«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Павлов Иван Петрович

Иван Петрович Павлов 378k

-

(26.09.1849 - 27.02.1936)

Большая советская энциклопедия: Павлов Иван Петрович [14(26).9. 1849, Рязань, - 27.2.1936, Ленинград], советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основатель крупнейшей советской физиологической школы; преобразователь методов исследования функций организма на основе разработанных им методов хирургической физиологии, позволивших вести хронический эксперимент на целом практически здоровом животном, то есть в условиях, максимально приближающихся к естественным; академик АН СССР (1907; член-корреспондент 1901). Окончив в 1864 рязанское духовное училище, П. поступил в рязанскую духовную семинарию. В эти годы он познакомился с идеями русских революционеров-демократов (А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова), с книгами Д.И. Писарева и И.М. Сеченова и прежде всего с его трудом «Рефлексы головного мозга» (1863).
В 1870 поступил на юридический факультет, но вскоре перешел на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И.Ф. Циона и Ф.В. Овсянникова), по окончании которого (1875) поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия - ВМА), одновременно (1876-78) работал в физиологической лаборатории К.Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С.П. Боткина. В 1883 П. защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». В 1884-86 был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига. В 1890 избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) П. - заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины. С 1925 до конца жизни П. руководил институтом физиологии АН СССР. В 1904 П. удостоен Нобелевской премии за многолетние исследования механизмов пищеварения (именно в эту серию работ входят известные всему миру «павловские фистулы», полностью преобразовавшие данную область физиологии); эти труды П. поставили физиологию пищеварения на строго научную основу.
Научное творчество П. оказало революционизирующее влияние на представления того времени о кровообращении и особенно о пищеварении, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для последовательно материалистического подхода к изучению высших функций мозга животных и человека. Вслед за изучением хода нервов, ускоряющих работу сердца, П. исследовал регуляцию пищеварительной деятельности поджелудочной железы, предположив наличие в ней двойной иннервации. В 1876-78 установил, что между сосудами кожи и внутренних органов существуют антагонистические прессорно-депрессорные отношения, обеспечивающие поддержание в организме кровяного давления на постоянном уровне. В лаборатории при клинике Боткина П. сделал крупное открытие, положенное им в основу докторской диссертации: деятельность сердца регулируется четырьмя центробежными нервами - замедляющим и ускоряющим, ослабляющим и усиливающим. Затем П. перешел к исследованию нервной регуляции пищеварения (продолжая тем самым свои ранние работы по секреторным нервам поджелудочной железы) и иннервации желез желудка (опыты с мнимым кормлением, перерезкой пищевода и блуждающих нервов - эзофаго- и ваготомией). Выдающиеся успехи П. в этой области опираются как на разработку им основ хирургического (асептического) эксперимента, так и на творческое восприятие развиваемой Сеченовым и Боткиным идеи нервизма, утверждающей регуляторную роль нервной системы в осуществлении функций организма как в норме, так и при патологических состояниях. Опыты с созданием изолированного желудочка (называемого ныне павловским) позволили П. обнаружить две фазы желудочного сокоотделения: нервнорефлекторную (запальный, или аппетитный, сок) и гуморально-химическую. П. изучал также с помощью хронических фистул желчного пузыря физиологию печени, а на изолированной кишечной петле, полностью сохранявшей нормальную иннервацию, - механизм работы кишечника. Итогом этих исследований явились «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897).
Переход П. к изучению высшей нервной деятельности (ВНД) закономерен и обусловлен как общей направленностью исследований, так и его представлением о приспособительном характере деятельности пищеварительных желез. Условный рефлекс, по П., - это наивысшая и наиболее молодая в эволюционном отношении форма приспособления организма к среде. Если безусловный рефлекс - сравнительно стабильная врожденная реакция организма, присущая всем представителям данного вида, то условный рефлекс - новоприобретение организма, результат накопления им индивидуального жизненного опыта. Основная заслуга П. в том, что, приступая к изучению ВНД, то есть психических реакций, он остался в роли последовательного и сознательного «чистого» физиолога, то есть материалиста, для которого душа и тело не составляют две раздельные сущности. Свою позицию П. блестяще изложил в речи «Экспериментальная: психология и психопатология на животных» (1903), а позднее развил в статье «Естествознание и мозг» (1910).
