
      Примечания (665).
      Указатель имен (681).
.
.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 04. Детский мир и Хрестоматия. [Djv- 8.7M] Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Подготовил к печати В.Я. Струминский.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (5).
      ДЕТСКИЙ МИР И ХРЕСТОМАТИЯ
      Часть I. ДЕТСКИЙ МИР
      Отдел I. Первое знакомство с детским миром (13).
      Отдел II. Из природы (49).
      Отдел III. Первое знакомство с родиной (166).
      ХРЕСТОМАТИЯ
      Отдел I. Басни и рассказы в прозе (210).
      Отдел II. Стихи (252).
      Часть II. ДЕТСКИЙ МИР
      Отдел I. Из природы (281).
      Отдел II. Из Русской истории (366).
      Отдел III. Из географии (446).
      Отдел IV. Первые уроки логики (554).
      ХРЕСТОМАТИЯ
      Отдел I. Стихи (579).
      Отдел II. Проза (620).
.
.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 05. Методические статьи и материалы к «Детскому миру». [Djv-10.4M] Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Составил и подготовил к печати В.Я. Струминский.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. - Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (5).
      Методические статьи и материалы к 1-му изданию «Детского мира» (10).
      Методические статьи и материалы ко 2-му изданию «Детского мира» (242).
      Статьи и материалы периода последней обработки «Детского мира» (332).
      Методические разработки материалов «Детского мира», составленные Д.Д. Семеновым (422).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      1. Издания книги «Детский мир» (512).
      2. Перечень рецензий и заметок на книгу «Детский мир» с краткими аннотациями и с перепечаткой нескольких рецензий (515).
      Примечания (570).
      Указатель имен (585).
.
.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 06. Родное слово. Книга для детей. Год первый и второй. Родное слово. Книга для учащих. [Djv- 9.7M] Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Составил и подготовил к печати В.Я. Струминский.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. - Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (5).
      1. Родное слово, год первый. Азбука и первая после азбуки книга для чтения (9).
      2. Родное слово, год второй. Вторая после азбуки книга для чтения (103).
      3. Родное слово. Книга для учащих (237).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      1. План книги, долженствующей иметь 25 изданий, К.Д. Ушинского (337).
      2. Об участии Л.Н. Модзалевского в составлении «Родного слова» (342).
      3. Издания книги «Родное слово», г. 1-й и 2-й (344).
      4. Употребление «Родного слова» в начальных русских школах 60-х годов (346).
      5. Рецензии и другие отзывы на «Родное слово» (362).
      6. Борьба в Ученом комитете Министерства народного просвещения за и против употребления «Родного слова» в начальной школе (386).
      7. Доклады членов ученого комитета при Мин. Нар. просвещения о книге К.Д. Ушинского «Родное слово» (394).
.
.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 07. Родное слово. Год 3-й. Руководство к преподаванию по «Родному слову». [Djv- 4.8M] Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Составил и подготовил к печати В.Я. Струминский.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. - Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (5).
      1. «Родное слово», год 3-й. (Первоначальная практическая грамматика с хрестоматией) (9).
      2. «Руководство к преподаванию по «Родному слову». (Приложение к практической грамматике) (225).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      1. Заметки К.Д. Ушинского, относящиеся к чистоте русского языка (341).
      2. Издания книги «Родное слово», год 3-й (342).
      3. Замечания, рецензии и отзывы на книгу Ушинского «Родное слово», год 3-й, и «Руководство» к ней (343).
.
.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 08. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том 1. [Djv- 9.3M] Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Составил и подготовил к печати В.Я. Струминский.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950. - Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (5).
      ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ (Опыт педагогической антропологии), том I.
      Предисловие (11).
      Часть физиологическая (61).
      Часть психологическая (267).
      А. Сознание (284).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      1. Перечень статей Ушинского в «Педагогическом сборнике», в переработанном виде вошедших в 1 том «Педагогической антропологии» (683).
      2. Варианты к I тому «Педагогической антропологии» из статей «Педагогического сборника» (686).
      3. Указатель имен (769).
.
.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 09. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том 2. [Djv- 7.4M] Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Составил и подготовил к печати В.Я. Струминский.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950. - Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (5).
      ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ (Опыт педагогической антропологии), том II.
      Предисловие ко второму тому (13).
      Б. Чувствования (17).
      В. Воля (311).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      1. «Труд в его психическом и воспитательном значении» (Отрывок из статьи Ушинского) (565).
      2. Перечень глав 2-го тома, печатавшихся в «Педагогическом сборнике» за 1868-1869 гг. (579).
      3. Варианты ко 2-му тому «Педагогической антропологии» (580).
      4. Библиографическая справка об изданиях «Педагогической антропологии» (591).
      5. Рецензии и заметки в печати о первых двух томах «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского (593).
      6. Указатель имен (622).
.
.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 10. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». [Djv- 8.4M] Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Составил и подготовил к печати В.Я. Струминский.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950. - Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (5).
      О содержании и плане 8-го тома «Антропологии» (Введение к материалам 3-го тома) (10).
      МАТЕРИАЛЫ К 3-МУ ТОМУ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ»
      Предисловие к 3-му тому (53).
      Г. Психические явления высшего порядка (57).
