«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Рерих Николай Константинович

Николай Константинович Рерих 144k

-

(09.10.1874 - 13.12.1947)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, - 13.12.1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893-97) у А.И. Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете (окончил в 1898), прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Секретарь общества поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нем (1906-18). Действительный член петербургской АХ (с 1909). Член объединения «Мир искусства» (председатель в 1910-19). С конца 1890-х гг. характер творчества Р. во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине. Истоки художественного метода Р. - постижение истории в неразрывной связи с вечной природой - ощутимы уже в его ранней работе «Гонец» («Восста род на род»; 1897, Третьяковская галерея), открывающей цикл «Начало Руси. Славяне». В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений («Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902; оба в Третьяковской галерее) сменяется стремлением Р. осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой «космической» эволюции («Небесный бой», см. илл.; «Знамение», 1915, Одесский художественный музей). Зрелой (с середины 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие «модерна» (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряженная эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств - четкость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Р. писал темперой; с 20-х гг. - преимущественно синтетическими красками). К 1910-м гг. также относятся работы Р. в области театрально-декорационной живописи (оформление балета «Весна священная» И.Ф. Стравинского, 1913, оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина, 1914, - в Русских сезонах С.П. Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, например в церкви святого Духа в Талашкине, 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках).
С 1918 Р. жил за рубежом (в начале 20-х гг. в основном - в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924-28 и 1934-35) по Центральной и Восточной Азии. Особенно ценна по собранным археологическим и этнографическим материалам была 1-я экспедиция (совместно с женой Е.И. Рерих и сыном Ю.Н. Рерихом), дважды пересекшая Центральную Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озерам Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929-42 являлся институт гималайских исследований («Урусвати»), основанный Р. в Нагаре совместно с сыном Ю.Н. Рерихом. Для живописи Р. 20-40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов («Гуга Чохан», 1931, Третьяковская галерея; «Знаки Гэсера», 1940, «Гималаи. Нанда-Деви», 1941, «Тибет. Монастырь», 1942, «Помни», 1945, все 4 произведения - в Русском музее). Некоторым работам Р. этого периода присущ усложненный, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Р. с его близостью к буддийской философии, его утопическим надеждам на глобально-мессианскую роль искусства).
С 20-х гг. Р. вел обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Р. в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). Известны патриотические выступления Р. во время Великой Отечественной войны 1941 - 45. Значителен вклад Р. в культурное сближение советского и индийского народов. Болезнь не дала Р. возможности вернуться на Родину. Более 400 произведений, исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР.
:
...




  • Рерих Н.К. Избранное. [Txt- 311k] Сборник. Составитель В.М. Сидоров. Художник И.А. Гусева.
    (Москва: Издательство «Советская Россия», 1979)
    Скан, OCR, обработка, формат Txt: Pirat, 2003
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      В. Сидоров. Рерих и его литературное наследие.
      1:
      Детская сказка.
      Гримр-викинг. (1899)
      Девассари Абунту.
      Замки печали.
      Страхи.
      Клады.
      Граница царства.
      Иконный терем. (1899)
      Старинный совет. (1900)
      Знамения. (1913)
      Пламя. (1918)
      2:
      По пути из варяг в греки. (1900)
      По старине. (1903)
      Сердце Азии.
      Меч Гессар-хана. (1931)
      3:
      К природе. (1901)
      Иконы.
      Право входа. (1923)
      Культура.
      Прекрасное. (1930)
      Сокровище дома. (1930)
      Вехи культуры.
      Привет конференции Знамени Мира. (1931)
      Гете. (1931)
      Синтез.
      Качество. (1932)
      Культурность.
      Любите книгу. (1931)
      Культура - почитание света.
      Культура - сотрудничество.
      Привет нашим обществам культуры.
      Красный Крест культуры.
      Печать века.
      Матери городов.
      Бесстрашие. (1934)
      Глаз дальний. (1934)
      Неповторимое. (1935)
      Древние источники. (1935)
      Сказки. (1935)
      Истоки. (1935)
      Россия. (1935)
      Промедление. (1935)
      Порадуемся. (1935)
      Безымянное. (1935)
      Подражание. (1935)
      Жестокосердие. (1935)
      Летопись искусства. (1935)
      Доверие. (1935)
      Желанный труд. (1935)
      Средневековье. (1935)
      Сеятели.
      Строитель. (1935)
      Возрождение. (1935)
      Открытые врата. (1935)
      Нерушимое. (1935)
      Врата в будущее. (1936)
      Оборона. (1936)
      Горький. (1936)
      Блок и Врубель.
      Толстой и Тагор. (1937)
      Индия. (1937)
      Лада. (1938)
      Русский язык. (1939)
      Русская слава. (1939)
      Реализм. (1939)
      «Новый мир». (1943)
      Любите Родину! (1944)
ИЗ ИЗДАНИЯ: Творчество великого русского художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха исключительно разносторонне. Значительное место в его наследии занимают литературные труды. В книгу «Избранное» вошли прозаические произведения Рериха: сказки, близкие по характеру к философской притче, автобиографическая повесть «Пламя», записки, запечатлевшие Трансгималайское путешествие, поездки по памятным местам России. Кроме того, в сборник включены очерки, в которых затронуты проблемы культуры и искусства.
Произведения, собранные в книге, в большинстве случаев или неизвестны, или мало известны нашему читателю.