«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Суворов Александр Васильевич

Александр Васильевич Суворов 214k

-

(24.11.1729 - 18.05.1800)

Большая советская энциклопедия: Суворов Александр Васильевич [13(24).11.1729 или 1730, Москва, - 6(18).5.1800, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре], граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), русский полководец и военный теоретик, генералиссимус (1799). В детстве под руководством отца генерала Василия Ивановича Суворова (1705-75), соратника Петра I, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю и иностранные языки, закалял свой слабый от рождения организм физическими упражнениями. В 1742 записан солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк, в котором в 1748 начал службу капралом. В 1754 произведен в офицеры и направлен поручиком в Ингерманландский пехотный полк. В 1756-1758 служил в Военной коллегии. Во время Семилетней войны 1756-63с 1758 на штабных и командных должностях, участвовал в Кунерсдорфском сражении 1759, во взятии Берлина (1760) и Кольберга (1761). В 1762 произведен в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного, а в 1763 - Суздальского пехотного полка (до 1769). В 1764-65 составил и ввел в действие так называемое «Полковое учреждение» - оригинальное наставление о воинском распорядке, правилах обучения и воспитания офицеров и солдат. В 1768-1772, командуя полком, бригадой и отдельными отрядами в корпусе генерала И.И. Веймарна, действовал в Польше против войск Барской конфедерации, нанес им поражения под Ореховом (1769), Ландскруной, Столовичами (1771) и овладел Краковским замком (1772). В 1770 произведен в генерал-майоры. В 1772 командовал Санкт-Петербургской дивизией. В 1773 по личной просьбе направлен на театр русско-турецкой войны в 1-ю армию генерала-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. В мае - июне 1773 отряд С. дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая. В сентябре 1773 руководил обороной Гирсово и отбросил турецкие войска. В июне 1774 вместе с генералом М.Ф. Каменским нанес поражение 40-тысячному турецкому корпусу при Козлудже. В августе 1774 по приказу императрицы Екатерины II направлен с войсками для подавления Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева, но восставшие были разбиты до прибытия С., которому пришлось лишь сопровождать захваченного в плен Пугачева в Симбирск. В 1774-86 командовал дивизиями и корпусами в различных районах России; руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма, предотвратил в 1778 высадку турецкого десанта в Ахтиарской бухте, чем была сорвана попытка Турции развязать новую войну в невыгодной для России международной обстановке. В 1786 С. был произведен в генерал-аншефы. В начале русско-турецкой войны 1787-91 командовал 30-тысячным корпусом, оборонявшим побережье в районе Херсон - Кинбурн, и уничтожил турецкий десант около Кинбурна (октябрь 1787). В 1788 участвовал в осаде Очакова, где был ранен (всего за время боевой деятельности С. получил 6 тяжелых ранений). В 1789 командовал дивизией в Молдавии и, руководя действиями русских и союзных австрийских войск, разгромил превосходящие силы турок в сражениях при Фокшанах (июль 1789) и Рымнике (сентябрь 1789). В 1790 С., командуя 30-тысячным осадным корпусом под Измаилом, в течение 2 недель подготовил штурм этой сильнейшей крепости и 11(22) декабря 1790 овладел ею. В 1791-94 командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России, руководил строительством укреплений на границах России. В августе 1794 назначен командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания 1794. В сентябре - октябре С. нанес поражения войскам повстанцев (при Крупчицах, под Брест-Литовском, Кобылкой и др.), его войска штурмом овладели предместьем Варшавы Прагой и заняли Варшаву; при этом С. проявил гуманное отношение к «мятежникам» (отпустил пленных, запретил реквизиции, требовал не допускать «обид жителям» и т.д.). Екатерина II, произведя С. в фельдмаршалы, в октябре 1795 отозвала его из Польши. Приняв в 1796 командование войсками на юге (в Тульчине), С. написал знаменитое произведение «Наука побеждать», обобщавшее многолетний опыт обучения и воспитания войск. «Наука побеждать» явилась прямым протестом на новый воинский устав императора Павла I, заимствованный у прусской армии. Критика павловского устава и отказ С. выполнить приказ императора привести подчиненные ему войска «в мой порядок» повлекли за собой увольнение С. из армии [6(17) февраля 1797] и ссылку в с. Кончанское Новгородской губернии. В связи с образованием 2-й антифранцузской коалиции с участием России Павел I по просьбе союзников в феврале 1799 назначил С. главнокомандующим русскими войсками, направленными в Италию; С. были подчинены и австрийские войска. В ходе Итальянского похода Суворова 1799 русско-австрийские войска под его командованием в апреле - августе разгромили в ряде сражений французские войска, освободив