«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Сидоров Алексей Алексеевич

Алексей Алексеевич Сидоров 276k

-

(13.06.1891 - 30.06.1978)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Алексей Алексеевич Сидоров (1(13) июня 1891 - 30 июня 1978) - советский искусствовед, библиофил и коллекционер, историк искусства, специалист по книговедению и истории рисунка. Доктор искусствоведения (1936), член-корреспондент АН СССР (1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).
Родился в селе Николаевка Курской губернии, ныне Бурынского района Сумской области, Украина. Был одним из первых выпускников 9-й гимназии им. Медведниковых в Москве. В юношеские годы публиковал стихи.
Окончил Московский университет в 1913 и до начала Империалистической войны находился на стажировке в Итальянском королевстве, Австро-Венгрии, Германской империи. В 1916-1921 и 1927-1936 годах работал в Государственном музее изящных (изобразительных) искусств. Преподаватель и профессор отделения истории и теории искусств МГУ (1921-1950). Принес в дар государству собранную им большую коллекцию графики русских и иностранных художников. Награжден орденом Ленина, тремя другими орденами, а также медалями. В 1921 году защитил магистерскую диссертацию «Эволюция художественного образа в истории искусств».
С 1920-х под псевдонимом «Старый» оказывает помощь ОГПУ по борьбе с немецким шпионажем. Во время Отечественной войны должен был оставаться в Москве на случай оккупации, как известный немецкой разведке, для прикрытия советских бойцов. Подстраховывал 4-е управление (Особую группу) НКВД во время операции «Монастырь». В этом ему помогала жена под псевдонимом «Мир», а также профессор литературы, являвшийся агентом царской охранки, под псевдонимом «Шорох», и другие люди.
Автор работ по отдельным вопросам западноевропейской графики эпохи Возрождения и модернизма. Опубликовал исследования «Графический язык Рембрандта», «Искусство Бердсли» и др. Изучал и собирал работы мастеров русской и советской графики. Опубликовал статьи «Революция и искусство», «Русская графика за годы революции 1917-1922» и др. В послевоенные годы появились работы А.А. Сидорова, посвященные развитию графических искусств в России и русскому книжно-оформительскому делу. Сидоров опубликовал около двух сотен работ, посвященных различным областям художественной культуры - от архитектуры и танца до экслибриса. Известен множеством научных докладов и выступлений, систематической редакционной деятельностью в советском искусствознании.
В последние годы жизни завершил работу над «Воспоминаниями», рассказывающую о культурном быте и художественной жизни Москвы и Ленинграда в 1920-30-е гг., см. Стернин Г.Ю. «А.А. Сидоров: полвека в искусстве».
Был женат на дочери врача А.С. Буткевича, Татьяне Андреевне (1887-1983), которая была с юности дружна с С.Н. Дурылиным. А.А. Сидоров также дружил с Дурылиным и был связан с ним профессиональными интересами. Их дочь, Наталья Алексеевна Сидорова (1924-2001) - искусствовед, один из лучших знатоков чернофигурной расписной керамики; занималась атрибуцией римских портретов, саркофагов; автор ряда монографий и книг...
:
...



Составитель:
* Рисунки старых мастеров. (1959)

  • Рисунки старых мастеров. [Djv-63.2M] [Pdf- 121M] Составитель: Алексей Алексеевич Сидоров. Художник Ю. Рейнер.
    (Москва: Изогиз, 1959)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2019
    • РИСУНКИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ:
      1. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК ЮЖНО-НЕМЕЦКОЙ ШКОЛЫ начала XV в. ВСАДНИК МЕСЯЦА. Акварель, перо 39,6x28,6 см. Будапешт. Национальная галерея.
      2. ПИЗАНЕЛЛО (АНТОНИО ПИЗАНО). 1397-1455 гг. Северо-итальянская школа. СОБАКА. Перо 15,7x19,5 см. Париж. Лувр.
      3. БЕЛЛИНИ, ЯКОПО. Род. около 1400 г. - ум. 1470 г. Венецианская школа. АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (бичевание Христа). Перо 36x26,8 см. Париж. Лувр.
