«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Софокл

Софокл 242k

(Sophokles)

(ок. 496 до н.э. - ок. 406 до н.э.)

Большая советская энциклопедия: Софокл (Sophokles) (около 496-406 до н.э.). Древнегреческий драматург. Родился в предместье Афин - Колоне. Избирался на важные государственные должности, был близок к кругу Перикла. По античным свидетельствам, написал свыше 120 драм; первую победу на состязаниях трагических поэтов одержал в 468. Целиком дошли до нас трагедии «Аякс» (до 442), «Антигона» (около 441), «Царь Эдип» (около 425), «Филоктет» (409), «Трахинянки» и «Электра» (даты обеих неизвестны), «Эдип в Колоне» (поставлена в 401). От прочих произведений сохранилось много фрагментов.
Мировоззрение С. отражает сложность и противоречивость афинской демократии периода ее высшего расцвета. С одной стороны, демократическая идеология, выросшая на основе «...совместной частной собственности активных граждан государства...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т.3, с.21), видела свой оплот во всевластии божественного промысла, в незыблемости традиционных установлений; с другой стороны - в условиях наиболее свободного для того времени развития личности все настойчивее становилась тенденция к ее высвобождению из полисных связей. Испытания, выпадающие на долю человека, не могли найти удовлетворительного объяснения в божественной воле, и С., озабоченный сохранением полисного единства, не пытался обосновать божественное управление миром какими-либо этическими соображениями. В то же время его привлекал активный, отвечающий за свои решения человек. В «Аяксе» герой осознает несовместимость содеянного им с нравственным кодексом доблестного вождя и в добровольной смерти находит освобождение от позора и бесчестья. В «Царе Эдипе» непреклонное расследование героем тайны своего рождения и прошлого возлагает на него объективную ответственность за невольные преступления, хотя и не дает основания толковать трагедию в категориях субъективной вины и божественного возмездия. Цельным, неколебимым в своем решении человеком предстает Антигона с ее героической защитой «неписаных» законов от произвола отдельной личности, прикрывающейся авторитетом государства. Герои С. свободны от всего второстепенного и слишком личного, в них сильно идеальное начало. Введение третьего актера позволило С. усилить напряжение в развитии действия, обогатить изображение вовлеченных в него лиц. Несмотря на увеличившийся состав хора (15 человек), объем и значение хоровых партий в трагедиях С. существенно сократились по сравнению с произведениями Эсхила.
Сюжеты и образы С. использовались как в последующей античной (Акций, Сенека), так и в новой европейской литературе от эпохи классицизма (Ж. Ротру, П. Корнель) вплоть до 20 в. (Ж. Жироду, Ж. Ануй, Б. Брехт и др.). Глубокий интерес к творчеству С. проявлялся в исследованиях и высказываниях по теории трагедии (Г.Э. Лессинг, И.В. Гете, братья Шлегель, Ф. Шиллер, В.Г. Белинский). С середины 19 в. трагедии С. ставятся в театрах всего мира.
.
Издания:
* Софокл. Антигона. (1986)
  • Софокл. Антигона. [Djv-20.9M] Автор: Софокл (Sophokles). Перевод с древнегреческого A. Парина. Послесловие B. Ярхо. Комментарий Н. Подземской. Иллюстрации Н. Алексеева.
    (Москва: Издательство «Искусство», 1986)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2019
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Софокл. Антигона. Трагедия.
      В. Ярхо. Послесловие.
      Н. Подземская. Комментарий.
.