«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Трифонов Юрий Валентинович
Фотографии

Юрий Валентинович Трифонов 481k

-

(28.08.1925 - 28.03.1981)

◄ СМЕНИТЬ   РАЗВЕРНУТЬ ▼
▲ СВЕРНУТЬ    СМЕНИТЬ ►
Википедия: Юрий Валентинович Трифонов (28 августа 1925, Москва, СССР - 28 марта 1981, там же) - русский советский писатель, поэт, редактор, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-1970-х годов в СССР.
Еще в школе заинтересовался литературой, был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. В 1942-1945 годах работал на авиационном заводе сначала слесарем, затем диспетчером цеха. Там же вступил в ВЛКСМ. Весной-осенью 1945 года редактировал заводскую газету.
В 1944 поступил на заочное отделение Литературного института имени А.М. Горького. Подал заявление на отделение поэзии (в архиве Трифонова сохранилось более 100 не публиковавшихся стихотворений), но был принят на отделение прозы. В 1945 перевелся на очное отделение, которое закончил в 1949 году. Все годы учебы посещал семинары заметившего его К.А. Федина, печатал рассказы в газете «Московский комсомолец». В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя - «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», №2). Дипломная работа Юрия Трифонова - написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принесшая автору широкую известность - была посвящена молодому послевоенному поколению. Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института (точнее, едва не исключен из Комсомола, так как институт к тому времени он уже закончил; в результате он отделался лишь выговором - Ю.В. Трифонов, «Записки соседа», 1972) за то, что не указал в анкете факт ареста отца. В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от нее.
После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для ее продолжения, однако радушный прием, который поначалу ему оказал в своем журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов. Вторая половина 1950-х - начало 1960-х годов стали смутным временем в творческой биографии писателя. В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963 году, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал. Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966-1969 годах - рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и ее последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.
В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970-1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести». Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» - в начале 1950-х годов, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е годы. Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.
Но самую большую славу писателю принес именно «Дом на набережной» - повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без канализации, пользовались деревянным туалетом во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как «Дом на набережной» (по названию повести Трифонова)». В дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Леву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме.
В 2003 году на доме была установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нем роман «Дом на набережной».
Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная ее тема - судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х - середины 1970-х годов.
Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х годов тиражами (30-50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.
С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своем творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы ошибкой.
В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году - роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра». «Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах. Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.
В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем еще в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного. В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жестким, порой даже жестоким самоанализом. Действие романа происходит на протяжении четырех десятилетий - 1930-е, 1940-е, 1950-е и 1970-е годы.
В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение».
Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище...
Обложки
Обложка 1
  • Трифонов Ю.В. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. Студенты. Утоление жажды. [Djv- 9.5M] Сборник: Повесть, роман. Автор: Юрий Валентинович Трифонов. Вступительная статья: Феликс Феодосьевич Кузнецов. Редакционная коллегия: С.А. Баруздин, Ю.Н. Верченко, Ф.Ф. Кузнецов, А.И. Овчаренко, В.М. Меньшиков. Оформление: Максимилиан Зигфридович Шлосберг.
    (Москва: Издательство «Художественная литература», 1985)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: sad369, 2020
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Феликс Кузнецов. В борьбе за человека (5).
      Студенты. Повесть (23).
      Утоление жажды. Роман (409)
Аннотация издательства: В первый том войдут повесть «Студенты», удостоенная Государственной премии СССР, и роман «Утоление жажды» о строительстве канала в пустыне.
Обложка 2
Обложка 1
  • Трифонов Ю.В. Собрание сочинений в 4 томах. Том 2. Повести. [Djv- 6.8M] Сборник: Повести. Автор: Юрий Валентинович Трифонов. Составители: И.Д. Громова, Т.А. Смолянская. Редакционная коллегия: С.А. Баруздин, Ю.Н. Верченко, Ф.Ф. Кузнецов, А.И. Овчаренко, В.М. Меньшиков. Оформление: Максимилиан Зигфридович Шлосберг.
    (Москва: Издательство «Художественная литература», 1986)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: sad369, 2020
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ПОВЕСТИ:
      Обмен (7).
      Предварительные итоги (67).
      Долгое прощание (131).
      Другая жизнь (219).
      Дом на набережной (363).
Аннотация издательства: Во второй том вошел цикл «московских» повестей. На разном жизненном материале писатель прослеживает психологию семейных отношений, внимательно исследует влияние профессиональной микросреды, нравственного климата учреждений, где трудятся его герои, на формирование нравственного облика человека.
Обложка 2
Обложка 1
  • Трифонов Ю.В. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Нетерпение. Старик. [Djv- 8.5M] Сборник: Романы. Автор: Юрий Валентинович Трифонов. Составители: И.Д. Громова, Т.А. Смолянская. Редакционная коллегия: С.А. Баруздин, Ю.Н. Верченко, Ф.Ф. Кузнецов, А.И. Овчаренко, В.М. Меньшиков. Оформление: Максимилиан Зигфридович Шлосберг.
    (Москва: Издательство «Художественная литература», 1986)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: sad369, 2020
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Нетерпение. Роман (5).
      Старик. Роман (409).
Аннотация издательства: В том вошли романы «Нетерпение» (1973) и «Старик» (1978).
Обложка 2
Обложка 1
  • Трифонов Ю.В. Собрание сочинений в 4 томах. Том 4. Отблеск костра. Рассказы. Время и место. Статьи. [Djv- 8.2M] Сборник: Повесть, рассказы, роман, статьи. Автор: Юрий Валентинович Трифонов. Составители: И.Д. Громова, Т.А. Смолянская. Редакционная коллегия: С.А. Баруздин, Ю.Н. Верченко, Ф.Ф. Кузнецов, А.И. Овчаренко, В.М. Меньшиков. Оформление: Максимилиан Зигфридович Шлосберг.
    (Москва: Издательство «Художественная литература», 1987)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: sad369, 2020
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ОТБЛЕСК КОСТРА. Документальная повесть (7).
      РАССКАЗЫ:
      Вера и Зойка (147).
      Голубиная гибель (163).
      В грибную осень (176).
      Путешествие (189).
      Опрокинутый дом. Семь путешествий:
      Кошки или зайцы? (193).
      Вечные темы (196).
      Недолгое пребывание в камере пыток (201).
      Смерть в Сицилии (211).
      Опрокинутый дом (220).
      Посещение Марка Шагала (231).
      Серое небо, мачты и рыжая лошадь (241).
      ВРЕМЯ И МЕСТО. Роман (253).
      СТАТЬИ:
      Правда и красота (521).
      И.А. Бунин (525).
      Выбирать, решаться, жертвовать (526).
      Нескончаемое начало (530).
      Нет, не о быте - о жизни! (541).
      Начало (546).
      На все времена (551).
      Нечаев, Верховенский и другие (556).
      Тризна через шесть веков (569).
      Алфавитный указатель (574).
Аннотация издательства: Последний том Собрания сочинений Ю.В. Трифонова открывает документальная повесть «Отблеск костра» об отце писателя, профессиональном революционере, одном из создателей Красной гвардии, участнике Октябрьского восстания и гражданской войны, где он был членом Реввоенсовета Восточного, Юго-Восточного и Кавказского фронтов. Здесь же читатель познакомится с последним романом, подготовленным автором к печати, «Время и место», а также с лучшими рассказами и избранной публицистикой.
Обложка 2