      4. РОБЕРТИ, ЭРКОЛЕ. 1456-1496 гг. Феррарская школа. ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ СЕМЬИ Д'ЭСТЕ. Перо 20,5x21 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      5. ЛИППИ, ФИЛИППИНО. 1457-1504 гг. Флорентийская школа. ФИГУРЫ ДВУХ РАБОЧИХ С НОСИЛКАМИ. Серебряный штифт на розовой бумаге с пробелкой 19,5x24 см. Флоренция. Уффицци.
      6. ЛИБЕРАЛЕ ДА ВЕРОНА. 1451-1536 гг. Венецианская школа. СТОЯЩАЯ ЖЕНСКАЯ ФИГУРА. Перо 27,5x17 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      7. МАНТЕНЬЯ, АНДРЕА. 1431-1506 гг. Падуанская школа. ЮДИФЬ. Перо и белила на желтоватой бумаге 29x26 см. Флоренция. Уффицци.
      8. СИНЬОРЕЛЛИ, ЛУКА. Род. около 1441 г. - ум. 1523 г. Умбро-тосканская школа. МУЖСКАЯ ГОЛОВА. Итальянский карандаш 14x13 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      9. ПЬЕРО ДИ КОЗИМО (ИЛИ ДИ ЛОРЕНЦО). 1452-1521 гг. Флорентийская школа. ЭТЮД ГОЛОВЫ ПОЖИЛОГО МУЖЧИНЫ. Перо, кисть, бистр 27x19 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      10. ПИНТУРИККИО, БЕРНАРДИНО (ДИ БЕТТО ДИ БИАДЖО). 1454-1513 гг. Умбрийская школа. ФИГУРА СТОЯЩЕГО ЮНОШИ. Перо, кисть, бистр на серой бумаге 27x20,5 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      11. КАРПАЧЧО, ВИТТОРЕ. Род. около 1455 г. - ум. 1527 г. Венецианская школа. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Перо, акварель 20x25 см. Флоренция. Уффицци Набросок для картины. Начало XVI в.
      12. БОТТИЧЕЛЛИ, САНДРО. Род. около 1445 г. - ум. 1510 г. Флорентийская школа. ФИГУРА С ПОДНЯТОЙ РУКОЙ. Перо, кисть, бистр и белила на желтоватой бумаге 27x18 см. Флоренция. Уффицци.
      13. ГИРЛАНДАЙО, ДОМЕНИКО. 1449-1494 гг. Флорентинская школа. ДЕВУШКА, ЛЬЮЩАЯ ВОДУ ИЗ КУВШИНА. Перо 22x17 см. Флоренция. Уффицци.
      14. ФУКЕ, ЖЕГАН. Род. около 1420 г. - ум. 1486 г. Французская школа. ПОРТРЕТ ПОЖИЛОГО МУЖЧИНЫ. Серебряный штифт. 19,8x13,4 см. Лондон. Частное собрание.
      15. ВАН ЭЙК, ЯН. Род. около 1390 г. - ум. 1441 г. Нидерландская школа. ПОРТРЕТ ПОЖИЛОГО МУЖЧИНЫ. Серебряный штифт 21,2x18 см. Дрезден. Галерея.
      16. ГОЛЬБЕЙН, ГАНС (СТАРШИЙ). Род. около 1460 г. - ум. 1524 г. Южно-немецкая школа. ПОРТРЕТ СЫНОВЕЙ художника. Серебряный штифт 12,2x16,5 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      17. БОС ВАН АКЕН, ИЕРОНИМ. Род. около 1460 г. - ум. 1516 г. Нидерландская школа. НИЩИЕ И МУЗЫКАНТЫ. Перо 28,5x21 см. Вена. Альбертина.
      18. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. 1452-1519 гг. Флорентийская школа. ПЕЙЗАЖ. Перо 19,5x28,5 см. Флоренция. Уффицци.
      19. ЛЕОНАРДО. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Перо 28x21 см. Париж. Лувр.
