«И» «ИЛИ»
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Шпицберг Иван Анатольевич (юрист, публицист)

Иван Анатольевич Шпицберг 125k

-

(1880 - 1933)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Иван Анатольевич Шпицберг (1880-1933) русский советский юрист, журналист и писатель. Был организатором и руководителем научного общества и издательства «Атеист», а также редактором одноименного журнала.
Иван Шпицберг окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1906 году. 1 сентября 1906 года он стал помощником присяжного поверенного. 9 июня 1912 года сам получил статус присяжного поверенного. После февраля 1917 года краткое время работал чиновником Священного синода по бракоразводным делам. В марте того же года уже числился сотрудником комиссариата 4-го полуокруга Литейного округа в Петрограде. С января по июнь 1918 года был председателем брачного отдела Литейного районного совета Совета рабочих и солдатских депутатов. С 1918 года выступал с антирелигиозной агитацией и одновременно занимал пост товарища наркомпроса. Вступил в ряды РКП(б) в мае или июле 1919 года.
Шпицберг также принял участие в издании журнала «Революция и церковь». 17 мая 1919 года он начал работать в VIII отделе Народного комиссариата юстиции: сначала в качестве эксперта, а затем (не позднее мая 1920 года) перешел в отдел по особо важным делам. С 1 декабря 1920 года по 31 мая 1921 года работал юрисконсультом в ВЧК. В то же время он был уполномоченным сотрудником секретного отдела ВЧК. Шпицберг принимал участие в уголовных процессах над деятелями церкви в 1918?1920 годах
В 1921 году стал организатором и руководителем научного общества и издательства «Атеист». Под его руководством была создана библиотека атеистической литературы иностранных авторов, был осуществлен перевод произведений таких авторов, как П. Гольбах, А. Древс, Дж. Робертсон, Г. Даумер, Дж. Фрэзер, Л. Таксиль и других.
В 1925 году издал брошюру «Святой Василий Грязнов: защита подмосковных акул текстильной промышленности» о истории канонизации святого Василия Павлово-Посадского (Грязного) и мошенничестве с мощами». Брошюра послужила сценарием для антирелигиозного фильма «Старец Василий Грязнов» 1924 года режиссера Чеслава Сабинского.
:
Вадим Ершов...
AAW, AbsurdMan, Ваня...
СПИСОК НЕКОТОРЫХ ИЗДАНИЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ:
* Шпицберг И.А. Святой Василий Грязнов. Защита подмосковных акул текстильной промышленности. (1929)
* Шпицберг И.А... (сост.) Атлас по истории религии. (1930)



