«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Одноралов Николай Васильевич

Николай Васильевич Одноралов 430k

-

()

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Специалист по прикладному искусству.
:
...




  • Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве. [Djv- 3.9M] Учебное пособие для художественных вузов и училищ. Автор: Николай Васильевич Одноралов.
    (Москва: Издательство «Искусство», 1974)
    Скан, обработка, формат Djv: АЧ, 2004
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От автора (3).
      Глава I. Исторический очерк (5).
      Изобретение, первое применение и усовершенствование гальванопластики (5).
      Изобретение гальванопластики (5).
      Первое промышленное применение гальванопластики (9).
      Развитие и усовершенствование гальванопластики (12).
      Развитие русской монументально-декоративной гальванопластической скульптуры (14).
      Гальваноскульптура Исаакиевского собора (15).
      Гальванопластическая садово-парковая скульптура (18).
      Роль русской гальванотехники в развитии декоративной гальваноскульптуры (21).
      Глава II. Общая характеристика художественной гальванотехники (24).
      Классификационные признаки художественной гальваноскульптуры (24).
      Общая схема репродуцирования скульптуры (26).
      Другие виды применения гальванотехники в декоративном искусстве (30).
      Глава III. Изготовление форм (32).
      Требования, предъявляемые к формам (32).
      Гипсовые формы (32).
      Изготовление черновых форм (32).
      Изготовление кусковых и монолитных форм (34).
      Изготовление сложных гипсовых форм (38).
      Приемы пропитки и изоляции гипсовых форм (39).
      Восковые формы (41).
      Рецепты восковых композиций (41).
      Изготовление форм для барельефной и медальерной скульптуры (43).
      Изготовление форм для мемориальных досок (46).
      Изготовление восковых копий моделей для наращивания по верху (47).
      Формы из высокополимеров (49).
      Изготовление эластичных форм из полихлорвинилового и каучукового латекса (49).
      Изготовление эластичных форм на основе полихлорвиниловой смолы (50).
      Изготовление эластичных акриловых форм (51).
      Изготовление целлулоидных форм (53).
      Изготовление эластичных каучуково-олифных форм (54).
      Изготовление эластичных клеевых моделей (55).
      Металлические формы (55).
      Изготовление форм из листового свинца (55).
      Изготовление алюминиевых форм (56).
      Изготовление форм из легкоплавких сплавов (58).
      Глава IV. Нанесение электропроводящего слоя на формы (60).
      Способы металлизации (60).
      Механические способы (60).
      Подготовка графита (60).
      Особенности нанесения графита на различные формы (62).
      Нанесение металлических порошков (65).
      Химические способы (66).
      Нанесение серебряной пленки (66).
      Нанесение медной пленки (68).
      Катодное распыление (69).
      Установка для катодного распыления (69).
      Способ работы (70).
      Глава V. Основы электрохимии и гальванотехники (73).
      Растворы (73).
      Законы электролиза (74).
      Электрохимический потенциал металлов (76).
      Строение отложенного металла (77).
      Гальваническая установка (79).
      Составы медных электролитов и режимы отложения (80).
      Нанесение разделительного слоя (83).
      Глава VI. Электролитическое наращивание (86).
      Зарядка форм (86).
      Загрузка форм в ванны (88).
      Условия получения равномерного отложения металла (89).
      Перемешивание электролита (97).
      Фильтрование электролита (99).
      Глава VII. Специальные приемы использования гальванотехники (101).
      Особенности медальерного репродуцирования (101).
      Изготовление рельефного текста для медалей (103).
      Изготовление контррельефов (107).
      Точное литье скульптур из пластических масс (111).
      Изготовление матриц с церофановых моделей (112).
      Глава VIII. Монтировочные работы (114).
      Монтировка скульптуры (114).
      Монтировка медалей (116).
      Пример специальной монтировки художественных изделий (119).
      Глава IX. Декоративная отделка скульптуры (121).
      Значение отделки (121).
      Подготовка скульптуры к отделке (122).
      Глава X. Декоративная отделка меди и медных сплавов (124).
      Патинирование скульптуры (125).
      Техника нанесения патины посредством применения растворов (127).
      Оксидирование скульптуры (134).
      Окрашивание меди в яркие цвета (140).
      Практические приемы тонирования скульптуры, и художественных изделий из металла (145).
      Глава XI. Отделка художественных изделий золотом (147).
      Тонирование художественных изделий из золотых сплавов способом «открашивания» (148).
      Цианистые электролиты для желто-оранжевого золочения (150).
      Бесцианистые электролиты для желто-оранжевого золочения (153).
      Получение цветных декоративных эффектов при гальваническом золочении (154).
      Снятие золотых покрытий (157).
      Выбор подслоя для золотых покрытий (157).
      Практические приемы золочения художественной бронзы (160).