Нервные механизмы временных связей (психологи их называют ассоциациями), образующихся между любыми внешними воздействиями (или внутренними раздражениями, изменениями, состояниями) и безусловнорефлекторными реакциями организма; закономерности развития и угасания условнорефлекторной деятельности; открытие в коре больших полушарий торможения - антипода возбуждения; исследование разных типов (внешнее, внутреннее) и видов торможения; открытие закона иррадиации (распространения) и концентрации (то есть сужения сферы действия) возбуждения и торможения - основных нервных процессов; изучение проблемы сна в связи с представлением П. о наличии в коре больших полушарий головного мозга мозаики возбужденных и заторможенных пунктов; установление фазовых состояний мозга, или «фаз сна», проливающих свет на явления сновидений и гипноза; болезненные нарушения сна, охранительная роль торможения, столкновение (ошибка) процессов возбуждения и торможения как средство формирования и изучения экспериментальных неврозов - таков неполный перечень наиболее крупных исследованных П. с сотрудниками проблем и сделанных в этих направлениях открытий.
Учение П. о типах нервной системы, которое зиждется на представлении о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения (сильный, безудержный, возбудимый; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, уравновешенный, подвижный; слабый, что соответствует 4 греческим темпераментам: холерическому, флегматическому, сангвиническому и меланхолическому), развивает и ставит на прочную основу физиологию эксперимента эмпирического наблюдения врачей (начиная с Гиппократа) о темпераментах. Экспериментальное обоснование и теоретическое осмысление получило и учение П. об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе больших полушарий. Наконец, в учении о сигнальных системах П. показал специфическую особенность человека, заключающуюся в наличии у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными, также и второй сигнальной системы - речи и письма, то есть совокупности слышимых, произносимых и записанных словесных сигналов. Доминирование первой или второй сигнальной системы позволяет понять, по П., наличие у человека двух крайних типов ВНД - художественного или мыслительного.
Научное наследие П. определяет в значительной мере облик современной физиологии и ряда смежных отраслей биологии и медицины, оно оставило заметный след в психологии и педагогике. Особенно велико значение исследований П. для развития медицины. П. считал, что понимаемые глубоко физиология и медицина неотделимы. Под влиянием идей П. формировались крупные школы в терапии, хирургии, психиатрии и невропатологии.
Все творчество П. было пронизано горячей любовью к отечеству. «Что ни делаю, - писал П., - постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. И это есть и сильнейшее побуждение и глубокое удовлетворение» (Полное собрание сочинений, 2 издание, т.1, 1951, с.12). О высокой ответственности ученого перед Родиной писал П. и в своем письме молодежи (см. там же, с.22-23). В.И. Ленин высоко ценил П. Яркое свидетельство тому - подписанное им постановление Совнаркома от 24 января 1921, в котором отмечались «...исключительные научные заслуги академика И.П. Павлова, имеющие огромное значение для трудящихся всего мира...». В 1935 на 15-м Международном конгрессе физиологов, президентом которого был П., он был признан не только по возрасту, но и по авторитету старейшиной физиологов мира. П. был избран членом и почетным членом многих зарубежных академий, университетов, обществ. Имя П. присвоено институту физиологии АН СССР, 1-му Ленинградскому медицинскому институту, Рязанскому медицинскому институту и др.; АН СССР учреждены: в 1934 - премия им. Павлова, присуждаемая за лучшую научную работу в области физиологии, и в 1949 - золотая медаль его имени - за совокупность работ по развитию учения П.
  • Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. [Djv-19.5M] Редакция, послесловие и примечания Э.А. Асратяна.
    (Москва: Издательство «Наука», 1973. - Серия «Классики науки»)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, доработка: AAW, mor, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловия автора ко II, III, IV, V, VI изданиям (5).
      ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ ОПЫТ ОБЪЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) ЖИВОТНЫХ
      Введение (9).
      I. Экспериментальная психология и психопатология на животных (15).
      II. О психической секреции слюнных желез (27).
      III. Первые твердые шаги на пути нового исследования (41).
      IV. Естественнонаучное изучение так называемой душевной деятельности высших животных (45).
      V. Условные рефлексы при разрушении отделов больших полушарий у собак (58).
      VI. О корковых центрах вкуса д-ра Горшкова (60).
      VII. Некоторые наиболее общие пункты механики высших отделов центральной нервной системы, выясняющиеся из изучения условных рефлексов (61).