      20. ЛЕОНАРДО. ДЕРЕВО. Перо, серовато-голубая бумага 39,2x26,5 см. Уиндзор. Королевская библиотека.
      21. ЛЕОНАРДО. ЭТЮД ГОЛОВ В ПРОФИЛЬ. Перо 17,4x15,3 см. Париж. Лувр.
      22. ЛЕОНАРДО. ЭТЮД ДРАПИРОВКИ. Угольный карандаш 21,3x15,9 см. Уиндзор. Королевская библиотека.
      23. ЛЕОНАРДО. ЭТЮД ГОЛОВ СРАЖАЮЩИХСЯ ВОИНОВ. Уголь 19,1x18,8 см. Будапешт. Национальная галерея.
      24. ДЮРЕР, АЛЬБРЕХТ. 1471-1528 гг. Нюрнбергская школа. АВТОПОРТРЕТ. Перо 27,1x21,1 см. Хранился во Львове, в частном собрании.
      25. ДЮРЕР. СУДЬЯ. Перо 24,2x20,8 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      26. ДЮРЕР. НАТУРЩИЦА. Перо на серо-коричневой бумаге 27,2x14,7 см. Байонна. Музей Бонна.
      27. ДЮРЕР. АДАМ И ЕВА. Перо, кисть, сепия 24,2x20,1 см. Нью-Йорк. Частное собрание.
      28. ДЮРЕР. ЗАЙЧИК. Акварель и гуашь 25,1x22,6 см. Вена. Альбертина.
      29. ДЮРЕР. СТАРИК. Кисть на тонированной бумаге 48,2x42 см. Вена. Альбертина.
      30. РАФАЭЛЬ (САНТИ). 1483-1520 гг. Умбро-флорентинская школа. ГЕОРГИЙ И ДРАКОН. Перо, бистр 26,5x26,8 см. Флоренция. Уффицци.
      31. РАФАЭЛЬ. ГОЛОВА ДЕВУШКИ В ПРОФИЛЬ. Перо 26x19 см. Флоренция. Уффицци.
      32. РАФАЭЛЬ. СИДЯЩИЙ ОБНАЖЕННЫЙ ЮНОША. Итальянский карандаш. 35,5x21 см. Флоренция. Уффицци.
      33. МИКЕЛЬАНДЖЕЛО (БУОНАРРОТИ). 1475-1568 гг. Флорентинско-римская школа. ФИГУРА КУПАЮЩЕГОСЯ СОЛДАТА. Перо, бистр 42x28,9 см. Лондон. Британский музей.
      34. МИКЕЛЬАНДЖЕЛО. ЭТЮД ФИГУРЫ ДЛЯ ЛИВИЙСКОЙ СИВИЛЛЫ. Итальянский карандаш, сангина 28,8x21 см. Мадрид. Частное собрание.
      35. МИКЕЛЬАНДЖЕЛО. ЭТЮД ГОЛОВЫ. Итальянский карандаш, перо 32,8x21,1 см. Лондон. Британский музей.
      36. МИКЕЛЬАНДЖЕЛО. ФИГУРА ВОСКРЕСШЕГО ИЗ МЕРТВЫХ. Итальянский карандаш. 28,8x17,1 см. Уиндзор. Королевская библиотека.
      37. ПЕРУЦЦИ, БАЛЬДАСАРЕ. 1481-1537 гг. Сиенская школа. АНДРОКЛ И ЛЕВ. Перо, кисть, бистр 27x20,5 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      38. АНДРЕА ДЕЛЬ САРТО (Д'АНЬОЛО). 1486-1530 гг. Флорентийская школа. ЭТЮД РУКИ. Уголь, карандаш 27x21 см. Флоренция. Уффицци.
      39. САРТО. ПОРТРЕТ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА. Сангина 24x20 см. Флоренция. Уффицци.
      40. КОРРЕДЖО, АНТОНИО (АЛЛЕГРИ). 1494-1534 гг. Папмская школа. ИОАНН И АНГЕЛ. Сангина 23x15 см. Париж. Лувр.