      Глава XII. Отделка художественных изделий серебром (162).
      Гальваническое серебрение (154).
      Электролиты для серебрения (167).
      Отделка художественных изделий из металла блестящим серебром (169).
      Декоративное оксидирование серебра и серебряных покрытий (171).
      Техника нанесения черни (172).
      Снятие оксидной пленки (175).
      Защита серебра от потемнения (176).
      Гальваническое латунирование (177).
      Гальваническое меднение (173).
      Анодирование и окрашивание (тонирование) художественных изделий из алюминиевых сплавов под цвет бронзы (178).
      Глава XIII. Декорирование металлом непроводников и нанесение электропроводящего слоя (180).
      Электропроводящие слои для гальванопластических форм (183).
      Механическое нанесение электропроводящего слоя (183).
      Химическое нанесение электропроводящего слоя (185).
      Библиография (186).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге описывается техника репродукции методом гальванопластики художественной скульптуры всех видов - от монументальной круглой скульптуры до медальерной. Описываются способы изготовления форм, ряд специальных приемов использования гальванопластики; указываются способы декоративной отделки металлической скульптуры и художественных изделий из металла; приведены основные теоретические сведения о гальванотехнике.
Рассмотрены сохранившиеся наиболее интересные исторические образцы русской и современной гальванопластической скульптуры.
Книга предназначена для скульпторов, студентов художественных и архитектурных вузов и техникумов и работников художественной промышленности.
  • Одноралов Н.В. Занимательная гальванотехника. [Djv- 2.4M] [Pdf- 3.4M] Автор: Николай Васильевич Одноралов. Обложка художника В.Я. Батищева.
    (Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1960)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2016
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      История и цель гальванопластики (5).
      Законы электролиза (9).
      Гальваническая установка и режим работы (12).
      Состав электролита и его приготовление (14).
      Техника анализа медного электролита (18).
      Получение медных скульптур техникой гальванопластики (20).
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФОРМ
      Требования, предъявляемые к формам (26).
      Гипсовые формы (26).
      Изготовление гипсовых форм с объемной скульптуры (26).
      Изготовление гипсовых форм с барельефов (28).
      Пропитка и изоляция гипсовых форм (29).
      Восковые формы (31).
      Рецепты восковых композиций (31).
      Изготовление форм для барельефной и медальерной скульптуры (33).
      Изготовление восковых форм для мемориальных досок (36).
      Наращивание металла на восковые и пластилиновые модели (38).
      Изготовление металлических форм для литья скульптур из пластических масс (39).
      Металлизация кружев (42).
      Изготовление металлических гербариев из листьев (44).
      Покрытие металлом растений и насекомых (45).
      Покрытие металлом изделий из дерева, перьев птиц и других предметов (46).
      Изготовление прессформ для прессования изделий из акрилата (47).
      НАНЕСЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩЕГО СЛОЯ НА ФОРМЫ
      Нанесение графита (48).
      Металлизация форм (51).
      Бронзирование (51).
      Серебрение (52).
      Меднение (53).
      ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЕ НАРАЩИВАНИЕ
      Зарядка форм (54).
      Загрузка форм в ванну (57).
      ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ
      Значение декоративной отделки (58).
      Подготовка изделий к отделке (58).
      Химическое тонирование (59).
      ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ДЕКОРАТИВНОЙ ОТДЕЛКИ ИЗДЕЛИЙ
      Гальваническое серебрение (63).
      Химическое серебрение (63).
      Окрашивание медных или омедненных изделий в яркие цвета (64).
      Химическое никелирование (65).
      Декоративная отделка изделий «кристаллитом» (65).
      Декоративная отделка изделий, имитирующая агат (66).
      Декоративная отделка изделий из алюминия и его сплавов (67).
      Декоративная отделка изделий из алюминия, имитирующая гранит (70).
      Нанесение изображений на изделия фототравлением (72).
      Правила безопасности при работе с кислотами и щелочами (73).
      Термины, применяемые в художественной гальванотехнике (74).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга «Занимательная гальванотехника» впервые предлагается юношеству. Мы назвали ее занимательной, так как в ней описаны наиболее эффектные декоративные отделки металла и изготовление гальванопластикой различных декоративных металлических изделий.
Юные читатели этой книги найдут самые различные способы декоративных отделок металла: серебрение, никелирование, хромирование и другие покрытия, а также способы цветного оксидирования металла в красивые яркие цвета.
Технология и рецептура, предлагаемые в «Занимательной гальванотехнике», просты, практически проверены автором и могут быть легко освоены школьниками, знакомыми с элементарными основами химии и электротехники.
Мы считаем, что данная книга, носящая прикладной характер, может быть использована юными техниками во дворцах пионеров, а также может являться пособием для школ на уроках электрохимии и в производственном обучении школьников.