      VIII. К общей характеристике сложнонервных явлений (64).
      IX. Дальнейшие шаги объективного анализа сложнонервных явлений в сопоставлении с субъективным пониманием тех же явлений (на основании опытов д-ра П.Н. Николаева) (65).
      X. Общее о центрах больших полушарий (75).
      XI. Естествознание и мозг (79).
      XII. Задачи и устройство современной лаборатории для изучения нормальной деятельности высшего отдела центральной нервной системы у высших животных (89).
      XIII. О пищевом центре (103).
      XIV. Основные правила работы больших полушарий (на основании опытов д-ров Н.И. Красногорского и Н.А. Рожанского) (111).
      XV. Собака с разрушенным в больших полушариях кожным анализатором (на основании опытов д-ра Н.М. Сатурнова) (120).
      XVI. Процесс дифференцирования раздражителей в больших полушариях (на основании опытов д-ра В.В. Белякова) (124).
      XVII. Главнейшие законы деятельности центральной нервной системы, как они выясняются при изучении условных рефлексов (135).
      XVIII. Сводка результатов опытов с экстирпацией различных участков больших полушарий по методу условных рефлексов (145).
      XIX. Внутреннее торможение как функция больших полушарий (157).
      XX. Объективное изучение высшей нервной деятельности животных (165).
      XXI. Лаборатория для изучения деятельности центральной нервной системы высших животных, сооружаемая по планам академика И.П. Павлова и Е.А. Ганике на средства, пожертвованные Обществом имени X. С. Леденцова (175).
      XXII. Исследование высшей нервной деятельности (177).
      XXIII. Особенная лабильность внутреннего торможения условных рефлексов (192).
      XXIV. «Настоящая физиология» головного мозга (195).
      XXV. Условия деятельного и покойного состояния больших полушарий (203).
      XXVI. Материалы к физиологии сна (совместно с д-ром Л.Н. Воскресенским) (209).
      XXVII. Рефлекс цели (214).
      XXVIII. Анализ некоторых сложных рефлексов собаки. Относительная сила центров и их заряжение (совместно с д-ром М.К. Петровой) (219).
      XXIX. Физиология и психология при изучении высшей нервной деятельности животных (225).
      XXX. Рефлекс свободы (совместно с д-ром М.М. Губергрицем) (237).
      XXXI. Психиатрия как пособница физиологии больших полушарий (241).
      XXXII. Строго объективное изучение всех высших проявлений жизни животных (247).
      XXXIII. О так называемом гипнозе животных (250).
      XXXIV. Нормальная деятельность и общая конституция больших полушарий (251).
      XXXV. «Внутреннее торможение» условных рефлексов и сои - один и тот же процесс (259).
      XXXVI. Характеристика корковой массы больших полушарий с точки зрения изменений возбудимости ее отдельных пунктов (272).
      XXXVII. Один из очередных вопросов физиологии больших полушарий (278).
      XXXVIII. Новейшие успехи объективного изучения высшей нервной деятельности животных (280).
      XXXIX. Отношения между раздражением и торможением, размежевание между раздражением и торможением и экспериментальные неврозы у собак (289).
      XL. Здоровое и больное состояние больших полушарий (299).
      XLI. Тормозной тип нервной системы собак (308).
      XLII. Влияние перерыва в работе над собаками с условными рефлексами (314).
      XLIII. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож (316).
      XLIV. Некоторые проблемы в физиологии больших полушарий (324).
      XLV. Краткий очерк высшей нервной деятельности (337).
      X.LVI. Пробная экскурсия физиолога в область психиатрии (351).
      XLVII. К физиологии гипнотического состояния собаки (совместно с д-ром М.К. Петровой) (356).
      XLVIII. О неврозах человека и животного (366).
      XLIX. О возможности слития субъективного с объективным (369).
      L. Ответ физиолога психологам (370).
      LI. Экспериментальные неврозы (395).
      LII. Проба физиологического понимания симптомологии истерии (398).
      LIII. Физиология высшей нервной деятельности (415).
      LIV. Пример экспериментально произведенного невроза и его излечение на слабом типе нервной системы (426).
      LV. Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга (429).