от них всю Северную Италию. Блестящие победы С. были одержаны вопреки интригам и вмешательству австрийского гофкригсрата (придворного военного совета), который крайне затруднял его действия. Разработанный С. стратегический план дальнейших военных действий, предусматривавший наступление его армии вместе с воссоздаваемой пьемонтской армией на Гренобль - Лион - Париж во взаимодействии с австрийской армией эрцгерцога Карла, которая должна была наступать из Швейцарии, был сорван Австрией. Ее правительство стремилось развязать себе руки для захвата Италии и добилось согласия Павла I на переброску войск С. в Швейцарию. «Меня прогнали в Швейцарию, чтобы там уничтожить», - писал С. Однако в беспримерном в военной истории Швейцарском походе Суворова 1799 русские войска в сентябре преодолели исключительные трудности и вышли из окружения. В октябре 1799 Павел I разорвал союз с Австрией и отозвал войска С. в Россию. С. вновь подвергся царской опале за нарушения «высочайшего устава» и вскоре умер.
С., опираясь на вековые военные традиции России, возродил и развил прогрессивные черты петровской армии в области организации, боевой подготовки и военного искусства. С. был одним из самых образованных военных деятелей 18 в.; он знал математику, философию, историю, владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким языками, а также немного арабским, персидским и финским языками; в совершенстве знал фортификацию; изучал состояние современных иностранных армий, внимательно следил за ходом военных и политических событий в Западной Европе, будучи постоянным подписчиком многих иностранных газет, журналов, научных изданий. Политическим идеалом С. была «просвещенная монархия». Являясь сторонником самодержавия, представителем и защитником классовых интересов дворян-помещиков, С. в то же время осуждал «тиранство» самодержцев (Екатерины II, Павла I), резко критиковал придворные нравы (фаворитизм, протекционизм, праздность, угодничество, карьеризм), насаждавшиеся при Павле I прусские военные порядки и «бесполезную жестокость в войсках». Независимость суждений С., его огромный авторитет в армии вызывали недоверие к нему со стороны правительства и были поводом для постоянных унижений, опал и тайного надзора.
Патриотизм С. был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина («в свете храбрее россиянина нигде нет»), в военный талант своих подчиненных и учеников (М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, М.И. Платова, М.А. Милорадовича и др.). С. проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным («не меньше оружия поражать противника человеколюбием»), сурово преследовал мародерство.
Военно-теоретическая и практическая деятельность С. отражена в его огромном литературном, документальном и эпистолярном наследии, включающем «Полковое учреждение», «Науку побеждать», различные наставления, инструкции, приказы, диспозиции, памятные записки, переписку с военными и государственными деятелями. Оно характеризует С. как выдающегося военного теоретика, стратега и тактика, глубоко понимавшего проблемы военного дела, во многом опередившего свое время, создавшего оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, обучения и воспитания войск, основавшего свою прогрессивную школу военного искусства. Одержав множество побед над сильными противниками, С. снискал славу непобедимого и обогатил военную практику блестящими примерами успешных действий в трудных условиях, а военную науку - новыми идеями и положениями, составившими в совокупности суворовскую «науку побеждать». В области стратегии С. считал, что война должна быть по возможности скоротечной, для чего необходимы своевременная и энергичная мобилизация всех сил и средств для ее успешного ведения с учетом международной обстановки, сил и намерений противника, постановка перед вооруженными силами решительных целей, быстрота наступательных действий с целью разгрома прежде всего живой силы противника. С. был решительным противником господствовавшей в то время в европейских армиях кордонной стратегии. Он рассматривал маневр войск на театре военных действий не как самоцель, а как средство уничтожения источников снабжения и пополнения противника, сосредоточения своих сил против его «слабого пункта» для решительного удара в полевом сражении. Следуя принципу «держать по возможности все силы свои в совокупности», С. предвосхитил стратегическую идею массирования сил, обычно приписываемую Наполеону I. С. учил, что успех сражения обеспечивают тщательная разведка (войсковая, агентурная), скрытность замыслов и действий, внезапность удара. Громадное значение придавал он фактору времени: «расчет времени есть главное правило ведения войны», «от единого иногда мгновения разрешается жребий сражения». Непримиримый враг догматизма и шаблона, С. учил: «все кампании различны между собой», «никакой баталии в кабинете выиграть не можно и теория без практики мертва». Резко критикуя систему руководства боевыми