Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Константин Сергеевич Станиславский 89k

-

(17.01.1863 - 07.08.1938)

Большая советская энциклопедия: Станиславский (настоящая фамилия - Алексеев) Константин Сергеевич [5(17).1.1863, Москва, - 7.8.1938, там же], советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). С. заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма (см. Станиславского система).
Родители С. принадлежали к прогрессивным торгово-промышленным кругам из которых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели культуры - П.М. Третьяков, А.А. Бахрушин, С.И. Мамонтов и др. В 1877 С. впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался «Алексеевский кружок», ставивший переводные водевили, оперетты. С. сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 основал (совместно с режиссером Ф. Федотовым, певцом и педагогом (Ф.П. Комиссаржевским) Общество искусства и литературы. Исполнил здесь роли Барона («Скупой рыцарь» Пушкина), Анания Яковлева («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанда («Коварство и любовь» Шиллера) и др. Одаренный большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, С. приобрел славу выдающегося актера своего времени. В первых же режиссерских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого 1891; «Потонувший колокол» Гауптмана, 1898 и др.). В 1898 С. вместе с В.И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ, см. Московский Художественный академический театр), в труппу которого вошли актеры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль - «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (1898, пост. С. и А.А. Санина). Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» Чехова (1898, режиссер С. и Немирович-Данченко). Затем были поставлены «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, С. и Немирович-Данченко нашли особую манеру ее исполнения, открыли новые приемы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединенных единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актеров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ. В 1902 С. поставил пьесы М. Горького «Мещане» и «На дне» (совместно с В.И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению С.) связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ: в спектакле «Мещане» впервые вышел на сцену новый герой - рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. Новаторскими по режиссуре были поставленные С. и Немировичем-Данченко произведения русской классики: «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Где тонко, там и рвется» Тургенева (1912), «Село Степанчиково» по Достоевскому (1917), а также «Месяц в деревне» Тургенева (1909, постановка С. и И.М. Москвина), «Синяя птица» Метерлинка (1908, совместно с Л.А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений С. поставил в условно-символистском плане «Драму жизни» Гамсуна и «Жизнь человека» Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актера нарочитой, искусственной стилизации. Актерский талант С. проявился в разноплановых сценических образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими интересами буржуазного общества был проникнут образ доктора Штокмана [«Доктор Штокман» («Враг народа») Ибсена, пост. С. и В.В. Лужского]. С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин («На дне»). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои С.: Астров («Дядя Ваня»), Вершинин («Три сестры»). Сатирическое дарование С. проявилось в ролях Фамусова («Горе от ума» Грибоедова), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Аргана («Мнимый больной» Мольера).
С 1900-х гг. С. активно разрабатывал учение о творчестве актера - актерскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л.А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодежью проверить и утвердить свою систему.
Победа октября революции 1917 определила новый этап деятельности С. как режиссера, педагога и теоретика сценического искусства. Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссерского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заостренностью: «Горячее сердце» Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927). Важной вехой в развитии сов. театра и утверждении в нем метода социалистического реализма стал поставленный под руководством С. (режиссер И.Я. Судаков) спектакль «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927). С. руководил постановкой спектаклей «Унтиловск» Леонова (1928), «Мертвые души» по Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Островского (1933) и др.
С. стремился осуществить реформу сценического искусства и в области музыкального театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем - в Оперный театр им. К.С. Станиславского (пост. «Евгений Онегин» Чайковского, 1922, «Царская невеста» Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматическую студию.
С. никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценического творчества. К началу 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе.
Деятельность С., наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценического реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссерскую и актерскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие С. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.
В Москве в доме, где жил К.С. Станиславский, в 1948 организован музей.
.
. «константин сергеевич станиславский» на страницах библиотеки упоминается 1 раз: .
. .
. .
  • Станиславский К.С. А.П. Чехов в Московском Художественном театре. [Djv- 2.2M] Вступительная статья В.Я. Виленкина. Ответственный редактор В.Е. Месхетели.
    (Москва: Издание музея МХАТ, 1947. - Библиотека Ежегодника Московского Художественного театра)
    Скан, обработка, формат Djv: nbl, 2012
.
.