  • Атлас по истории религии. [Djv- 191M] [Pdf- 192M] Составители: А.А. Захаров, Е.Г. Кагаров, В.К. Никольский, С.Л. Урсынович, Иван Анатольевич Шпицберг. Художественное оформление: И.В. Захаров.
    (Москва: Издательство «Атеист», 1930)
    Скан: AAW, AbsurdMan, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: Ваня, 2025
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редакции Атеиста (3).
      О возникновении религии (5).
      Путеводитель по Атласу (19).
      Происхождение христианства (35).
      ТАБЛИЦЫ.
      I. Отражение звероловства и рыболовства в магии и религии (53).
      A. Магическое изображение зверей и охоты (53).
      Б. Духи покровители охотников (60).
      B. Изображение священных животных (61).
      Г. Обряды религиозного характера, связанные с охотой (62).
      II. Отражение скотоводства в религии (63).
      A. Культы домашних животных (63).
      Б. Духи покровители пастушества и скотоводства (65).
      B. Культ божеств плодородия и материнства (66).
      Г. Обряды, связанные со скотоводством (66).
      III. Отражение земледелия в магии и религии (67).
      A. Культ фалла, как символа плодородия (67).
      Б. Культ духов растений, преимущественно злаков и винограда (71).
      B. Культ умирающего и воскресающего бога (73).
      1) Цикл Аттиса.
      2) Цикл Осириса.
      3) Цикл Адониса.
      Г. Культ богини плодородия, земледелия и материнства (77).
      Д. Боги хлебопашества (80).
      Е. Культ священных деревьев (82).
      Ж. Магические обряды, связанные с земледелием: заклинание дождя, солнца, отвращение града, уничтожение вредителей и т.д. (83).
      8. Культ божеств неба, солнца, грозы и других явлений и стихий природы, имеющих значение для земледелия (86).
      IV. Погребальные обряды и культ предков (88).
      A. Типы и обряды погребения (88).
      Б. Надгробные сооружения (95).
      B. Дары покойникам и поминальные пиршества (100).
      Г. Культ предков (103).
      V. Представление о душе и загробном мире (106).
      А. Внешний вид души (106).
      Б. Путешествие в загробный мир и пребывание в нем (107).
      VI. Анимизм и демонология (111).
      A. Духи звероподобные (111).
      Б. Духи териоантропические (смешанного вида) (112).
      B. Духи человекоподобные (113).
      Г. Вера в ведьм и нечистую силу у христианских народов (115).
      Д. Развитие человекоподобного изображения божества в пластике (118).
      VII. Формы нульта (121).
      A. Молитва (121).
      Б. Ритуальная пляска и ряжение (124).
      B. Жертвоприношение и причащение (131).
      Г. Половое общение с божеством (138).
      Д. Посвящение (139).
      Е. Приношения и дары (144).
      VIII. Магические приемы и священные предметы (146).
      A. Амулеты и талисманы.
      Б. Фетиши
      B. Аттрибуты культа: музыкальные инструменты, священные предметы и проч.
      IX. Места культа (153).
      X. Шаманы, жрецы, священники (161).
      XI. Религия и общество (171).
      А. Перенесение общественных отношений на мир богов: семейные отношения.
      Б. Влияние политических и общественных отношений на религию:
      1) Слияние местных культов.
      2) Учреждение новых культов по политическим мотивам.
      XII. А. Отражение усложнения техники на развитии религиозных представлений (175).
      Б. Переход религиозных представлений от одних народов к другим на основе экономических связей между этими народами (180).
      XIII. Христианство и его источники (181).
      A. Культ богородицы (181).
      1) Божественная мать и божественный младенец.
      2) Поясные изображения богородицы, указывающие на тесную связь этого культа с культом богинь плодородия и земледелия.
      3) Культ богородицы, как царицы небесной и его предшественницы в дохристианских религиях.
      4) Мифы о благовещении, непорочном зачатии, бегстве божественной матери от врагов, покушающихся на жизнь новорожденного младенца, в дохристианских религиях и в христианстве.
      5) Божественная возлюбленная в христианстве и дохристианской Палестине, следы фаллических культов в христианстве.
      Б. Миф о христе и его источники в дохристианских религиях (194).
      1) Следы тотемистических представлений в раннем христианстве.
      2) Крещение богов и божественных спасителей.
      3) Культ креста.
      4) Обряд причащения, или религиозной антропофагии (людоедства)
      5) Смерть, оплакивание, воскресение и вознесение богов.
      6) Другие черты, указывающие на синкретичность (смешение из разных религий) культа Христа.
      7) К культу духа святого и троицы.
      8) Предшественники христианских мистерий.
      B. Влияние политических и общественных отношений на религию. - Обожествление царской власти (222).
      1) Обожествление царской власти в древневосточных религиях.
      2) Обожествление царской власти в христианстве (Рим и Византия).
      3) Обожествление княжеской и царской власти в России.
      4) Обожествление дома Романовых.
      5) Обожествление буржуазного святого.
      Список изданий, из которых заимствованы рисунки (243).
      Указатель (244).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Выпуская данный иллюстрированный Атлас по истории религии, редакция Атеиста имеет в виду оказать посильную помощь антирелигиозным кружкам, лекторам, отдельным антирелигиозникам, критически изучающим происхождение и историю религий, в целях более успешной борьбы с этим враждебным трудящимся массам наследием эксплуататорского общества, с этим тормозом на пути социалистического строительства.
Задача нашего издания: дать читателю антирелигиознику наглядный материал в подкрепление проводимых в нашей антирелигиозной литературе взглядов на происхождение религии, развитие главнейших религиозных систем и представлений, происхождение христианства, роль религии в классовой борьбе и, в частности, в процессе укрепления царской власти, крепостного права, а потом капитализма в России.
Мы хотим, чтобы читатель воочию, на иллюстративном материале, убедился в правильности тех, проводимых в антирелигиозной марксистской литературе, положений, о которых он до сих пор лишь только читал. Мы хотим наглядно показать тесную связь религии, в ее возникновении и развитии, с низкой техникой первобытника, изменением производственных отношений, развитием эксплуатации.