  • Одноралов Н.В. Занимательная гальванотехника. [Djv- 5.9M] Пособие для учащихся. Издание 2-е. Автор: Николай Васильевич Одноралов. Художник А.Л. Соколова.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1965)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат: accepts, 2015
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      История и цель гальванопластики (3).
      Законы электролиза (7).
      Гальваническая установка и режим работы (10).
      Состав электролита и его приготовление (12).
      Техника анализа медного электролита (16).
      Получение медных скульптур техникой гальванопластики (18).
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФОРМ
      Требования, предъявляемые к формам (24).
      Гипсовые формы (24).
      Изготовление гипсовых форм с объемной скульптуры (24).
      Изготовление гипсовых форм с барельефов (26).
      Пропитка и изоляция гипсовых форм (27).
      Восковые формы (29).
      Рецепты восковых композиций (29).
      Изготовление форм для барельефной и медальерной скульптур (31).
      Изготовление восковых форм для мемориальных досок (34).
      Наращивание металла на восковые и пластилиновые модели (36).
      Изготовление металлических форм для литья скульптур из пластических масс (38).
      Металлизация кружев (40).
      Изготовление металлических гербариев из листьев (42).
      Покрытие металлом растений и насекомых (43).
      Покрытие металлом изделий из дерева, перьев птиц и других предметов (44).
      Изготовление прессформ для прессования изделий из акрилата (45).
      НАНЕСЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩЕГО СЛОЯ НА ФОРМЫ
      Нанесение графита (46).
      Металлизация форм (50).
      Бронзирование (50).
      Серебрение (50).
      Меднение (51).
      ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЕ НАРАЩИВАНИЕ
      Зарядка форм (52).
      Загрузка форм в ванну (55).
      ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ
      Значение декоративной отделки (56).
      Подготовка изделий к отделке (57).
      Химическое тонирование (57).
      ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ДЕКОРАТИВНОЙ ОТДЕЛКИ ИЗДЕЛИЙ
      Гальваническое серебрение (61).
      Химическое серебрение (62).
      Окрашивание медных или омедненных изделий в яркие цвета (62).
      Окрашивание меди в яркие цвета (62).
      Химическое никелирование (68).
      Декоративная отделка изделий «кристаллитом» (70).
      Декоративная отделка изделий, имитирующая агат (71).
      Декоративная отделка изделий из алюминия и его сплавов (71).
      Получение «эмали» на алюминии и его сплавах (75).
      Практические указания по проведению процесса эматалирования в электролите с солями титана (76).
      Практические указания по ведению процесса эматалирования в хромовоборном электролите (77).
      Декоративная отделка изделий из алюминия, имитирующая гранит (79).
      Нанесение изображений на изделия фототравлением (81).
      Изготовление печатных схем (83).
      Техника изготовления печатных схем и деталей (84).
      Правила безопасности при работе с кислотами и щелочами (86).
      Термины, применяемые в художественной гальванотехнике (87).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга «Занимательная гальванотехника» предназначена для учащихся. Мы назвали ее занимательной, так как в ней описаны наиболее эффективные декоративные отделки металла и изготовление гальванопластикой различных декоративных металлических изделий.
Юные читатели этой книги найдут самые различные способы декоративных отделок металла; серебрение, никелирование, хромирование и другие покрытия, а также способы цветного оксидирования металла в красивые яркие цвета.
Технология и рецептура, предлагаемые в «Занимательной гальванотехнике», просты, практически проверены автором и могут быть легко освоены школьниками, знакомыми с элементарными основами химии и электротехники.
Мы считаем, что данная книга, носящая прикладной характер, может быть использована юными техниками во Дворцах пионеров, а также может явиться пособием для школ на уроках химии и при организации производственного обучения школьников.
  • Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. [Djv- 2.8M] [Pdf- 6.3M] Пособие для учителей. Автор: Николай Васильевич Одноралов. Художники В.И. Давыдов, В.А. Сайчук.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1983)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2016
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От автора (с. 3).
      Материалы для рисунка (с. 4).
      Выбор бумаги (с. 4). Карандаши для рисования (с. 10). Вспомогательные материалы (с. 19). Материалы для рисунка пером (с. 20).
      Материалы для акварельной живописи (с. 25).
      Акварельные краски (с. 25). Работа акварельными красками (с. 31). Палитры для акварели (с. 33). Стиратор для работы акварельными красками (с. 33). Мольберты и этюдники для акварельной живописи (с. 34). Оформление акварельных и графических работ (с. 35).
      Материалы для живописи гуашью (с. 38).
      Основные правила при работе гуашью (с. 41).
      Материалы для темперной живописи (с. 43).
      Масляно-казеиновая темпера (с. 43). Яичная темпера (с. 46). Поливинилацетатная темпера (с. 48).
      Материалы для масляной живописи (с. 49).
