|
-
(06.12.1813 - 12.06.1877)
Большая советская энциклопедия: Огарев Николай Платонович [24.11(6.12).1813 - 31.5(12.6).1877], русский революционер, публицист, поэт. Родился в Петербурге. Из дворян. С 1830 учился в Московском университете, где вокруг О. и его друга А.И. Герцена возник студенческий кружок, ярко выраженной политической направленности. Летом 1834 О. вместе с некоторыми др. участниками кружка был арестован, в апреле 1835 сослан в Пензенскую губернию. С 1839 получил разрешение жить в Москве. С 1840 печатал стихи, сочувственно встреченные В.Г. Белинским. 1841-46 провел большей частью в Германии, Италии, Франции; слушал курс лекций по философии и естественным наукам в Берлинском университете, посещал медицинскую школу в Париже. С конца 1846 жил в Пензенском имении. В 1850 вновь арестован, но вскоре освобожден. В 1856 эмигрировал в Великобританию. Мировоззрение О. складывалось главным образом под воздействием движения декабристов, а также идей Великой французской революции, поэзии А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, Ф. Шиллера, идей западноевропейского утопического социализма. Позднее, изучая немецкую классическую философию Гегеля и Фейербаха и естественные науки, О. критически воспринял гегелевскую диалектику в революционно-практическом духе и пришел к философско-материалистическому мировоззрению. В идейной борьбе 40-х гг. вместе с Белинским и Герценом стоял во главе формирующегося революционно-демократического направления. Более глубокое проникновение О. в конце 40-х гг. в экономические условия жизни русского народа, переоценка им под влиянием поражения Революции 1848 западноевропейского утопического социализма привели его к выводу о необходимости революционно-демократической борьбы с существующим в России строем. Поселившись в Лондоне, О. присоединился к начатой Герценом революционной пропаганде и возглавил вместе с ним Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов издания «Колокола» (1857-67), на страницах которого выдвигал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права: предоставление крестьянам той земли, которой они фактически владели; уничтожение чиновничества и введение выборного суда и управления; ликвидация цензуры; отмена рекрутства и сокращение войска; свобода вероисповедания и полная гласность. Теория «русского социализма», выдвинутая Герценом, получила в статьях О. дальнейшее развитие. Главное отличие социально-политической истории России от истории западноевропейских народов он видел в сохранении в Российской империи коренных основ народного быта (общины), не затронутых государством, возникшим, по мнению О., лишь из-за необходимости борьбы с монголо-татарским игом. Не признавая существования в России феодализма, О. считал, что принцип частной помещичьей собственности на землю, как и государственное устройство по европейскому образцу, наука и культура, привнесены в русскую жизнь Петром I. О. выступал за создание па основе общинного строя народного демократического государства, федеративной республики самоуправляющихся общин, группирующихся в волости и уезды. «Записка о тайном обществе», написанная О., содержала развернутый план организации общественных сил в целях коренного преобразования социального и политического строя России. В статьях и прокламациях О. развивал идею крестьянской революции, как организованного, сознательного, руководимого действия. О. энергично поддерживал Польское восстание 1863-64. В конце 50-х - начале 60-х гг. О. участвовал в подготовке и создании общества «Земля и воля». В целях прямой пропаганды в народе Герцен и О. создали газету «Общее вече» (1862). С переводом Вольной русской типографии в 1865 из Лондона в Женеву О. переселился в Швейцарию. В 1869-70 участвовал в пропагандистско-агитационной кампании М.А. Бакунина и С.Г. Нечаева, а также в нечаевском «Колоколе». Итоги своих теоретических исканий О. подвел в «Ответах на ст. Герцена «Между старичками» и на брошюру Бакунина «Постановка революционного вопроса» (1869). Признавая внутреннюю необходимость и закономерность исторического процесса, О. решающую силу прогресса видел не в распространении знаний, как он считал ранее, а в революции. Однако он недооценивал значения ее экономических предпосылок, что отражало углубление народнических тенденций в его социалистических воззрениях. Романтическая лирика О. первых пятнадцати лет творчества пронизана поисками истины, справедливости, свободы, стремлением постичь законы мира. Пессимистические черты лирики О. выразились в цикле «Монологи» (1844-47). Однако они содержали не только «гамлетовские» мотивы, но и веру в будущее, идею отрицания как прогрессивную силу. Для лирики О. характерны также публицистические тенденции. Поэма «Юмор» (ч.1-2, 1840-1841, опубликована в 1857 в Лондоне; ч.3, 1867-1868, опубликована в «Полярной звезде» за 1869 год) занимает центральное место в поэтическом наследстве О. В ней сочетаются лирический монолог и дружеская беседа, письмо и дневник; исповедь с политической сатирой. В эмиграции поэзия О. стала частью его революционной борьбы. В литературно-критических работах он обосновывал идею общественного назначения поэзии. В статьях об искусстве и литературе О. пропагандировал идеи реализма. В 1873 О. вновь переехал в Великобританию. В последние годы жизни сблизился с П.Л. Лавровым. Умер в Гринвиче близ Лондона, где и был похоронен. В марте 1966 прах О. перевезен в Москву на Новодевичье кладбище.
: ... |
|