«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Павлович Сергей Андроникович

Сергей Андроникович Павлович 134k

-

(1884 - 1966)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ РАЗВЕРНУТЬ ▼
▼ РАЗВЕРНУТЬ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...ученый в области методики естествознания, проф. (1935). Воспитывался в семье революционерки Л.М. Книпович. В 1904-12 работал по обслуживанию подпольных типографий Петерб. к-та РСДРП. С 1903 учился на физ.-матем. ф-те Петерб. ун-та (окончил его в 1910). Пед. деятельность начал в 1907 на Фребелевских пед. курсах, в то же время (с 1908) работал на кафедре зоологии Психоневрологич. ин-та. С1919 в ЛГПИ. Одновременно (с 1921) читал курс методики естествознания в пед. техникуме, проводил показательные уроки в ср. школах.
Осн. направление н.-и, деятельности П. - теория и практика наглядности в шк. естествознании, разработка разл. типов уч. оборудования. П. - автор ряда ориг. наглядных пособий по естествознанию для нач. школы. Большое значение П. придавал т.н. пед. рисунку, разработал их типы и технику выполнения на классной доске. Впервые в истории отеч. методики естествознания П. поставил вопрос об использовании учебного фильма в процессе обучения («Уч. кино на уроках естествознания», 1949).