      LVI. Чувства овладения (Les setimenls d'enaprise) и ультрапарадоксальная фаза (открытое письмо проф. Пьеру Жанэ) (432).
      LVII. Проба физиологического понимания навязчивого невроза и параной (436).
      LVIII. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека (447).
      LIX. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности (467).
      LX Физиологический механизм так называемых произвольных движений (481).
      LXI. Условный рефлекс (485).
      LXII. Типы высшей нервной деятельности в связи с неврозами и психозами и физиологический механизм невротических и психотических симптомов (502).
      LXIII. Об учреждении новой кафедры при Институте усовершенствования врачей в Ленинграде (506).
      Список печатных трудов сотрудников автора (509).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      К физиологии и патологии высшей нервной деятельности (531).
      Проблема сна (549).
      Стенографическая запись высказываний И.П. Павлова о проводимых им исследованиях по высшей нервной деятельности антропоидов (562).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Послесловие редактора (607).
      Примечания (646).
      Именной указатель (654).
Аннотация издательства: Первое издание капитального труда академика И.П. Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» было осуществлено пятьдесят лет тому назад.
В основу настоящей книги положено шестое издание, подготовленное к печати самим автором.
Книга рассчитана на физиологов, психологов, медиков, философов и широкий круг биологов.
.
  • Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. [Djv- 9.0M] Редакция и статья К.М. Быкова.
    (Издательство Академии Наук СССР, 1949. - Серия «Классики науки»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Лекции о работе больших полушарий головного мозга (7).
      Посвящение (9).
      Предисловие к 1-му изданию (11).
      Предисловие ко 2-му изданию (13).
      Предисловие к 3-му изданию (14).
      Лекция первая. Обоснование и история принципиальной методики исследования работы больших полушарий. - Понятие рефлекса. - Разнообразие рефлексов. - Сигнальная деятельность больших полушарий как самая общая физиологическая характеристика их (17).
      Лекция вторая. Техническая методика объективного исследования работы больших полушарий. - Сигнализация есть рефлекс. -
      Безусловный и условный рефлекс. - Условия образования условных рефлексов (34).
      Лекция третья. Образование условных рефлексов при помощи условных и автоматических раздражителей. - Агенты, из которых могут образоваться условные раздражители. - Торможение условных рефлексов: 1) Внешнее торможение (50).
      Лекция четвертая. 2) Внутреннее торможение условных рефлексов: а) угасание условных рефлексов (67).
      Лекция пятая. 2) Внутреннее торможение: б) условное торможение (84).
      Лекция шестая. 2) Внутреннее торможение: в) запаздывание (102).
      Лекция седьмая. Анализаторная и синтезирующая работа больших полушарий: а) первоначальный обобщенный характер условных раздражителей; б) дифференцировочное торможение (122).
      Лекция восьмая. Анализаторная и синтезирующая работа больших полушарий: в) примеры анализаторной работы; г) синтез и анализ одновременных комплексных раздражителей; д) синтез и анализ последовательных комплексных раздражителей (144).
      Лекция девятая. Иррадиирование и концентрирование нервных процессов в коре больших полушарий: а) иррадиирование и концентрирование тормозного процесса в отдельном анализаторе (кожном и звуковом) (163).
      Лекция десятая. Иррадиирование и концентрирование нервных процессов в коре больших полушарий: б) иррадиирование и концентрирование тормозного процесса по большим полушариям; в) иррадиирование и концентрирование раздражительного процесса (179).
      Лекция одиннадцатая. Взаимная индукия раздражительного и тормозного процессов: а) положительная фаза индукции; б) отрицательная фаза индукции (199).
      Лекция двенадцатая. Комбинирование явлений движения нервных процессов с явлениями их взаимной индукции (216).
      Лекция тринадцатая. Кора как мозаика: а) примеры мозаичности коры и наиболее простые способы ее происхождения; б) изменяемость физиологической роли отдельных пунктов; в) стойкость некоторых пунктов. - Кора как объединенная сложная динамическая система (231).
      Лекция четырнадцатая. Переход корковой клетки под влиянием условного раздражителя в тормозное состояние (246).