      41. ПОНТОРМО, ДЖАКОПО (КАРУЧЧИ). 1494-1557 гг. Флорентийская школа. ФИГУРЫ ВСАДНИКА И ЛОШАДИ. Итальянский карандаш 49,9x27,4 см. Флоренция. Уффицци.
      42. ТИЦИАН (ВЕЧЕЛЛИ). 1477-1576 гг. Венецианская школа. ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ. Уголь на окрашенной бумаге 41,5x27 см. Флоренция. Уффицци.
      43. ТИЦИАН. ЭТЮД ПАДАЮЩЕГО ВСАДНИКА. Уголь на тонированной бумаге 27,4x26,2 см. Оксфорд. Музей.
      44. ВЕРОНЕЗЕ, ПАОЛО (КАЛЬЯРИ). 1528-1588 гг. Венецианская школа. ХРИСТОС В ДОМЕ СИМОНА. Перо, кисть, бистр 20,2x26,8 см. Будапешт. Национальная галерея.
      45. ПАЛЬМА, ЯКОПО (МЛАДШИЙ, НИГРЕТТИ). 1544-1628 гг. Венецианская школа. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НЕВЕСТЫ. Перо, кисть, бистр по подготовке сангиной 23x17 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      46. ТИНТОРЕТТО, ЯКОПО (РОБУСТИ). 1518-1594 гг. Венецианская школа. ГОЛОВА МУЖЧИНЫ. Уголь, белила 34x22,6 см. Хранился в Гаарлеме. Частное собрание.
      47. ТИНТОРЕТТО. ЭТЮД ЛЕЖАЩЕЙ МУЖСКОЙ ФИГУРЫ. Уголь 34,5x25 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      48. ТИНТОРЕТТО. ЭТЮД ЖЕНСКОЙ ДРАПИРОВАННОЙ ФИГУРЫ. Уголь, кисть, битюм и белила 34,5x12,5 см. Флоренция. Уффицци.
      49. ТИНТОРЕТТО. ЭТЮД ЖЕНСКОЙ ОБНАЖЕННОЙ ФИГУРЫ. Уголь на голубоватой бумаге 38x25,5 см. Флоренция. Уффицци.
      50. ПАРМЕДЖАНИНО, ФРАНЧЕСКО (МАЦЦУОЛА). 1504-1540 гг. Пармская школа. этюд женской драпированной ФИГУРЫ. Перо 18,8x9,6 см. Будапешт. Национальная галерея.
      51. КАМБИАЗО, ЛУКА. 1527-1585 гг. Генуэзская школа. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Перо, кисть, бистр 21x30 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      52. ЛОТТО, ЛОРЕНЦО. 1480-1556 гг. Венецианская школа. МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ. Уголь 25x18,5 см. Флоренция. Уффицци.
      53. ЦУККАРО, ФЕДЕРИГО. 1542-1609 гг. Римская школа. МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ. Итальянский карандаш, сангина 19x16,5 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      54. ГОЛЬБЕЙН, ГАНС (МЛАДШИЙ). 1497-1543 гг. Немецкая школа (Швейцария-Англия). ПОРТРЕТ БУРГОМИСТРА МЕЙЕРА. Серебряный штифт, сангина 28,1x19,1 см. Базель. Художественный музей (Публичное собрание искусств).
      55. ГОЛЬБЕЙН. ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ. Уголь, сангина, белила на бледно-розовой бумаге 28x19 см. Лондон. Британский музей.
      56. ГОЛЬБЕЙН. СРАЖЕНИЕ. Перо, кисть 28,4x43,4 см. Базель. Художественный музей.
      57. ГОЛЬБЕЙН. СЕМЬЯ ТОМАСА МОРА. Перо 38,5x52,5 см. Базель. Художественный музей.
      58. ГРЮНЕВАЛЬД, МАТИАС (НИТХАРТ). Род. около 1480 г. - ум. 1528 г. Немецкая школа (Майнц). ЭТЮД ФИГУРЫ СВЯТОГО. Итальянский карандаш, растушевка, белила на грунтованной бумаге 36x29 см. Вена. Альбертина.