      Д. Сжатый учебник педагогики (363).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      1. Личность. Очерк из феноменологии (незаконченная публицистическая статья К.Д. Ушинского) (625).
      2. Предисловие А.Н. Острогорского к «Материалам для III тома «Педагогической антропологии» (631).
      3. Оглавление «Материалов для III тома «Антропологии», изданных А.Н. Острогорским (634).
      4. Перечень хранящихся в архивах рукописей Ушинского к «Педагогической антропологии» (636).
      5. Перечень научной литературы, использованной К.Д. Ушинским в трех томах «Педагогической антропологии» (639).
      6. Примечания. (645).
      Указатель имен (659).
.
.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 11. Материалы биографические и библиографические. [Djv-17.1M] Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Составил и подготовил к печати В.Я. Струминский.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1952. - Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции (5).
      I. БИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
      А. Дневник и автобиографические заметки
      1. Дневник 1844-1845 гг. (11).
      2. Отрывок из дневника 1849 г. (42).
      3. Воспоминания об обучении в Новгородсеверской гимназии (45).
      4. Педагогические заметки о Швейцарии (дневник 1862 г.) (59).
      Б. Частная переписка
      1. Письмо к В.А. Черкасскому (137).
      2. Письма к А.В. Старчевскому (142).
      3. Письма к М.И. Семевскому (157).
      4. Письма к Л.Н. Модзалевскому (164).
      5. Письма к А.И. Скребицкому (193).
      6. Переписка К.Д. Ушинского с Н.А. Корфом (200).
      7. Переписка К.Д. Ушинского и П.С. Ушинской с Я.П. Пугачевским (218).
      В. Разные документы и материалы из отдельных периодов жизни К.Д. Ушинского
      1. Документы из детского и юношеского возрастов (238).
      2. Материалы из времени работы К.Д. Ушинского в Ярославле (255).
      3. Материалы, относящиеся к периоду между 1849-1854 гг. (279).
      4. К.Д. Ушинский в Гатчинском институте (288).
      5. Материалы о редакторской деятельности К.Д. Ушинского (301).
      6. Переписка Ушинского с М.П. Леонтьевой (312).
      7. Протест Ушинского против предъявленных ему обвинений (317).
      8. Переписка К.Д. Ушинского с администрацией IV отделения в связи с заграничной командировкой (328).
      9. Из переписки К.Д. Ушинского с редакторами и издателями (339).
      10. Об участии К.Д. Ушинского в заседаниях педагогического собрания в Петербурге (348).
      11. Формулярные списки К.Д. Ушинского (358).
      12. Из семейной жизни К.Д. Ушинского (371).
      13. Смерть К.Д. Ушинского (377).
      14. К.Д. Ушинский в памяти русской педагогической общественности дореволюционного времени (379).
      Г. Мероприятия по увековечению памяти Е.Д. Ушинского в СССР (389).
      Д. Мемуарные материалы о К.Д. Ушинском
      1. Ю.С. Рехневский. К.Д. Ушинский (некролог) (402).
      2. Л.Н. Модзалевский. К биографии Ушинского (430).
      3. Е.Н. Водовозова. К.Д. Ушинский в Смольном институте (455).
      II. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
      1. Хронологический перечень работ К.Д. Ушинского, напечатанных в I-XI томах настоящего издания (543).
      2. Архив К.Д. Ушинского (552).
      3. Библиографический перечень работ об Ушинском с 1857 г. по 1950 г. (565).
      III. ДОПОЛНЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ К I-XI ТОМАМ
      1. Дополнения (639).
      2. Иностранные выражения и тексты, встречающиеся в I-XI томах (в переводе на русский язык) (656).
      3. Недосмотры и ошибки (662).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Примечания (664).
      Указатель имен к XI тому (675).
      Сводный указатель имен к Собранию сочинений К.Д. Ушинского (I-IX тома) (688).
      Сводный указатель содержания I-XI томов настоящего издания (720).
.
.
  • Ушинский К.Д. Четыре желания. [Djv- 2.5M] Рассказ. Для дошкольного возраста. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Рисунки Н. Устинова.
    (Москва: Издательство «Детская литература», 1984)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Вадим Ершов, 2007
.
.
  • Ушинский К.Д. Четыре желания. [Djv- 747k] Рассказы. Для дошкольного возраста. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский. Рисунки В. Топкова.
    (Москва: Издательство «Малыш», 1989)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Вадим Ершов, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Утренние лучи
      Четыре желания
.
.
  • Ушинский К.Д. Чужое яичко. [Txt- 3k] Рассказ. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский.
  • Ушинский К.Д. Дети в роще. [Txt- 3k] Рассказ. Автор: Константин Дмитриевич Ушинский.
    (Рассказы русских писателей. - Минск: Издательство «Юнацтва», 1986)
    Скан, OCR, обработка, формат Txt: Zmiy, 2004
.
.
  • Козлятки и волк. [Djv- 1.5M] [Txt- 44k] Русская народная сказка в обработке Константина Дмитриевича Ушинского. Для дошкольного возраста. Художник П.П. Репкин.
    (Москва: 1989)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Вадим Ершов, 2006
.
.