      Лекция пятнадцатая. Внутреннее торможение и сон - один и тот же процесс в своей физико-химической основе (262).
      Лекция шестнадцатая. Переходные фазы между бодрым состоянием и полным сном животного (гипнотические фазы) (278).
      Лекция семнадцатая. Разные типы нервной системы. - Патологические состояния больших полушарий как результат функциональных воздействий на них (297).
      Лекция восемнадцатая. Патологические состояния больших полушарий как результат функциональных воздействий на них (316).
      Лекция девятнадцатая. Патологические состояния больших полушарий как результат оперативных воздействий на них: а) общие изменения деятельности коры полушарий; б) нарушения деятельности звукового анализатора (335).
      Лекция двадцатая. Патологические состояния больших полушарий как результат оперативных воздействий на них: в) нарушение деятельности светового анализатора; г) нарушения деятельности кожно-механического анализатора; д) нарушения после удаления лобных долей; е) нарушения кожно-температурного анализатора; ж) нарушения после удаления g. pyriformis; з) нарушения двигательного анализатора (355).
      Лекция двадцать первая. Патологические состояния больших полушарий как результат оперативных воздействий на них: и) проба вывести отклонения от нормы в поведении животного из частных нарушений коры больших полушарий (375).
      Лекция двадцать вторая. Общая характеристика данного исследования: его задача, его трудности и наши ошибки (392).
      Лекция двадцать третья. Приложение экспериментальных данных, полученных на животных, к человеку (412).
      Список печатных трудов сотрудников автора (433).
      Приложения (441).
      Послесловие редактора. К.М. Быков (459).
      Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности К.М. Быков (454).
.
.
  • Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. [Djv- 8.5M]
    (Москва: Издательство Академии Медицинских Наук СССР, 1952. - Серия «Классики физиологии»)
    Скан, обработка, формат Djv: Legion, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие к первому изданию
      Предисловие ко второму изданию
      Предисловие к третьему изданию
      Лекция первая. Обоснование и история принципиальной методики исследования работы больших полушарий. - Понятие рефлекса. - Разнообразие рефлексов. - Сигнальная деятельность больших полушарий как самая общая физиологическая характеристика их (1).
      Лекция вторая. Техническая методика объективного исследования работы больших полушарий. - Сигнализация есть рефлекс. - Безусловный и условный рефлекс. - Условия образования условных рефлексов (12).
      Лекция третья. Образование условных рефлексов при помощи условных и автоматических раздражителей. - Агенты, из которых могут образоваться условные раздражители. - Торможение условных рефлексов: 1) внешнее торможение (23).
      Лекция четвертая. 2) Внутреннее торможение условных рефлексов: а) угасание условных рефлексов (34).
      Лекция пятая. 2) Внутреннее торможение: б) условное торможение (46).
      Лекция шестая. 2) Внутреннее торможение: в) запаздывание (59).
      Лекция седьмая. Анализаторная и синтезирующая работа больших полушарий: а) первоначальный обобщенный характер условных раздражителей; б) дифференцировочное торможение (73).
      Лекция восьмая. Анализаторная и синтезирующая работа больших полушарий: в) примеры анализаторной работы; г) синтез и анализ одновременных комплексных раздражителей; д) синтез и анализ последовательных комплексных раздражителей (87).
      Лекция девятая. Иррадиирование и концентрирование нервных процессов в коре больших полушарий: а) иррадиирование и концентрирование тормозного процесса в отдельном анализаторе (кожном и звуковом) (99).
      Лекция десятая. Иррадиирование и концентрирование нервных процессов в коре больших полушарий: б) иррадиирование и концентрирование тормозного процесса по большим полушариям; в) иррадиирование и концентрирование раздражительного процесса (110).
      Лекция одиннадцатая. Взаимная индукция раздражительного и тормозного процессов: а) положительная фаза индукции; б) отрицательная фаза индукции (123).
      Лекция двенадцатая. Комбинирование явлений движения нервных процессов с явлениями их взаимной индукции (134).
      Лекция тринадцатая. Кора как мозаика: а) примеры мозаичности коры и наиболее простые способы ее происхождения; б) изменяемость физиологической роли отдельных пунктов; в) стойкость некоторых пунктов. - Кора как объединенная сложная динамическая система (144).
