 |
- ⒶⒸАтлас по истории религии. [Djv- 191M] [Pdf- 192M] Составители: А.А. Захаров, Е.Г. Кагаров, В.К. Никольский, С.Л. Урсынович, Иван Анатольевич Шпицберг. Художественное оформление: И.В. Захаров.
(Москва: Издательство «Атеист», 1930) Скан: AAW, AbsurdMan, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: Ваня, 2025
- ОГЛАВЛЕНИЕ:
От редакции Атеиста (3). О возникновении религии (5). Путеводитель по Атласу (19). Происхождение христианства (35). ТАБЛИЦЫ. I. Отражение звероловства и рыболовства в магии и религии (53). A. Магическое изображение зверей и охоты (53). Б. Духи покровители охотников (60). B. Изображение священных животных (61). Г. Обряды религиозного характера, связанные с охотой (62). II. Отражение скотоводства в религии (63). A. Культы домашних животных (63). Б. Духи покровители пастушества и скотоводства (65). B. Культ божеств плодородия и материнства (66). Г. Обряды, связанные со скотоводством (66). III. Отражение земледелия в магии и религии (67). A. Культ фалла, как символа плодородия (67). Б. Культ духов растений, преимущественно злаков и винограда (71). B. Культ умирающего и воскресающего бога (73). 1) Цикл Аттиса. 2) Цикл Осириса. 3) Цикл Адониса. Г. Культ богини плодородия, земледелия и материнства (77). Д. Боги хлебопашества (80). Е. Культ священных деревьев (82). Ж. Магические обряды, связанные с земледелием: заклинание дождя, солнца, отвращение града, уничтожение вредителей и т.д. (83). 8. Культ божеств неба, солнца, грозы и других явлений и стихий природы, имеющих значение для земледелия (86). IV. Погребальные обряды и культ предков (88). A. Типы и обряды погребения (88). Б. Надгробные сооружения (95). B. Дары покойникам и поминальные пиршества (100). Г. Культ предков (103). V. Представление о душе и загробном мире (106). А. Внешний вид души (106). Б. Путешествие в загробный мир и пребывание в нем (107). VI. Анимизм и демонология (111). A. Духи звероподобные (111). Б. Духи териоантропические (смешанного вида) (112). B. Духи человекоподобные (113). Г. Вера в ведьм и нечистую силу у христианских народов (115). Д. Развитие человекоподобного изображения божества в пластике (118). VII. Формы нульта (121). A. Молитва (121). Б. Ритуальная пляска и ряжение (124). B. Жертвоприношение и причащение (131). Г. Половое общение с божеством (138). Д. Посвящение (139). Е. Приношения и дары (144). VIII. Магические приемы и священные предметы (146). A. Амулеты и талисманы. Б. Фетиши B. Аттрибуты культа: музыкальные инструменты, священные предметы и проч. IX. Места культа (153). X. Шаманы, жрецы, священники (161). XI. Религия и общество (171). А. Перенесение общественных отношений на мир богов: семейные отношения. Б. Влияние политических и общественных отношений на религию: 1) Слияние местных культов. 2) Учреждение новых культов по политическим мотивам. XII. А. Отражение усложнения техники на развитии религиозных представлений (175). Б. Переход религиозных представлений от одних народов к другим на основе экономических связей между этими народами (180). XIII. Христианство и его источники (181). A. Культ богородицы (181). 1) Божественная мать и божественный младенец. 2) Поясные изображения богородицы, указывающие на тесную связь этого культа с культом богинь плодородия и земледелия. 3) Культ богородицы, как царицы небесной и его предшественницы в дохристианских религиях. 4) Мифы о благовещении, непорочном зачатии, бегстве божественной матери от врагов, покушающихся на жизнь новорожденного младенца, в дохристианских религиях и в христианстве. 5) Божественная возлюбленная в христианстве и дохристианской Палестине, следы фаллических культов в христианстве. Б. Миф о христе и его источники в дохристианских религиях (194). 1) Следы тотемистических представлений в раннем христианстве. 2) Крещение богов и божественных спасителей. 3) Культ креста. 4) Обряд причащения, или религиозной антропофагии (людоедства) 5) Смерть, оплакивание, воскресение и вознесение богов. 6) Другие черты, указывающие на синкретичность (смешение из разных религий) культа Христа. 7) К культу духа святого и троицы. 8) Предшественники христианских мистерий. B. Влияние политических и общественных отношений на религию. - Обожествление царской власти (222). 1) Обожествление царской власти в древневосточных религиях. 2) Обожествление царской власти в христианстве (Рим и Византия). 3) Обожествление княжеской и царской власти в России. 4) Обожествление дома Романовых. 5) Обожествление буржуазного святого. Список изданий, из которых заимствованы рисунки (243). Указатель (244).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Выпуская данный иллюстрированный Атлас по истории религии, редакция Атеиста имеет в виду оказать посильную помощь антирелигиозным кружкам, лекторам, отдельным антирелигиозникам, критически изучающим происхождение и историю религий, в целях более успешной борьбы с этим враждебным трудящимся массам наследием эксплуататорского общества, с этим тормозом на пути социалистического строительства. Задача нашего издания: дать читателю антирелигиознику наглядный материал в подкрепление проводимых в нашей антирелигиозной литературе взглядов на происхождение религии, развитие главнейших религиозных систем и представлений, происхождение христианства, роль религии в классовой борьбе и, в частности, в процессе укрепления царской власти, крепостного права, а потом капитализма в России. Мы хотим, чтобы читатель воочию, на иллюстративном материале, убедился в правильности тех, проводимых в антирелигиозной марксистской литературе, положений, о которых он до сих пор лишь только читал. Мы хотим наглядно показать тесную связь религии, в ее возникновении и развитии, с низкой техникой первобытника, изменением производственных отношений, развитием эксплуатации. |
 |