«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Сунь Ятсен

Сунь Ятсен 164k

-

(12.11.1866 - 12.03.1925)

Большая советская энциклопедия: Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении - Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) [12.11.1866, у. Сяншань (ныне Чжуншань), провинция Гуандун, - 12.3.1925, Пекин; похоронен в Нанкине], китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское вооруженное выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, С.Я.-с. активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой Ее программой стали выработанные С.Я.-с. «три народных принципа»: национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики) и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа) В 1905-11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооруженные выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 С.Я.-с. был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. В.И. Ленин, относившийся с большой симпатией к революционной борьбе китайского народа, дал высокую оценку деятельности С.Я. -с., назвав его «...революционным демократом, полным благородства и героизма...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т.21, с. 402), но в то же время указывал и на утопизм его взглядов. С.Я.-с. считал возможным избежать развития капитализма в Китае, и в этом В.И. Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола С.Я.-с. вынужден был под давлением внутренней феодальной реакции и империалистических держав сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая С.Я.-с. создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). Однако до Великой Октябрьской социалистической революции в России С.Я.-с. непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутренней и внешней реакции.
Победа Октябрьской революции 1917 в России оказала на С.Я.-с. огромное влияние. В 1918 он направил В.И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своем глубоком восхищении тяжелой борьбой революционных масс России и выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика страны Советов в отношении Китая, отказ от всех привилегий и прав, полученных в свое время в Китае русским царизмом, активная и бескорыстная помощь выступавшим против китайских милитаристов революционным силам Южного Китая, во главе которых с начала 20-х гг. стоял С.Я.-с., произвели на него неизгладимое впечатление. Он характеризовал значение революции в России как рождение «великой надежды человечества». По просьбе С.Я.-с. Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов - видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П.А. Павловым, затем В.К. Блюхером На пост политического советника С.Я.-с. осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М.М. Бородина, при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. С.Я.-с. установил тесную, дружескую переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР.
Под влиянием идей Октябрьской революции, развития национально-освободительного движения в Китае и деятельности созданной в 1921 компартии Китая с учетом собственного опыта борьбы с китайскими милитаристами С.Я.-с. обогатил новым содержанием «три народных принципа»; эти принципы стали программой создания в стране единого антифеодального и антиимпериалистического фронта. Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием - демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке С.Я.-с. означал реализацию крестьянских требований «каждому пахарю - свое поле», улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 С.Я.-с, провозгласил три основные политические установки - нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью «трех народных принципов».
Общественно-политические и экономические взгляды С.Я.-с. претерпели серьезную эволюцию на протяжении его жизненного пути. От утопических в конкретно-исторических условиях начала 20 в. надежд на возможность для Китая избежать тех бедствий, которые несет с собой развитие капитализма, С.Я.-с. в 1924 пришел к выводу о необходимости активной борьбы за ликвидацию всех видов экономического угнетения, опираясь на рабочих и крестьян своей страны и на помощь Советского Союза. К концу жизни он преодолел распространенные среди китайских буржуазных националистов идеи китайского великодержавного шовинизма, так называемой расовой солидарности стран Азии (паназиатизм), которым прежде отдавал известную дань; все больше он становился горячим поборником союза китайского и др. угнетенных империализмом народов Востока с СССР во имя совместной борьбы с мировым империализмом. Последним документом, подписанным С.Я.-с., было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдет рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.
.
  • Сунь-Ят-Сен. Записки китайского революционера. (Программа национального строительства Китая). [Djv- 9.3M] [Pdf- 8.7M] Автор: Сунь Ятсен. Перевод с китайского под редакцией и с предисловием Вл. Виленского-Сибирякова.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство, 1926)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: Сергей Минеев, 2019
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Вождь пробуждающегося Китая. Предисловие Вл. Виленского-Сибирякова (5).
      Причины китайской косности. Предисловие Сунь-Ят-Сена (13).
      Глава I. Ошибка китайских мудрецов (17).
      а) Доказательство первое. - Труд и деньги (17).
      б) Доказательство второе. - Проблема человеческого питания (28).
      в) Доказательство третье. - Китайская письменность (38).
      Глава II. «Трудно познать, осуществить легко». (Еще семь доказательств) (47).
      Глава III. Китайцам нужны знание и революционная активность (61).
      Глава IV. Задачи революционного преобразования Китая (70).
      Глава V. Кто был прав? (83).
      Глава VI. Причины бедности Китая (90).
      Глава VII. План развития китайской промышленности (98).
      Глава VIII. Революция - путь к возрождению Китая. (Как гоминданцы подготовляли китайскую революцию.) (102).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      I. «Сань-Минь-Чжу» (три принципа) (123).
      II. «Конституция пяти видов» (132).
От редактора: «Записки китайского революционера» изданы Сунь-Ят-Сеном в 1918 году на китайском языке и представляют собою, с одной стороны, изложение основных идей суньятсенизма (учение Сунь-Ят-Сена), а с другой - полемический памфлет, направленный против врагов Суня и старо-китайской идеологии вообще.
Перевод с китайского большей части настоящей книги был сделан молодым китайским коммунистом тов. Лю. Некоторые главы из этой книги были опубликованы мною в моей работе: «Сунь-Ят-Сен - отец китайской революции», вышедшей первоначально в издании «Красной Нови» в 1924 году и затем повторенной изданием в том же году Госиздатом.
В настоящее время я полагаю целесообразным опубликовать всю работу Сунь-Ят-Сена ввиду того огромного интереса, который проявлен со стороны советского читателя к идеям этого поразительного китайца - вождя пробуждающегося Китая.