      59. АЛЬТДОРФЕР, АЛЬБРЕХТ. Род. около 1480 г. - ум. 1538 г. Немецкая школа (Дунайские земли). ОТШЕЛЬНИК. Перо, белила на тонированной бумаге 20x15,6 см. Будапешт. Национальная галерея.
      60. КРАНАХ, ЛУКАС. 1472-1553 гг. Немецкая школа (Саксония). МАДОННА. Перо, кисть, белила на тонированной бумаге 18,6x13,1 см. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
      61. ГУБЕР, ВОЛЬФ. Род. около 1490 г. - ум. 1553 г. Немецкая школа. ПЕЙЗАЖ. Перо 15,4x20,8 см. Будапешт. Национальная галерея.
      62. ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ (ЯКОБСОН). 1494-1533 гг. Нидерландская школа. ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ. Уголь, сангина на тонированной бумаге 36,3x33 см. Веймар. Музей.
      63. НЕУТОЧНЕННЫЙ ХУДОЖНИК. НИДЕРЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ (ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ?) первой половины XV в. ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ СЦЕНА (ИЛИ ЖАНРОВАЯ). Перо, бистр 24,5x20 см. Мюнхен. Кабинет гравюр.
      64. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР. Род. около 1525 г. - ум. 1569 г. Нидерландская школа. АВТОПОРТРЕТ. Перо 26x21,8 см. Вена. Альбертина.
      65. КЛУЭ, ФРАНСУА. Род. около 1510 г. - ум. 1572 г. Французская школа. ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ИСПАНСКОЙ. Итальянский карандаш, сангина 33,2x22,2 см. Находился в Ленинграде. Государственный Эрмитаж.
      66. КАРРАЧЧИ, АННИБАЛЕ. 1560-1609 гг. Болонская школа. ЭТЮД МУЖСКОЙ ФИГУРЫ. Итальянский карандаш и мел на голубой бумаге 36,5x18,3 см. Будапешт. Национальная галерея.
      67. КАРРАЧЧИ. ЭТЮД ГОЛОВ МАЛЬЧИКА И ЮНОШИ. Сангина 28,4x36,6 см. Флоренция. Уффицци.
      68. ДОМЕНИКИНО (ЦАМПИЕРИ). 1581-1641 гг. Болонская школа. ПОСТРОЙКА АББАТСТВА ГРОТТАФЕРАТА. Перо, кисть, бистр 35,9x40,3 см. Флоренция. Уффицци.
      69. РЕНИ, ГВИДО. 1575-1642 гг. Болонско-римская школа. МУЧЕНИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА. Перо, кисть, бистр 23x13,7 см. Будапешт. Национальная галерея.
      70. ГВЕРЧИНО, ДЖОВАННИ ФРАНЧЕСКО (БАРБИЕРИ). 1591-1666 гг. Болонская школа. ЭТЮД КУПАЛЬЩИЦЫ. Перо, кисть, бистр 26x20,9. Лондон. Британский музей.
      71. БЕРНИНИ, ЛОРЕНЦО. 1598-1680 гг. Римская школа. ТРИТОНЫ, НЕСУЩИЕ ДЕЛЬФИНОВ. Перо, кисть, акварель 24,6x20,6 см. Уиндзор. Королевская библиотека.
      72. СОЛИМЕНА, ФРАНЧЕСКО. 1657-1747 гг. Неаполитанская школа. ПОКЛОНЕНИЕ МАДОННЕ. Перо, кисть, тушь 43,5x32,2 см. Вена. Альбертина.
      73. РИБЕЙРА, ДЖУЗЕППЕ. Род. около 1588 г. - ум. 1652 г. Неаполитанско-испанская школа. МУЧЕНИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА. Перо, кисть, бистр 22,8x53,3 см. Вена. Альбертина.
      74. СУРБАРАН, ФРАНСИСКО. 1598-1664 гг. Мадридская школа. ГОЛОВА МОНАХА. Уголь 27,8x19,9 см. Лондон. Британский музей.
