«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Тимирязев Климент Аркадьевич

Климент Аркадьевич Тимирязев 295k

-

(03.06.1843 - 28.04.1920)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Тимирязев Климент Аркадьевич [22.5(3.6).1843, Петербург, - 28.4.1920, Москва], естествоиспытатель-дарвинист, один из основоположников русской школы физиологов растений, член-корреспондент Петербургской АН (1890). В 1865 окончил вольнослушателем Петербургский университет (в 1861 был исключен из него за участие в студенческих сходках). В формировании мировоззрения Т. большую роль сыграли материалистические философские взгляды А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и др. революционных демократов, труды Д.И. Менделеева, В.О. Ковалевского и А.О. Ковалевского, И.И. Мечникова и особенно И.М. Сеченова и Ч. Дарвина. Еще в студенческие годы Т. опубликовал ряд статей на социально-политические темы и по дарвинизму («Гарибальди на Капрере», 1862, «Голод в Ланкашире», 1863, «Книга Дарвина, ее критики и комментаторы» 1864).
В 1868 по предложению А.Н. Бекетова Т. был командирован Петербургским университетом для подготовки к профессорской деятельности на 2 года за границу (Германия, Франция), где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, физиологов, ботаников (Г. Кирхгофа, Г. Гельмгольца, К.А. Тимирязев, P. Бунзена, П. Бертло, Ж. Буссенго, К. Бернара, В. Гофмейстера). Наибольшее значение для Т. имела его работа у Буссенго, которого он считал своим учителем. В 1870-92 Т. преподавал в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская с.-х. академия им. К.А. Тимирязева). В 1871, защитив магистерскую диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла», был утвержден в звании экстраординарного профессиональной академии; в 1875 после защиты докторской диссертации («Об усвоении света растением») стал ординарным профессором.
С 1878 Т. - профессор Московского университета; в 1902 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. В 1911 покинул университет в знак протеста против действий реакционного министра просвещения Кассо. В 1917, после Великой Октябрьской социалистической революции, Т. был восстановлен в правах профессора Московского университета, но из-за болезни не мог работать на кафедре. Последние 10 лет жизни занимался также литературно-публицистической деятельностью.
Роль Т. в развитии физиологии растений. Основные исследования Т. по физиологии растений посвящены изучению процесса фотосинтеза, для чего им были разработаны специальные методики и аппаратура.
Выясняя зависимость фотосинтеза от интенсивности света и его спектрального состава, Т. установил, что ассимиляция растениями углерода из углекислоты воздуха происходит за счет энергии солнечного света, главным образом в красных и синих лучах, наиболее полно поглощаемых хлорофиллом. Т. впервые высказал мнение, что хлорофилл не только физически, но и химически участвует в процессе фотосинтеза, предвосхитив этим современные представления. Он показал, что интенсивность фотосинтеза пропорциональна поглощенной энергии при относительно низких интенсивностях света, но при их увеличении постепенно достигает стабильных величин и далее не меняется, то есть им были открыты явления светового насыщения фотосинтеза («Зависимость усвоения углерода от интенсивности света», 1889). Таким образом, Т. опытным путем доказал приложимость к процессу фотосинтеза закона сохранения энергии и первого закона фотохимии (см. Гротгуса закон).
В так называемой крунианской лекции, прочитанной в Лондонском королевском обществе и названной «Космическая роль растения» (1903, в рус. пер. 1904), Т. обобщил свои многолетние исследования в области фотосинтеза. Он осветил значение фотосинтеза, осуществляемого зелеными растениями, как первоисточника органического вещества и запасаемой энергии, необходимых для жизнедеятельности всех организмов. Открытие Т. энергетической закономерности фотосинтеза явилось крупным вкладом в учение о единстве и связи живой и не живой материи в процессе круговорота веществ и энергии в природе.
В физиологии растений, наряду с агрохимией, Т. видел основу рационального земледелия. В 1867 по предложению Менделеева Т. заведовал организованным на средства Вольного экономического общества опытным полем в с. Реньевке Симбирской губернии, где проводил опыты по действию минеральных удобрений на урожай. В 1872 по его инициативе на территории Петровской с.-х. академии был построен первый в России вегетационный домик. В 1896 Т. организует на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде показательную опытную станцию с вегетационным домиком. В лекции «Физиология растений как основа рационального земледелия» (1897) Т. показывает эффективность применения минеральных удобрений.
В лекции «Борьба растения с засухой» (1892, опубликована в 1893), прочитанной в связи с вызванным засухой 1891 неурожаем, Т. обобщил имевшиеся в то время данные по вопросам водного режима и засухоустойчивости растений, рекомендовав практические меры для уменьшения причиняемого земледелию вреда засухой.
