«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Рыбников Константин Алексеевич

Константин Алексеевич Рыбников 210k

-

(18.08.1913 - 20.08.2004)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Константин Алексеевич Рыбников (5(18) августа 1913, станица Луганская, Область войска Донского (ныне Луганская область Украины) - 20 августа 2004, Москва) - советский и российский математик и историк науки. Доктор физико-математических наук, Заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Родился в семье учителей начальной школы Алексея Федоровича и Веры Константиновны (в будущем - Заслуженных учителей РСФСР). По отцовской линии предки были казаками, по материнской - священнослужителями. Имел старшего брата (сводного - от первого брака отца) и младших братьев Федора, Святослава и сестру Ольгу.
В 1929 году, после окончания средней школы-девятилетки (тогда учились 9 лет), хотел поступить в Ростовский университет, но получил отказ в приеме документов, поскольку места для будущих первокурсников распределялись по классовому принципу - среди детей рабочих и крестьян. Был зачислен в Краснодарское кавалерийское училище, однако из-за предполагаемого перевода во Владикавказское пехотное училище (где в то время был недобор курсантов) покинул училище. Вернулся в Миллерово и недолго работал на кирпичном заводе. По комсомольской путевке получил направление на работу учителем начальной школы в село Позднеевка Криворожского района Ростовской области, в 40 км от Миллерово. Вел уроки одновременно в нескольких классах. Затем преподавал (в том числе - и математику в классах всех уровней) в школах Миллерово.
В связи с начавшимся процессом создания украинских национальных кадров, получил направление для поступления в Киевский государственный университет и подал заявление на факультет социального воспитания, выпускники которого направлялись в общеобразовательные школы. Однако низкий уровень преподавания (велось на «ломаном» украинском языке, причем обучение математике было ниже всякой критики) побудил его вернуться в Миллерово.
Написал обстоятельное письмо ректору МГУ, в котором сообщал о себе и просил предоставить возможность учиться в университете заочно. В быстро полученном ответе сообщалось о его зачислении на первый курс заочного отделения механико-математического факультета (К.А. Рыбников подчеркивал, что его зачисление на факультет произошло ранее 1 мая 1933 года - ранее официальной даты создания механико-математического факультета) с приложением программы курса, контрольных заданий и учебной литературы.
В 1933 году, прибыв в Москву, успешно сдал экзамены за первый курс, а затем добился перевода на очное отделение, которое досрочно окончил в 1936 году. Еще будучи студентом, познакомился со своей будущей женой Демидовой Антониной Андреевной, которая окончила химический факультет МГУ (впоследствии она заведовала кафедрой химии и биологии подготовительного отделения). Сам вольнослушателем окончил 4 курса химического факультета.
Был принят на работу в МГУ, два года заведовал учебной частью заочного отделения, а затем работал в должности заместителя ректора этого отделения. В 1938 году поступил в аспирантуру механико-математического факультета МГУ. Научным руководителем его стала С.А. Яновская. 25 июня 1941 года защитил кандидатскую диссертацию «К истории вариационного исчисления».
С началом Великой Отечественной войны участвовал в сооружении оборонительных сооружений по укреплению восточного берега Днепра. Затем был отправлен в Ленинградское высшее военно-инженерное училище им. А.А. Жданова (находившееся в эвакуации в Костроме), где комиссия отобрала его для учебы на Центральных курсах минных заграждений и особой техники. Получив там воинское звание старшины, был назначен старшиной роты особой техники. В мае 1942 года было присвоено звание лейтенанта, прошел стажировку в саперных частях на Калининском фронте. С 1943 года проходил службу в осажденном Ленинграде, преподавал в военно-инженерном училище. С мая по октябрь 1944 года находился в действующих частях на фронте, командовал взводом саперов (минеров). Участник операции «Багратион» при наступлении I Белорусского фронта, форсировал реку Березину, освобождал Бобруйск.
С 1945 года - доцент кафедры математики физического факультета МГУ. Получил направление на работу в специальную криптографическую службу, где проработал несколько лет. Майор ГБ.
С мая 1953 года - доцент механико-математического факультета. Читал курсы лекций по математическому анализу, высшей математике, истории математики, методологическим проблемам математики и комбинаторному анализу.
Доктор физико-математических наук, тема диссертации - «О работах К. Маркса по математике» (1954). Профессор (1956).
В 1959 году основал на мехмате МГУ кабинет истории и методологии математики и механики и был заведующим этим кабинетом вплоть до своей кончины. Главным направлением исследований сотрудников кабинета стала история отечественной математики и механики; исследовались также методологические проблемы развития науки, историографическая проблематика.
С августа 1959 по август 1960 года был начальником Главного управления университетов, экономических и юридических вузов Министерства высших учебных заведений РСФСР.
Учебник «История математики», написанный К.А. Рыбниковым, выдержал несколько изданий и был переведен на ряд языков. Этот учебник до сих пор остается на мехмате основным учебником по курсу истории математики.
Длительное время К.А. Рыбников был одним из руководителей Научно-исследовательского семинара по истории математики и механики, на базе которого сформировался ежегодник «Историко-математические исследования» - первое в мире периодическое издание по истории математики.
Под руководством К.А. Рыбникова защищено 32 кандидатских и 7 докторских диссертаций по пяти специальностям ВАК. Среди его учеников - С.С. Демидов, О.В. Иванов, Н.Н. Яковлев.
:
...




  • Рыбников К.А. Возникновение и развитие математической науки. [Djv- 1.9M] Книга для учителя. Автор: Константин Алексеевич Рыбников.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1987)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: bolega, 2014
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (3).
      Глава 1. О начальных математических представлениях (5).
      Глава 2. Каковы были пути формирования математической науки (14).
      Глава 3. Из истории арифметики (50).
      Глава 4. Как алгебра начинала свой исторический путь (66).
      Глава 5. Геометрия: наука и учебная дисциплина (88).
      Глава 6. Многоликая тригонометрия (107).
      Глава 7. Математический анализ: начальные идеи, первые успехи, главные трудности (119).
      Вместо заключения. Книга прочитана. Что же дальше? (151).
      Список литературы (158).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга содержит описание путей формирования первичных знаний теоретической математики, очерки истории математических дисциплин, преподаваемых в школе. В ходе изложения историко-научный материал связан с проблемами преподавания математики в школе. Книга может быть использована учителями средней школы и студентами педвузов и университетов.
  • Рыбников К.А. История математики. [Djv-14.0M] [Pdf-31.4M] Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Математика». Автор: Константин Алексеевич Рыбников. Учебное издание.
    (Москва: Издательство Московского университета, 1994)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: bolega, 2019
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (5).
      Глава 1. Возникновение и накопление математических знании (7).
      Глава 2. Формирование математической науки (33).
      Глава 3. О путях исторического развития математики (75).
      Глава 4. Как сложилась структура геометрии? (115).
      Глава 5. Формирование классических основ алгебры и теории чисел (161).
      Глава 6. Математический анализ: начало пути (199).
      Глава 7. Математический анализ: первое столетие (237).
      Глава 8. Математический анализ: на пороге современности (300).
      Глава 9. Из истории математики случайных событий, ситуаций и процессов (363).
      Глава 10. Из истории дискретной математики (399).
      Глава 11. Математика в России (456).
      Заключение (489).
      Литература (490).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В учебнике даны очерки развития математических дисциплин, преподавание которых предусматривается учебными планами вузов: геометрии, алгебры и теории чисел, математического анализа, математики случайных событий, ситуаций и процессов, дискретной математики.
Для студентов математических специальностей, научных сотрудников и преподавателей, желающих повысить свою квалификацию.