      75. ВЕЛАСКЕС, ДИЕГО. 1599-1660 гг. Мадридская школа. ЭТЮД ЖЕНСКОГО ПОРТРЕТА. Итальянский карандаш на голубоватой бумаге 20x13,5 см. Мадрид. Национальная библиотека.
      76. АРЕЛЬЯНО, ХУАН. 1614-1674 гг. Мадридская школа. ЦВЕТЫ. Перо, кисть, тушь 22,5x14,3 см. Мадрид. Национальная библиотека.
      77. МУРИЛЬО, БАРТОЛОМЭ ЭСТЕБАН. 1618-1682 гг. Севильянская школа. ВИДЕНИЕ АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО. Итальянский карандаш, перо, белила 16,4x23,5 см. Париж. Лувр.
      78. РУБЕНС, ПЕТЕР ПАУЛЬ. 1577-1640 гг. Нидерландская (фламандская) школа. ЭТЮД ВЕНСКОГО ПОРТРЕТА. Сангина, уголь 35x28,2 см. Вена. Альбертина.
      79. РУБЕНС. ПОРТРЕТ СЫНА. Итальянский карандаш, сангина, следы пера 30x20,5 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      80. РУБЕНС. ПЕЙЗАЖ. Карандаш, гуашь 24x43 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      81. РУБЕНС. ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ В ПРОФИЛЬ. Итальянский карандаш, сангина, мел 23,5x23 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      82. ИОРДАНС, ЯКОБ. 1593-1678 гг. Фламандская школа. ЭТЮД ГОЛОВЫ СТАРУХИ. Уголь, мел на синевато-серой бумаге 35x26 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      83. ИОРДАНС. ЖАНРОВАЯ СЦЕНА ПРИ СВЕТЕ ФОНАРЯ. Перо, кисть, бистр, индиго по предварительному наброску карандашом 13x20 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      84. СНЕЙДЕРС, ФРАНС. 1579-1657 гг. Нидерландская (фламандская) школа. ЭТЮД С БОРЗОЙ СОБАКИ. Итальянский карандаш и мел на светло-коричневой бумаге 19x19 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      85. ФЕЙТ, ЯН. 1611-1661 гг. Фламандская школа. ОХОТА НА ЛИСИЦ. Карандаш, гуашь на желтовато-серой бумаге 50x51 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      86. ВАН-ДЕЙК, АНТОНИС. 1599-1641 гг. Фламандская школа. ЭТЮД ГРУППЫ. Перо, кисть, бистр 18,8x24,5 см. Раннее находился в Бремене. Зал искусств.
      87. ВАН-ДЕЙК. ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ. Бистр, тушь по подготовке карандашом 28x25 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      88. ВАН-ДЕЙК. ЭТЮД С АНТИЧНОЙ СКУЛЬПТУРЫ. Уголь и мел на серой бумаге 34x27 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      89. ЛЕЛИ, ПИТЕР (ВАН ДЕР ФАС). 1618-1680 гг. Фламандско-английская школа. ЭТЮД КАВАЛЕРА ОРДЕНА ПОДВЯЗКИ. Итальянский карандаш и мел, серая бумага 66x33,5 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      90. ЭЛЬСГЕЙМЕР, АДАМ. 1578-1610 гг. Немецкая школа. ЭТЮД ДВУХ МУЖСКИХ ФИГУР. Кисть, бистр 33,9x20,1 см. Будапешт. Национальная галерея.
      91. КАЛЛО, ЖАК. 1592-1635 гг. Французская школа. ФИГУРА ВОИНА. Итальянский карандаш, бистр 18x21 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      92. КАЛЛО. НАБРОСОК ТАНЦУЮЩИХ ФИГУР. Сангина 6,5x6,5 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      93. КАЛЛО. НАБРОСОК ДВУХ ФИГУР КАВАЛЕРОВ. Сангина 7,5x7 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      94. ПУССЕН, НИКОЛА. 1594-1665 гг. Французская школа. МОИСЕИ ЗАСТУПАЕТСЯ ЗА СВОЕГО ЕДИНОПЛЕМЕННИКА. Перо, кисть, бистр 11,9x10,8 см. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
      95. ЛАНЬО, работал в I половине XVII в. Французская школа. ПОРТРЕТ СТАРИКА. Черный и цветные карандаши 24,3x17 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж
      96. ДЮМУСТЬЕ, ДАНИЕЛЬ. 1574-1646 гг. Французская школа. ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА. Черный и цветные карандаши 40x27,5 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      97. ЛОРРЕН, КЛОД (ЖЕЛЛЕ). 1600-1682 гг. Французская школа. ЭТЮД ДЕРЕВА. Перо, кисть, бистр 33x22,5 см. Флоренция. Уффицци.