Т. как эволюционист и дарвинист. Т. - один из первых пропагандистов дарвинизма в России. Эволюционное учение Дарвина он рассматривал как крупнейшее достижение науки 19 в., утверждающее материалистическое мировоззрение в биологии. Обобщив свои статьи по дарвинизму, публиковавшиеся с 1864 в журнале «Отечественные записки», Т. выпустил книги «Краткий очерк теории Дарвина» (1865), в 1832 - «Чарльз Дарвин и его учение» (15-е издание - 1941). В связи с 50-летием выхода в свет книги Дарвина «Происхождение видов» Т. опубликовал серию статей (1908-10), в которых пропагандировал дарвинизм и защищал его от нападок консервативных ученых и церковников, выступал с публичными лекциями. Творческую разработку учения Дарвина Т. дает в цикле своих лекций под общим заглавием «Исторический метод в биологии...» (опубликованы в 1922), где определяет задачи морфологии и физиологии и показывает пути их решения на основе изучения исторического процесса возникновения формы и функции. С позиций дарвинизма, и в первую очередь учения о естественном отборе, Т. объяснял и эволюцию функций у растений, в частности эволюцию фотосинтеза и универсальное распространение хлорофилла у автотрофных растений.
Т. неоднократно подчеркивал, что современные формы организмов - результат длительной приспособительной эволюции; на любом виде ныне живущих организмов лежит печать, с одной стороны, приспособленности к условиям обитания, с другой, - всей предшествующей эволюции. Исходя из этого, Т. считал, что для правильного понимания законов биологии, разнообразных проявлений жизни и возможности управления ими необходим исторический метод, то есть последовательный эволюционный подход к изучению организмов. Он писал: «...ни морфология, со своим блестящим и плодотворным сравнительным методом, ни физиология, со своим еще более могущественным экспериментальным методом, не покрывают всей области биологии, не исчерпывают ее задач; и та, и другая ищет дополнения в методе историческом» (Соч., т.6, 1939, с.61).
Т. как популяризатор и историк науки. Популяризация науки - одна из характерных и блестящих особенностей многогранной деятельности Т. Он писал: «С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельные задачи: работать для науки и писать для народа, то есть популярно...» (там же, т.9, с.13-14). Популяризацию научных знаний он рассматривал как путь, на котором соединяются наука и демократия.
Классический пример популяризации науки - книга Т. «Жизнь растения» (1878), выдержавшая десятки изданий на русском и иностранном языках. Сочетание глубокого анализа современных проблем естествознания с доступным и увлекательным их изложением характерно и для др. произведений Т.: «Столетние итоги физиологии растений» (1901), «Основные черты истории развития биологии в XIX столетии» (1907), «Пробуждение естествознания в третьей четверти века» (1907; в 1920 вышла под названием «Развитие естествознания в России в эпоху 60-х годов»), «Успехи ботаники в XX веке» (1917; в 1920 вышла под названием «Главнейшие успехи ботаники в начале XX столетия»), «Наука. Очерк развития естествознания за 3 века (1620-1920)» (1920), биографических очерков, воспоминаний и некрологов, посвященных выдающимся деятелям мировой науки (Дарвину, Л. Пастеру и др.). Т. защищал мысль об огромной роли науки в борьбе за мир. В 1917 Т. писал: «...Наука и демократия по самому существу своему враждебны войне» (там же, с. 252).
Т. был одним из первых крупных русских ученых, приветствовавших Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В 1920 вышел в свет сборник статей Т. «Наука и демократия», по поводу которого В.И. Ленин в письме к Т. писал: «Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть» (Полн. собр. соч., 5 издание, т.51, с.185). Несмотря на тяжелую болезнь, 75-летний Т. участвовала работе Наркомпроса РСФСР и Социалистической (позднее Коммунистической) академии общественных наук, членом которой был избран в 1918. В 1920 Т. был избран депутатом Моссовета.
Незадолго до смерти Т. говорил: «Большевики, проводящие ленинизм, - я верю и убежден, - работают для счастья народа и приведут его к счастью» (см. Соч., т.1, 1937, с.160).
В Москве сооружен памятник Т. и создан мемориальный музей-квартира; имя Т. присвоено Московской с.-х. академии, институту физиологии растений АН СССР. Его именем названы один из районов Москвы и улицы во многих городах СССР. АН СССР раз в три года присуждает премию им. Тимирязева за лучшие работы по физиологии растений и ежегодно проводит Тимирязевские чтения.
