«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Серов Александр Николаевич

Александр Николаевич Серов 35k

-

(1820 - 1871)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Серов Александр Николаевич [11(23).1.1820, Петербург, - 20.1(1.2).1871, там же], русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835-1840 обучался в Училище правоведения, где сблизился с В.В. Стасовым. В 1840-1868 служил в различных ведомствах министерств юстиции и внутренних дел. Много занимался музыкой (играл на фортепиано, виолончели), самостоятельно овладевал композиторской техникой; изучал философию, художественную и музыкальную литературу. К 40-м гг. относятся первые композиторские опыты (неоконченная опера «Мельничиха из Марли» и др.). С 1851 С. постоянно выступал в печати в качестве музыкального критика (впервые на страницах некрасовского «Современника»). С начала 50-х гг. был участником музыкальных вечеров у М.И. Глинки (знакомство с ним состоялось еще в 1842), общение с которым сыграло большую роль в формировании эстетических и творческих принципов С. В 1856-57 сблизился с молодыми композиторами, ставшими впоследствии членами творческого объединения «Могучая кучка». Позже резко разошелся с ними. Во время заграничных поездок (с 1858) С. познакомился с Ф. Листом, Г. Берлиозом, Р. Вагнером и др. Был приверженцем и пропагандистом творчества и принципов музыкальной драмы Вагнера. В 1867 совместно с женой В.С. Серовой издавал журнал «Музыка и театр».
Основная область творчества С. - опера. Он боролся за реализм, за расширение круга оперной тематики и освоение новых жанров (историко-легендарная, народно-бытовая опера). С. отличали знание законов музыкальной драматургии, умение сочетать музыку со сценическим действием. Однако его музыкальному стилю присущи некоторая пестрота и эклектичность. С. принадлежат оперы: «Юдифь» (на сюжет библейской легенды, 1863, Мариинский театр), «Рогнеда» (на сюжет из рус. истории, 1865, там же), «Вражья сила» (по пьесе А.Н. Островского «Не так живи, как хочется», завершена Серовой и Н.Ф. Соловьевым, поставлена посмертно, 1871, там же). Написал также симфонические, хоровые и др. произведения.
С. - один из крупнейших представителей русской классической музыкальной критики. Поборник реализма, он в своей литературно-музыкальной деятельности сочетал боевую публицистичность с мастерством эстетического анализа и научно-исторической обоснованностью суждений. С. во многом следовал принципам В.Г. Белинского, однако порой позиции С. были непоследовательны и противоречивы. Среди его трудов - работы о Глинке (в т.ч. «Опыт технической критики над музыкою М.И. Глинки», 1859), в которых он обосновал его значение как создателя русской национальной музыкальной школы (но С. не понял своеобразия драматургии оперы «Руслан и Людмила»), о А.С. Даргомыжском, В.А. Моцарте, Л. Бетховене, Вагнере. Для С. были характерны прямота суждений, литературный темперамент, блеск и острота изложения, полемичность.
:
...



* Опыт технической критики над музыкою М.И. Глинки. (1859)
* Русалка. Опера А.С. Даргомыжского. (1953)
Оперы:
* Юдифь. (1863)
* Рогнеда. (1865)
* Вражья сила. (1871)
Литература:
* Серова В.С. Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович: Воспоминания. (1914)
* Хубов Г. Жизнь А. Серова. (1950)
* Кремлев Ю. Русская мысль о музыке. (1958)
* Ливанова Т.Н. Оперная критика в России. (1969-73)

  • Русалка. Опера А.С. Даргомыжского. [Djv- 1.4M]
    (Москва: Государственное музыкальное издательство, 1953)
    Скан, обработка, формат Djv: Minor,
    • СОДЕРЖАНИЕ:
Примечания: Эта большая работа Серова, написанная с истинным вдохновением, - по содержательности и глубине эстетических суждений, по серьезности художественного анализа и меткости характеристик, - справедливо признана одним из самых выдающихся произведений русской музыкальной критики. Впервые была опубликована в 1856 г. - в десяти номерах «Музыкального и театрального вестника» (№№ 24, 26, 28, 32, 33, 34, 36, 37, 38 и 39), в виде серии статей (или глав). Вошла в I том критических статей А. Серова (Спб., 1892; стр. 531-627). В настоящем издании публикуется по основному (правленному автором) тексту, напечатанному в «Музыкальном и театральном вестнике». О значении этой работы Серова в русской музыкальной критике и эстетике см. вступительную статью...