Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Георгий Васильевич Свиридов 217k

-

(16.12.1915 - 06.01.1998)

Википедия: Свиридов Георгий (Юрий) Васильевич [р. 3(16).12.1915, г. Фатеж, ныне Курской области], советский композитор и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). В 1941 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции (учился у П.Б. Рязанова и Д.Д. Шостаковича). В 1962-1974 секретарь правления Союза композиторов СССР, одновременно в 1968-73 1-й секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Дарование композитора, своеобразие его творческой индивидуальности наиболее ярко раскрылись в области вокальной музыки. Камерно-вокальные и вокально-симфонические произведения на слова А.С. Исаакяна («Страна отцов», поэма для тенора и баса с фортепиано, 1950), Р. Бернса (цикл песен, 1955), С.А. Есенина («Поэма памяти С. Есенина» для тенора, хора и симфонического оркестра, 1955-56; цикл песен «У меня отец крестьянин» для тенора, баритона с фортепиано, 1956, и др.), В.В. Маяковского («Патетическая оратория» для баса, хора и оркестра, 1959; Ленинская премия, 1960), а также хоры на слова рус. поэтов (1958, 1967) очерчивают важнейшую тему творчества композитора - тему Родины. На основе глубокого прочтения поэзии разных эпох и народов, прежде всего русской, С. существенно обновил многие вокальные жанры. Стиль С., прочно связанный с традициями русской классической и советской музыки, чрезвычайно самобытен. Многое в нем определяется широкой опорой на крестьянский фольклор в сочетании с приемами музыкального языка 20 в. Музыка С. отличается отточенной простотой, национальной характерностью песенных мелодий и ладо-гармонического языка, блеском и красочностью оркестрового колорита, строгим отбором и экономией выразительных средств. Тенденция к лаконизму, сжатию масштабов сочинений проявилась в «Курских песнях» (1964; Государственная премия СССР, 1968), в т.н. маленьких кантатах «Деревянная Русь» (слова С.А. Есенина, 1964), «Снег идет» (слова Б.Л. Пастернака, 1965), «Весенняя кантата» (слова Н.А. Некрасова, 1972), в хоровом «Концерте памяти А.А. Юрлова» (1973) и др. Среди других сочинений - музыкальные комедии, в том числе «Огоньки» (1951), трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945; Государственная премия СССР, 1946; 2-я редакция 1955), музыка к фильмам и спектаклям драматических театров. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го и 8-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина.
.
. «георгий васильевич свиридов» на страницах библиотеки упоминается 1 раз: .
. .
. .
  • Свиридов Г.В. Музыка как судьба. [Doc- 3.7M] [Pdf- 5.8M] [Rtf- 4.3M] Составитель, автор предисловия и комментариев Александр Сергеевич Белоненко. Научное редактирование Сергей Иванович Субботин. Серийное оформление Константин Георгиевич Фадин.
    (Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2002. - Библиотека мемуаров: Близкое прошлое; Выпуск 2)
    Скан, OCR, обработка, формат: Александр Макаревич, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      А.С. Белоненко. Из чего рождается гармония (5).
      Тетрадь 1972-1980 (57).
      Тетрадь 1973-1980 (154).
      Тетрадь 1978-1980 (196).
      Тетрадь 1978-1983 (224).
      Тетрадь 1979-1983 (291).
      Тетрадь 1980-1983 (323).
      Тетрадь 1981-1982 (337).
      Тетрадь 1982-1983 (380).
      Тетрадь 1987 (I) (394).
      Тетрадь 1987 (II) (421).
      Тетрадь 1988 (459).
      Заметки 1989-1993 (481).
      Тетрадь 1989 (508).
      Тетрадь 1989-1990 (I) (521).
      Записи 1989-1990, (1996) (544).
      Тетрадь 1989-1990 (II) (567).
      Тетрадь 1990-1991 (576).
      Тетрадь 1991 (584).
      Тетрадь (1989), 1994 (615).
      Комментарии (624).
      Указатель личных имен и названий (710).
Аннотация издательства: Имя Георгия Свиридова, великого композитора XX века, не нуждается в представлении. Но как автор своеобразных литературных произведений - «летучих» записей, собранных в толстые тетради, которые заполнялись им с 1972 по 1994 год, Г.В. Свиридов только-только открывается для читателей. Эта книга вводит в потаенную жизнь свиридовской души и ума, позволяет приблизиться к тайне преображения «сора жизни» в гармонию творчества. Она написана умно, талантливо и горячо, отражая своеобразие этой грандиозной личности, пока еще не оцененной по достоинству. «Записи» сопровождает интересный комментарий музыковеда, президента Национального Свиридовского фонда Александра Белоненко. В издании помещены фотографии из семейного архива Свиридовых, часть из которых публикуется впервые.
.