Т. был членом Лондонского королевского общества (1911), почетным доктором университетов в Глазго (1901), Кембридже (1909) и Женеве (1909), член-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911), почетным членом многих русских университетов и научных обществ.
:
AbsurdMan, звездочет...




  • Тимирязев К.А. Дарвин и его учение. [Djv-Fax- 2.0M] [Pdf-Fax- 3.9M] Издание 2-е. Автор: Климент Аркадьевич Тимирязев.
    (Харьковское кооперативное издательство «Пролетарий», 1922)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: AbsurdMan, формат Pdf-Fax: звездочет, 2023
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Дарвин, как тип ученого (3).
      КРАТКИЙ ОЧЕРК ТЕОРИИ ДАРВИНА.
      I.
      Постановка вопроса. - Два мнения о происхождении органических существ. - Происхождение органических существ путем постепенного развития. - Доводы в пользу этого взгляда, заимствованные из классификации, сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии. - Возражения противников этого воззрения. - Постоянство видовых форм. - Первоначальное возникновение организмов и современное состояние этого вопроса (25).
      II.
      Критика господствовавшего понятия о виде. - Два средства убедиться в несостоятельности Этого взгляда. - Примеры изменчивости видовых форм. - Породы голубей. - Их происхождение от одного вида. - Отсутствие определенной границы между видом и разновидностью. - Возможно ли установить ее на основании признака бесплодия скрещения между видами? - Бесплодие не совпадает с видовым различием. - Диморфные растения. - Сравнение бесплодия с неспособностью к прививке. - В чем заключается логическая ошибка защитников неподвижности видов. - Разновидность - зачинающийся вид. - Статистическая поверка этого взгляда. - Вывод (33).
      III.
      Совершенство искусственных пород животных и растений в смысле их соответствия требованиям человека. - Как достиг человек этого результата? - Незначительная роль прямого воздействия человека на организмы. - Изменчивость и наследственность. - Искусственный отбор. - Примеры применения этого приема. - Высокое совершенство, до которого он доведен в настоящее время, и свидетельства об его применении в глубокой древности. - Бессознательный отбор. - Общий вывод (49).
      IV.
      Существует ли в природе отбор? - Размножение организмов в геометрической прогрессии. - Борьба за существование. - Естественный отбор. - Примеры борьбы. - Борьба прямая, конкуренция и борьба с условиями среды. - Сложные отношения зависимости между организмами. - Образ действия естественного отбора. - Примеры. - Естественный отбор действует исключительно на пользу самого организма; - в силу закона соотношения развития, вызывает изменения безразличные; - никогда не вызывает изменений, полезных исключительно для другого организма; - не ведет к безусловному совершенству. - Заключение (51).
      V.
      Отсутствие живых переходных форм объясняется с точки зрения учения об естественном отборе. - -Исчезновение промежуточных форм - необходимое следствие этого процесса. - Образование разрозненных, но подчиненных групп. - Естественная классификация выражает только факт генеалогической связи. - Громадные промежутки времени, необходимые для процесса превращения органических форм, подтверждаются свидетельством геологии. - Необходимость существования ископаемых переходных форм. - Отрицательное свидетельство палеонтологии объясняется ее фактической бедностью. - Новейшие успехи палеонтологии подтверждают справедливость воззрений Дарвина, сверх его ожиданий. - Общее заключение (74).
      VI.
      Последующая деятельность Дарвина, представляющая развитие его учения. - Материалы в подкрепление основных положений его теории: «Об изменениях прирученных животных и возделываемых растений». - Приложение его учения к частным случаям. - «Происхождение человека и половой подбор» и «Выражение чувств у человека и животных». - «Различные приспособления, при помощи которых орхидные оплодотворяются насекомыми». - «Различные формы цветка у растений того же вида» и «О действии самооплодотворения в растительном царстве». - «Насекомоядные растения». - «Движения и привычки лазающих растений» и «О способности растений к движению». - Общий прием и основная мысль, проходящие во всех специальных исследованиях Дарвина. - Заключение (91).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Основная заслуга Дарвина заключается в том логическом повороте, который он совершил в наших коренных воззрениях на органическую природу. Гармония, совершенство, польза - все эти так называемые конечные причины, «causae finales» старой метафизики превратились в его руках в действительные, деятельные «causae efficientes», а результатом этого кругового сплетения причины и следствия, цели и средства явилось объяснение основного факта целесообразности организмов, а, следовательно, перемещение всей, относящейся сюда, категории явлений из области простого созерцания и немого изумления в область исследования и понимания.