      Лекция четырнадцатая. Переход корковой клетки под влиянием условного раздражителя в тормозное состояние (154).
      Лекция пятнадцатая. Внутреннее торможение и сон - один и тот же процесс в своей физико-химической основе (165).
      Лекция шестнадцатая. Переходные фазы между бодрым состоянием и полным сном животного (гипнотические фазы) (175).
      Лекция семнадцатая. Разные типы нервной системы. - Патологические состояния больших полушарий как результат функциональных воздействий на них (188).
      Лекция восемнадцатая. Патологические состояния больших полушарий как результат функциональных воздействий на них (200).
      Лекция девятнадцатая. Патологические состояния больших полушарий как результат оперативных воздействий на них: а) общие изменения деятельности коры полушарий; б) нарушения деятельности звукового анализатора (213).
      Лекция двадцатая. Патологические состояния больших полушарий как результат оперативных воздействий на них: в) нарушения деятельности светового анализатора; г) нарушения деятельности кожно-механического анализатора; д) нарушения после удаления лобных долей; е) нарушения кожно-температурного анализатора; ж) нарушения после удаления G. pyrifotmis; 3) нарушения двигательного анализатора (226).
      Лекция двадцать первая. Патологические состояния больших полушарий как результат оперативных воздействий на них: и) проба вывести отклонения от нормы в поведении животного из частных нарушений коры больших полушарий (239).
      Лекция двадцать вторая. Общая характеристика данного исследования: его задача, его трудности и наши ошибки (251).
      Лекция двадцать третья. Приложение экспериментальных данных, полученных на животных, к человеку (264).
      Список печатных трудов сотрудников автора (277).
.
.
  • Павловъ И.П. Лекцiи о работЪ главныхъ пищеварительныхъ железъ. [Djv- 5.5M] Новое изданіе, просмотренное авторомъ.
    (Москва: Природа, 1917. - Классики естествознанія. Книга 2)
    Скан: ???, обработка, формат Djv: mor, 2011
.
.
  • Павлов И.П. Лекции о работе главных пищеварительных желез. [Djv- 4.8M] Редакция и статья К.М. Быкова.
    (Издательство Академии Наук СССР, 1949. - Серия «Классики науки»)
    Скан, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Лекции о работе главных пищеварительных желез (7).
      Посвящение (9).
      Предисловие к 1-му изданию (11).
      Предисловие ко 2-му изданию (13).
      Предисловие к 3-му изданию (17).
      Лекция первая. Общий обзор предмета. - Методика (19).
      Лекция вторая. Работа желез во время пищеварения (40).
      Лекция третья. Центробежные нервы желудочных и поджелудочных желез (67).
      Лекция четвертая. Общая схема деятельности полного иннервационного прибора. - Работа иннервационного прибора слюнных желез. - Аппетит - как первый и сильнейший раздражитель нервов желудочных желез (89).
      Лекция пятая. Место и значение психического, или аппетитного, сока во всей отделительной работе желудка. - Недействительность механического раздражения по отношению к иннервационному прибору желудочных желез (106).
      Лекция шестая. Химические возбудители иннервационного прибора желудочных желез. - Оправдание метода уединенного желудочка и локализация химических раздражителей. - Исторические данные (127).
      Лекция седьмая. Нормальные раздражители иннервационного прибора поджелудочной железы. - Обзор переданного материала и задачи будущего исследования (152).
      Лекция восьмая. Физиологические данные, инстинкт людей и медицинский эмпиризм (175).
      Работы автора и его сотрудников, составившие содержание «Лекции» (198).
      Список работ по физиологии пищеварения, вышедших из лаборатории профессора И.П. Павлова после напечатания в 1897 г. его «Лекций о работе главных пищеварительных желез» (200).
      Список работ по физиологии пищеварения, вышедших из лаборатории проф. И.П. Павлова после второго издания «Лекций» и т.д. в 1917 г. (208).
      Предметный указатель (210).
      Именной указатель (215).
      Современное объединение в эксперименте главнейших сторон медицины на примере пищеварения (217).
      Приложения (259).
      Послесловие редактора. К.М. Быков (261).
      «Лекции о работе главных пищеварительных желез» И.П. Павлова и их роль в развитии естествознания и медицины. К.М. Быков (263).
.
.