действиями с помощью составляемых «для проформы» «примерных планов кабинетов» без учета постоянно изменяющейся обстановки, С. считал, что главнокомандующий должен обладать полнотой власти. Он строго учитывал обстановку и характер театра военных действий (топография, климат, время года, сырьевые ресурсы, речные системы, дороги и др.), особенности противника, возможности привлечения в свою армию местного населения (славян и греков в русско-турецких войнах, итальянцев и швейцарцев в войне с Францией). Большое внимание С. уделял задачам обеспечения армии людскими и материальными резервами, транспортными средствами, четкой работе квартирмейстерской и штабной служб. Считая наступление главной формой боевых действий, С. не пренебрегал обороной и «великим принципом»: «никогда не надо слишком удаляться от своих ресурсов». Тактика С. была органически связана с его наступательной стратегией и носила решительный характер. С. применял в бою различные боевые порядки: линии, каре, колонны (полковые, батальонные, взводные и другие) и их сочетания. Еще в 1778 он пришел к выводу о преимуществе применения колонн: «...колонна та гибче всех построениев, быстра в ее движении, ежели без остановки, то все пробивает». Действия колоннами сочетались с действиями пеших и конных егерей в рассыпном строю перед фронтом и на флангах боевого порядка. С. нередко проводил бои ночью. При действиях против крепостей отдавал предпочтение решительному и тщательно подготовленному штурму перед длительной осадой. В 1799 С. разработал «Правила ведения военных действий в горах». Тактическим приемом С. являлась быстрота движения войск в наступлении с целью сократить потери в зоне действительного огня и сохранить силы для штыковой атаки. В то же время С., увеличив запас ружейных патронов до 100 на солдата, требовал прицельной стрельбы. С. тщательно и детально разрабатывал диспозиции сражений, осад, штурмов крепостей. Вместе с тем после отдачи общего приказа он предоставлял командирам дивизий и корпусов право действовать «наилучшим образом» по их усмотрению «в зависимости от местных условий». Большое внимание С. уделял боевой подготовке войск. Он обучал своих солдат «во всякое способное время» в мирной и военной обстановке, настойчиво проводя свой принцип: «легко в ученье - тяжело в походе, тяжело в ученье - легко в походе». С. ввел в боевой подготовке «сквозные атаки», то есть двусторонние маневры армии, во время которых отрабатывались наступление, оборона, встречный бой, действия на пересеченной местности, преследование и т.д. Воспитывая войска в духе «смелой нападательской тактики», С. всеми мерами развивал у подчиненных инициативу. Не только офицерам, но и унтер-офицерам и солдатам сообщалось о плане предстоящих действий, так как «каждый воин должен понимать свой маневр». Инициативу, предприимчивость, храбрость С. поощрял боевыми наградами, способных (в том числе солдат и унтер-офицеров) продвигал по службе. С. постоянно заботился о высоком морально-боевом духе войск, воодушевлял солдат в трудном походе своим красноречием и юмором. С. воспитывал у них чувство товарищества, профессионального достоинства, заботился о военной выправке, опрятности и нравственности солдат, выступал против бессмысленной муштры и жестокого обращения с ними. От подчиненных требовал грамотности и сообразительности, не терпел «леноумия» и «немогузнайства». С. поддерживал строгую военную дисциплину, но всегда считался с обстоятельствами, смягчающими вину нарушителя. Он проявлял неустанную заботу о здоровье и физической закалке солдат, санитарном состоянии казарм и лагерей, хорошем питании, обеспечении удобным и теплым обмундированием и обувью; ввел весьма передовые для своего времени «Правила медицинским чинам». В результате в войсках С. резко сократились заболевания, которые были бичом армий 18 в. В дореволюционной России лишь передовые военные деятели и писатели признавали заслуги С., в некоторых официальных трудах его военное наследие либо оставлялось без внимания, либо искажалось. В СССР было положено начало подлинно научному изучению военного наследства С., изданы его труды. 29 июля 1942 Президиумом Верховного Совета СССР был учрежден военный орден Суворова 3 степеней; 21 августа 1943 пост. СНК СССР и ЦК ВКП (б) были созданы Суворовские училища. В СССР существуют музеи С. в Ленинграде, Новой Ладоге, Очакове, Измаиле, Кобрине, с. Кончанском (Новгородская область), с. Тимановке (Винницкая область), с. Ундол (Владимирская область). Памятники С. воздвигнуты: в Ленинграде (скульптор М.И. Козловский, 1801), Новой Ладоге (В.А. Вернер. 1948); в Очакове (1907), Измаиле (1945), Тульчине (1954) - все Б.В. Эдуарде; в Кобрине (М.Е. Роберман), Херсоне (Е.Н. Рукавишников, 1950), с. Тимановке, Симферополе, Калининграде, Кончанском, а также в Рымнике (Румыния). В честь С. названы населенные пункты - с. Суворово (Пензенская область), с. Кончанское-Суворово (Новгородская область), с. Суворове (близ Козлуджа, Болгария).