      98. ЛОРРЕН. ПЕЙЗАЖ. Перо, кисть 38x22,5 см. Вена. Альбертина.
      99. САВЕРЕЙ, РУЛАНДТ. 1576-1639 гг. Нидерландская (голландская) школа. ОБЕЗЬЯНКА. Итальянский карандаш, сангина 36,3x26,8 см. Амстердам. Государственный музей искусств.
      100. РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН. 1606-1669 гг. Голландская школа. НАБРОСКИ СЛОНОВ. Угольный карандаш 24,2x36,3 см. Вена. Альбертина.
      101. РЕМБРАНДТ. СТОЯЩАЯ МУЖСКАЯ ФИГУРА. Сангина 24,5x17,5 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      102. РЕМБРАНДТ. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ДВЕРЬЮ. Перо, бистр 20,2x13,3 см. Вена. Альбертина.
      103. РЕМБРАНДТ. НАТУРЩИЦА. Карандаш, кисть, перо 21,3x17,4 см. Париш. Частное собрание.
      104. РЕМБРАНДТ. ПЕЙЗАЖ С ФИГУРОЙ ВСАДНИКА. Перо, кисть, бистр 16,5x23 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      105. РЕМБРАНДТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ УЛИЦА. Перо, кисть, бистр, белила 4,5x35 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      106. РЕМБРАНДТ. ВИД КРЕСТЬЯНСКОГО ДОМА. Перо, кисть 16,4Х22,3 см. Будапешт. Национальная галерея.
      107. ГОЙЕН, ЯН. 1596-1656 гг. Голландская школа. ПРИМОРСКИЙ ПЕЙЗАЖ. Итальянский карандаш. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      108. КЕЙП, АЛЬБЕРТ. 1620-1691 гг. Голландская школа. ПЕЙЗАЖ С КОРОВАМИ. Итальянский карандаш, размывка тушью и акварелью 11x19 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      109. АДРИАН ВАН ОСТАДЕ. 1610-1685 гг. Голландская школа. МУЗЫКАНТЫ У ДВЕРИ ДОМА. Перо, тушь, акварель 18,6x16,2 см. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
      110. БЕГА, КОРНЕЛИС. 1620-1664 гг. Голландская школа. НИЩИЙ МАЛЬЧИК. Перо, кисть 28,5x25,3 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      111. РЕЙСДАЛЬ, ЯКОБ. 1628-1682 гг. Голландская школа. ПЕЙЗАЖ С МОСТОМ. Итальянский карандаш, кисть, тушь 16,5x20,5 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      112. РЕЙСДАЛЬ. ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ. Карандаш, кисть, тушь 18x25 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      113. ВАТТО, АНТУАН. 1684-1721 гг. Французская школа. ЭТЮД ДВУХ ФИГУР. Итальянский карандаш, бистр 24x17 см. Лондон. Британский музей.
      114. ВАТТО. АЛЛЕЯ В ПАРКЕ. Сангина 24x17 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      115. БУШЕ, ФРАНСУА. 1703-1770 гг. Французская (парижская) школа. ЛЕЖАЩАЯ ДЕВУШКА. Цветные карандаши (пастель), мел на офселтоватой бумаге 27,3x41,9 см. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
      116. БУШЕ. ДЕВУШКА С РОЗОЙ. Цветные карандаши (пастель), мел на коричневой бумаге 22x18 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      117. ТЬЕПОЛО, ДЖОВАННИ БАТИСТА. 1696-1740 гг. Венецианская школа. ПОКЛОНЕНИЕ МАДОННЕ. Перо, кисть 26x19,7 см. Находился в Париже. Частное собрание.