  • Павлович С.А. Изготовление приборов для школьных лабораторных занятий. [Djv- 4.6M] Пособие для преподавателей естествознания для практических занятий в педагогических техникумах и институтах и для постановки работ в школьных мастерских учебных пособий. Издание 2-е.
    (Москва: Работник просвещения, 1929)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2009
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Павлович С.А. Изготовление приборов для школьных лабораторных занятий. Пособие для преподавателей естествознания для практических занятий в педагогических техникумах и институтах и для постановки работ в школьных мастерских учебных пособий.
От автора: Те или иные из описанных здесь приборов уже много лет рекомендовались мною, на основании личного опыта, учителям - слушателям различных учительских курсов в Ленинграде и в провинции. За последние годы на уроках своих в школе первой ступени или наши практиканты (мои ученики в педтехникуме) уже постоянно вводили в школьную практику исключительно упрощенные приборы даваемых здесь конструкций. Убедившись на деле в целесообразности этих приборов и доведя технику их изготовления до возможной простоты, я решаюсь здесь предложить их уже более широкому кругу товарищей по преподаванию в школах преимущественно первой ступени...
  • Павлович С.А. Составление коллекций по естествознанию. [Djv-18.4M] [Pdf-20.3M] Пособие для учителей. Издание 3-е, переработанное. Автор: Сергей Андроникович Павлович.
    (Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз): Ленинградское отделение, 1947)
    Скан, обработка, формат Djv, Pdf: pohorsky, 2022
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Глава первая. ЗАПАС НЕОБХОДИМЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. ПРИЕМЫ РАБОТЫ С КАРТОНОМ, БУМАГОЙ, ДЕРЕВОМ, СТЕКЛОМ И ЖЕСТЬЮ.
      Инструменты (5).
      Главные приемы работы с картоном, бумагой, деревом, стеклом и жестью (14).
      Работа с папкой и картоном (15). Работа с бумагой (18). Работа с дерево (25). Работа со стеклом (28). Обработка пробок (35). Работа с жестью (36).
      Глава вторам. ЧТО НАДО ЗАПАСТИ К ЛЕТУ, ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬСЯ СОБИРАНИЕМ И ПРЕПАРОВКОЙ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИНЕРАЛОВ.
      Консервирующие жидкости (38).
      Банки и другая посуда для собирания коллекций (42).
      Что надо запасти для изготовления микроскопических препаратов (44).
      Что надо иметь для того, чтобы заниматься собиранием растений (52).
      Принадлежности для собирания (выкапывания и резания) растений. (52). Принадлежности для переноски собранных растений (54). Принадлежности для засушивания растений и их хранения (55). Устройство приспособлений для сушки в песке (59).
      Что надо иметь для того, чтобы заниматься собиранием насекомых (60).
      Устройство сачка (60). Банки для собирания и замаривания насекомых (64). Ящики и коробки для хранения насекомых (66). Торфяные пластинки в энтомологических ящиках и материалы, заменяющие торф (67). Булавки для накалывания насекомых (68). Чем можно замаривать насекомых (69). Как устроить расправилку для бабочек и других насекомых (70).
      Что надо иметь для собирания, консервирования и препаровки других животных (кроме насекомых) (73).
      Принадлежности для перевозки и переноски материала (77). Принадлежности для препаровки (80).
      Инструменты и принадлежности, нужные при снимании шкурок птиц и мелких зверей (83).
      Что надо иметь для собирания минералов и горных пород (84).
      Глава третья. ПРОСТЕЙШИЕ СПОСОБЫ ЛОВЛИ И КОНСЕРВИРОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ, СОБИРАНИЯ И СУШКИ РАСТЕНИЙ И СБОРОВ ГОРНЫХ ПОРОД.
      Этикетки к сборам (87). Общие правила при собирании в спирт, формалин и соляной раствор (88). Хранение сухих коллекций (90).
      Наставление к собиранию и консервированию различных групп животных (91).
      Рыбы (91). Земноводные (92). Пресмыкающиеся (92). Птицы и млекопитающие (93). Снимание шкурок с птиц и мелких зверей и обработка их (94). Моллюски (104). Ракообразные (105). Паукообразные (106). Многоножки (107). Черви (107). Кишечнополостные (108). Укладка и перевозка сборов (109).
      Как собирать насекомых (110).
      Ловля насекомых (110). Замаривание насекомых (111). Как хранить собранных насекомых (112). Специальные указания к собиранию некоторых групп насекомых (113).
      Как собирать растения и как их сохранять (116).
      Сроки сбора растений (117). Переноска собранных растений (117). Засушивание растений (118). Собирание растений в консервирующих жидкостях (124). Указание для отдельных групп растений (125).
      Составление коллекций по неживой природе (126).
      Собирание пород (126). Укладка и переноска пород (127).
      Глава четвертая. ПРЕПАРОВКА МАТЕРИАЛА, СОБРАННОГО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ.
      Как расправлять и как накалывать насекомых (129). Накалывание насекомых на булавки (129). Расправление насекомых (132). Размачивание засохших насекомых перед расправлением (135).
      Имитация поверхности земли для биологических коллекций и геологических макетов (136). Ровная поверхность земли (136). Снеговая поверхность (136). Зелень и травянистая поверхность (137). Водная поверхность (137). Мелкие пригорки и неровности почвы (138). Лепка почвы из клеевой массы (138).
      Макеты почвенных и геологических обнажений (139).
      Коллекции покровительственной окраски насекомых и других мелких животных (142).
      Расчленение различных членистоногих (144).
      Зоотомические препараты (147).
      Изготовление микроскопических препаратов (148).
      Выделка шкурки на мех (158).
      Половинные чучела рыб (159).
      Подготовка птичьих яиц для коллекций (162).
      Распилы костей, раковин и других известковых твердых частей организмов (163).
      Расчленение цветов (164).
      Этикетирование демонстративных коллекций и рисунки к препаратам (165).
      Глава пятая. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИЯ.
      Работа 1. Гербарии (172).
      Работа 2. Коллекции на листе фанеры или картона (без стекла) (175).
      Работа 3. Кантование под стекло (177).
      Работа 4. Кантование между стеклами (181).
      Работа 5. Подносы для хранения микроскопических препаратов (182).
      Работа 6. Открытая коробочка (поднес) для минералогических и иных коллекций (184).
      Работа 7. Наглухо эаклеенная картонная коробка под стеклом (186).
      Работа 8. Наглухо заклеенный под стеклом ящик из деревянной рамки (188).
      Дополнение к работам 2, 3, 7 и 8. Колечки к препаратам (189).
      Работа 9. Рамка между двумя стеклами (190).
      Работа 10 Рамка между двумя стеклами на подставке (191).
      Работа 11. Наглухо заклеиваемая вод стекло коллекция насекомых на булавках (193).
      Работа 12. Устройство колпаков для коллекций из различной стеклянной посуды (195).
      Работа 13. Заклеивание под выпуклым (часовым) стеклом (196).
      Работа 14. Монтировка для музейной выставки очень мелких объектов на предметных стеклах (197).
      Работа 15. Открывающиеся коробки под стеклом без фальца (для картонных вкладок с коллекциями) (199).
      Работа 16. Коробочки над стеклом, закрывающиеся с фальцем (201).
      Работа 17. Стеклянные ящики (колпаки) (202).
      Работа 18. Ящик для насекомых (со съемной крышкой) (205).
      Работа 19. Наиболее простые и дешевые способы устройства спиртовых и формалиновых коллекций (207).
      Работа 20. Монтировка в препаратных цилиндрах (208).
      Глава шестая. КАКИЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ШКОЛЫ МОЖНО ПРИГОТОВИТЬ ИЗ СОБРАННОГО В ПРИРОДЕ МАТЕРИАЛА.
      Отдел I. Ботаника.
      Форма и строение растений (214).
      Семя (214.) Корень (215). Лист (217). Стебель (220). Цветок (221). Плод (226).
      Систематика растений (227).
      Низшие споровые (227). Мхи (228). Папоротникообразные (230), Цветковые растения (231).
      Отдел II. Зоология.
      Губки (231). Кишечнополостные (232). Черви (233). Моллюски (235). Ракообразные (236). Паукообразные (237). Многоножки (238). Насекомые (239). Рыбы (244). Земноводные (245). Пресмыкающиеся (245). Птицы (246). Млекопитающие (249).
      Отдел III. Основы дарвинизма.
      Примеры искусственного отбора (249). Примеры естественного отбора и борьбы за существование (250). Приспособленность организмов к условиям их существования (251). Покровительственная окраска насекомых (253). Гомологичные органы (255). Аналогичные органы (256). Модификации (256).
      Отдел IV. Геология и минералогия.
      Коллекции и макеты (259).
      Алфавитный указатель названных в книге объектов природы, материалов и работ (261).
Предисловие: Эта книга, называвшаяся в трех первых изданиях «Простейшие работы по изготовлению коллекций в школе и дома», имела прежде характер руководства для юных начинающих натуралистов, преимущественно учащихся средней школы.
В каждом новом издании автор значительно дополнял книгу. Эти дополнения и переделки сильно увеличили ее объем.
В настоящем виде книга предназначается для учителя естествознания. Она послужит учителю и его ученикам руководством к оборудованию школьного кабинета натуральными учебными пособиями, взятыми из окружающей школу природы...