|
-
(09.10.1874 - 13.12.1947)
Большая советская энциклопедия: Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, - 13.12.1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893-97) у А.И. Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете (окончил в 1898), прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Секретарь общества поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нем (1906-18). Действительный член петербургской АХ (с 1909). Член объединения «Мир искусства» (председатель в 1910-19). С конца 1890-х гг. характер творчества Р. во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине. Истоки художественного метода Р. - постижение истории в неразрывной связи с вечной природой - ощутимы уже в его ранней работе «Гонец» («Восста род на род»; 1897, Третьяковская галерея), открывающей цикл «Начало Руси. Славяне». В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений («Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902; оба в Третьяковской галерее) сменяется стремлением Р. осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой «космической» эволюции («Небесный бой», см. илл.; «Знамение», 1915, Одесский художественный музей). Зрелой (с середины 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие «модерна» (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряженная эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств - четкость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Р. писал темперой; с 20-х гг. - преимущественно синтетическими красками). К 1910-м гг. также относятся работы Р. в области театрально-декорационной живописи (оформление балета «Весна священная» И.Ф. Стравинского, 1913, оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина, 1914, - в Русских сезонах С.П. Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, например в церкви святого Духа в Талашкине, 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках). С 1918 Р. жил за рубежом (в начале 20-х гг. в основном - в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924-28 и 1934-35) по Центральной и Восточной Азии. Особенно ценна по собранным археологическим и этнографическим материалам была 1-я экспедиция (совместно с женой Е.И. Рерих и сыном Ю.Н. Рерихом), дважды пересекшая Центральную Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озерам Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929-42 являлся институт гималайских исследований («Урусвати»), основанный Р. в Нагаре совместно с сыном Ю.Н. Рерихом. Для живописи Р. 20-40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов («Гуга Чохан», 1931, Третьяковская галерея; «Знаки Гэсера», 1940, «Гималаи. Нанда-Деви», 1941, «Тибет. Монастырь», 1942, «Помни», 1945, все 4 произведения - в Русском музее). Некоторым работам Р. этого периода присущ усложненный, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Р. с его близостью к буддийской философии, его утопическим надеждам на глобально-мессианскую роль искусства). С 20-х гг. Р. вел обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Р. в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). Известны патриотические выступления Р. во время Великой Отечественной войны 1941 - 45. Значителен вклад Р. в культурное сближение советского и индийского народов. Болезнь не дала Р. возможности вернуться на Родину. Более 400 произведений, исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР.
: ... |
|