.
  • Суворов А.В. Наука побеждать. [Djv- 1.3M] Издание подготовил В.С. Лопатин. Ответственный редактор А.М. Самсонов.
    (Москва: Военное издательство, 1987)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: jalavk, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (3).
      «Наука побеждать» (15).
      Комментарии (29).
Аннотация издательства: Книга великого русского полководца Генералиссимуса А.В. Суворова «Наука побеждать» последний раз издавалась в 1980 г. в связи с 250-летием со дня ого рождения. Новое издание предпринимается по многочисленным просьбам читателей. В книге в оригинальной форме и весьма лаконично раскрывается сущность суворовской тактики и системы обучения и воспитания войск.
.
  • Суворов А.В. Письма. [Djv-34.1M] Издание подготовил В.С. Лопатин. Ответственный редактор А.М. Самсонов.
    (Москва: Издательство «Наука», 1986. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан, обработка, формат Djv: Alexx, 2011
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Снигирь (Г.Р. Державин) (5,477).
      1764-1769. Командование Суздальским полком (6,479).
      1769-1772. Война против польских конфедератов (9,481).
      1772-1773. Служба в обсервационном корпусе (23,490).
      1773-1774. Первая русско-турецкая война (26,491).
      1774-1775. Служба в Поволжье (36,499).
      1776-1779. Служба в Крыму и на Кубани (39,503).
      1780-1782. Служба в Астрахани (64,518).
      1782-1784. Борьба за присоединение Крымского ханства к России (85,533).
      1784-1785. Командование Владимирской дивизией (91,537).
      1786-1787. Канун второй русско-турецкой войны (108,546).
      1787-1791. Вторая русско-турецкая война
      1787. КИНБУРН (111,547).
      КАМПАНИЯ 1788 ГОДА. СРАЖЕНИЯ НА ЛИМАНЕ, ОСАДА ОЧАКОВА (123,556).
      КАМПАНИЯ 1789 ГОДА. ФОКШАНЫ, РЫМНИК (174,589).
      КАМПАНИЯ 1790 ГОДА. ИЗМАИЛ (195,602).
      1791-1792. Строительство крепостей на границе с Финляндией (211,615).
      1792-1794. Строительство крепостей на Юге России (244,640).
      Польская кампания 1794 года (267,654).
      1794-1795. Командование войсками в Польше (286,667).
      1796-1797. Главнокомандующий армией. Тульчин. Командование войсками Екатеринославской дивизии (301,676).
      1797-1799. Опала и ссылка в Кончанское (321,692).
      Итальянский поход 1799 года (332,703).
      Швейцарский поход 1799 года (351,725).
      1799-1800. Возвращение армии в Россию (368,739).
      1800. Болезнь и смерть (382,751).
      Дополнения (392,757).
      НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
      Разговор с солдатами их языком (397,766).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Список сокращений (402).
      В.С. Лопатин. Суворов в своих письмах (405).
      Примечания (Сост. В.С. Лопатин) (476).
      Указатель имен (769).
      Основные даты жизни и деятельности А.В. Суворова (785).
      Список иллюстраций (790).
.
.