|
(Sri Aurobindo)
(15.08.1872 - 05.12.1950)
Советский философский словарь: Гхош Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта, - 5.12.1950, Пондишери), индийский религиозный философ. Как Рамакришна и Вивекананда, Г. видел выход из кризиса современного человечества и особенно Индии в обращении к духовно-религиозному наследию древней Индии. Истолковывая его, он соединял его, с одной стороны, с индийской философией 19 в., с другой - с определенными идеями европейской культуры. Пытаясь создать некую общечеловеческую религиозно-философскую. систему, примиряющую Запад и Восток, Г. старался «избежать их недостатков: материализма Запада и спиритуализма и отрешенности от реальности Востока». Философской основой этой системы явилась реформированная Г. веданта («интегральная веданта»): особенностью ее является отрицание иллюзорности мира и понимание майи как реальной силы (шакти) брахмана, благодаря которой он обладает способностью самопроявления. Промежуточным звеном между абсолютной реальностью (брахманом) и эмпирическим миром является «супраментальное сознание», в котором первоначальное единство брахмана дифференцируется в «духовное многообразие». В результате отчуждения этого многообразия от своего источника возникает мир, цель развития которого - возвращение к своему источнику, возможное только посредством совместного освобождения всего человечества. Привести к этой цели может лишь интегральная йога, посвящение всей деятельности реализации божеств. Сначала путем использования религиозных, этических, эстетических и др. импульсов человека в их совокупности. Суть этого пути - отказ от эгоистических устремлений и служение обществу. Т. о., Г. старался переориентировать традиционную религиозную практику, обратив ее интересы с потустороннего на посюстороннее, найти «духовный смысл в этой посюсторонности». В последний период жизни Г. большое внимание уделял оккультной психологии, явлениям «сверхсознания» и т.п. Последователи его учения имеются в Индии, а также в Европе и Америке.
: ... |
|