      118. ЛОНГИ, ПЬЕТРО. 1702-1762 гг. Венецианская школа. РЫБНЫЙ РЫНОК В ВЕНЕЦИИ. Перо, кисть, бистр 19,5x26,5 см. Вена. Был в Альбертине.
      119. ГВАРДИ, ФРАНЧЕСКО. 1712-1793 гг. Венецианская школа. ВИД ГОРОДА ЧЕРЕЗ АРКУ. Перо, кисть, сепия, тушь 32x27 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      120. ПИРАНЕЗИ, ДЖОВАННИ БАТИСТА. 1720-1778 гг. Венецианско-римская школа. ВИЛЛА С ТЕРРАСАМИ. Перо, кисть, бистр 16,3x24,8 см. Лондон. Британский музей.
      121. ТЬЕПОЛО, ДОМЕНИКО. 1726-1804 гг. Венецианская школа. ВСАДНИК И АРЛЕКИНЫ. Перо, кисть, сепия 20x29 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      122. СЕНТ-ОБЕН, ГАБРИЭЛЬ. 1724-1780 гг. Французская школа. ОБЩЕСТВО В ПАРКЕ. Тушь, акварель, белила 31,4x25,8 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      123. РОВЕР, ГЮБЕР. 1733-1808 гг. Французская школа. ВИД ВИЛЛЫ МАДАМА В РИМЕ. Перо, акварель 30,5x42 см. Ленинград. Государственный Эрмитаж.
      124. ФРАГОНАР, ОНОРЕ. 1732-1806 гг. Французская школа. БУРЯ. Перо, кисть, бистр и сангина 34,7x48 см. Будапешт. Национальная галерея.
      125. ГРЕЗ, ЖАН БАТИСТ. 1725-1805 гг. Французская школа. МУЖСКАЯ ГОЛОВА. Итальянский карандаш, сангина на желтоватой бумаге 38,1x28,4 см. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
      126. ГРЕЗ. ФИГУРА ДЕВОЧКИ. Сангина 33,2x23 см. Ленинград. Находился в Академии художеств.
      127. ГЭНСБОРО, ТОМАС. 1724-1788 гг. Английская школа. ЭТЮД ДЛЯ ЖЕНСКОГО ПОРТРЕТА. Уголь, мел на серой бумаге 31,1x23,4 см. Лондон. Британский музей.
      128. ГЭНСБОРО. ПЕЙЗАЖ С КОРОВНИЦЕЙ. Итальянский карандаш, мел 26,7x34,7 см. Лондон. Британский музей.
      129. ГЕТЕ, ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ. 1749-1832 гг. Немецкая школа. ИТАЛЬЯНСКИЙ ПЕЙЗАЖ. Карандаш, перо, кисть, сепия 15,5x27,5 см. Веймар. Музей Гете.
ИЗ ИЗДАНИЯ: Передовые русские художники всегда придавали рисунку очень большое значение. В живописных картинах требовался рисунок правильный, точный, правдивый, как основа всего изображения. Изучать рисунок можно, конечно, и в живописи, где он сочетается с красками, но понять его свойства легче, если обратиться к рисунку в его, так сказать, «чистом виде», к работам, выполненным пером, карандашом или в других графических техниках. Подобные рисунки великих мастеров метко передают лицо человека и пейзаж, и предметы нас окружающие, замыслы художника, пытающегося запечатлеть встающие перед ним образы - идеи будущих произведений.
Еще в русской Академии художеств, в первые годы ее существования, стали собирать в качестве «образцов» или «оригиналов» листы рисунков старых западных художников, от итальянского Возрождения до Франции XVIII века. Великие русские художники, превосходные рисовальщики - Карл Брюллов и Александр Иванов, Репин, Серов и другие мастера высоко ценили реалистические традиции мирового искусства. Не только в своих замечательных произведениях, но и в высказываниях о рисунке, выдающиеся русские мастера использовали и обобщали мировой опыт реалистического рисования прошлых веков...