«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Стрельцова Галина Яковлевна
Фотографии

Галина Яковлевна Стрельцова 55k

-

(16.08.1937)

◄ СМЕНИТЬ   РАЗВЕРНУТЬ ▼
▲ СВЕРНУТЬ    СМЕНИТЬ ►
...специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор. Родилась в Горьком. Окончила философский факультет МГУ (1963) и аспирантуру того же факультета по кафедре истории зарубежной философии. С 1970 работает на этой же кафедре, профессор (с 1992). Кандидатская диссертация - «Критика концепции диалектики Жана-Поля Сартра» (1968), докторская диссертация - «Философия Блеза Паскаля и современность» (1986). В трудах С. особое внимание уделяется проблемам диалектики, гуманизма, человеческой духовности, интуиции и разума, свободы человека, субъекта и структур нравственного сознания, соотношения западной философии и русской культуры. В отдельную область исследований она выделила «метафизику сердца», идущую в Новое время от Паскаля и самобытно развитую такими русскими мыслителями, как И. Киреевский, А. Хомяков, Ф. Достоевский, П. Юркевич, П. Флоренский, И. Ильин, Б. Вышеславцев, супруги Рерих, Л. Андреев и др. Опора на «феномен сердца» в учении о человеке, сфере морали, а также и в постижении истины и самого Бога - в противовес «отвлеченно рассуждающему разуму» в западной метафизике - рассматривается С. как глубинная основа, «душа русской культуры», родственная душа Паскаля, мало понятого на Западе и по достоинству оцененного лишь в России. Однако в советские времена марксизм «не претендовал на наследие Паскаля» (равно как и Августина, Шеллинга, Ницше и др.) и «бичевал» его за религиозную ориентацию. До исследований С. философия Паскаля «изымалась» как «тупиковая ветвь» в развитии европейской традиции (И.С. Нарский). С. «открыла» для российского читателя «неизвестного Паскаля» и представила этого великого философа - наряду с Декартом, Спинозой и Лейбницем - как мыслителя-новатора и пророка (Л.Н. Толстой), предвосхитившего позднейшие пути западной мысли: религиозный модернизм М. Блонделя, философскую антропологию М. Шелера, экзистенциализм С. Кьеркегора, Г. Марселя, А. Камю и др. - и обогатившего мировую мысль уникальной «философией сердца», неподражаемым «искусством убеждения», «науки доказательства», проникновенной религией «личного Бога» (в отличие от «Бога ученых и философов») и мн. др. В эпоху «прагматичного ума» и культа утилитарных ценностей С. обосновывала потребность в «культуре сердца» для духовно-нравственного и религиозного воспитания людей, подчеркивая в структуре личности фундаментальное значение нравств. чувств и нравств. интуиции (в отличие от нравств. рефлексии). При исследовании экзистенциализма Сартра С. выявляет исторически определ. и специфический тип его субъективной экзист.-феноменологической диалектики как противоположный объективно-онтол. диалектике Гегеля и до некоторой степени родственный «антитетической диалектике» Фихте. Диалектика В-себе и Для-себя в кн. «Бытие и Ничто» Сартра рассматривается ею как теор. фундамент его концепции «абсолютной свободы» человека и трактовки личности как causa sui. Анализируя послевоенный труд Сартра «Критика диалектического разума», С. приходит к выводу об эволюции его взглядов под влиянием идей Маркса: он отказывается от формулы «существование предшествует сущности» и признает соц. обусловленность личности и ее свободы. Обращаясь к творч. С. Кьеркегора, С. фиксирует парадоксы его экзист.-антропологич. и религ. сознания и характеризует его как оригинального философа-парадоксалиста. «Вкус к парадоксам» она считает «особым филос. гением», столь же редкостным среди философов, как и всякий др. «экзотический дар» (поэтический гений, блестящий лит. стиль и др.). До Кьеркегора им отличался Паскаль, а после него - Ницше, Л. Шестов, Бердяев и немногие др. «Страсть к парадоксам» нередко выступает как потребность в диалек-тич. мышлении, выступающем за пределы «рассудочной метафизики» Запада и «скуки здравого смысла». В нравств.-психол. очерке «Судьба любви сегодня» (1990) утверждается трагизм любви как «вечная судьба любви». С. - лауреат премии им. М.В. Ломоносова (1996) за кн. «Паскаль и европейская культура».
Обложки




.