      Свойства и характерные особенности некоторых масляных красок (с. 49). Смешение красок (с. 66). Живописные масла, лаки и разбавители (с. 72). Дефекты масляной живописи и их исправление (с. 78).
      Грунты для живописи (с. 82).
      Грунты для масляной живописи (с. 82). Грунты для живописи гуашью (с. 85). Основания и грунты для темперной живописи (с. 87).
      Кисти для живописи (с. 89).
      Клеи (с. 95).
      Клеи животного происхождения (с. 96). Клеи растительные (с. 99). Размягчитель для бумаги (с. 101). Синтетические клеи (с. 101).
      Подрамники (с. 104).
      Оборудование и вспомогательные материалы (с. 108).
      Мольберты (с. 108). Этюдники (с. 110). Палитры (с. 110). Багет для картины (с. 112). Застекление картин (с. 118). Краски специальные (с. 119). Способы очистки, отбеливания и сгущения масел (с. 121). Предупреждение отслоения живописного слоя (с. 122). Состав для матовой живописи масляными красками (с. 122).
      Приложение (с. 123).
      Рекомендуемая литература (с. 143).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге лауреата Государственной премии СССР Н.В. Одноралова даются сведения об основных и вспомогательных материалах и инструментах, используемых художниками при создании рисунка, графических и живописных произведений.
Пособие может быть полезно не только учителям изобразительного искусства и руководителям художественных кружков, но и художникам-любителям.
  • Одноралов Н.В. Полезные советы по прикладной химии (клеи, замазки, краски, припои). [Djv- 1.6M] [Pdf- 3.8M] Пособие для учителей. Автор: Николай Васильевич Одноралов.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1967)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2016
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Клеи, цементы и замазки (4).
      Различные составы (50).
      Охлаждающие смеси (52).
      Составы для чистки (53).
      Припои (60).
      Малярные краски, лаки и олифы (75).
      Художественные краски (96).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В работе у учителя часто возникает необходимость отремонтировать учебные приборы, аппаратуру, школьный инвентарь, а иногда и помещение. Как приготовить различные клеи, замазки, цементы, лаки и другие вспомогательные материалы? Как припаять, выгравировать что-либо на металле, пользоваться художественными красками и приготовить пластилин? Кроме ответа на эти вопросы, учитель в данной книге найдет сведения и по фотохимическому гравированию на металле, паянию алюминия, чугуна, стекла, приготовлению красок и мастик и различных составов.
  • Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. [Djv- 2.7M] Автор: Николай Васильевич Одноралов. Художник В.В. Савченко.
    (Москва: Издательство «Советский художник», 1965)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат: accepts, 2015
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      ГЛИНА (5).
      Происхождение глины. Пластичность глины. Окраска и цвет глины. Скульптурные глины. Приготовление глины для лепки. Невысыхающие глины.
      ВОСК И ПЛАСТИЛИН (11).
      Приготовление и виды пластилина.
      ГИПС (14).
      Гипс как материал для скульптуры. Физико-механические свойства гипса. Упрочение скульптуры из гипса. Гипс на полимерах. Высокопрочный гипс. Тонирование гипсовой скульптуры. Цветные гипсы.
      БЕТОН (25).
      Происхождение цемента. Бетон в отечественной скульптуре. Бетон как материал для скульптуры. Заполнители. Технология формования скульптуры из бетона. Схватывание и твердение бетона. Декоративная обработка скульптуры из бетона. Имитация бетона под чугунное литье. Обработка бетонной скульптуры ударными инструментами. Другие виды декоративной отделки скульптуры из бетона.
      ПЛАСТИЧЕСКИЕ МАССЫ (38).
      Из истории пластических масс. Пластические массы в советской скульптуре. Пластические массы, применяемые для литья скульптуры.
      МЕТАЛЛЫ (44).
      Пластические свойства металлов, применяемых в скульптуре.
      БРОНЗА (46).
      Из истории художественного литья в России. Из истории художественного литья в советское время. Бронзы, применявшиеся в отечественной скульптуре. Чеканка бронзовой скульптуры. Патинирование бронзовой скульптуры. Химические составы для патинирования. Практические приемы патинирования скульптуры.
      ЧУГУН (63).
      Из истории литья скульптуры из чугуна. Современная скульптура из чугуна. Декоративная и противокоррозийная отделка скульптуры из чугуна. Тонирование чугуна.
      АЛЮМИНИЙ (72).
      Из истории литья скульптуры из алюминия. Отечественная скульптура из алюминия. Декоративная отделка скульптуры из алюминия. Противокоррозийная стойкость алюминия и его сплавов.
      ЛИСТОВЫЕ МЕТАЛЛЫ (81).
      Из истории чеканки скульптуры из листовых металлов. Скульптурная группа Главного штаба. Колесница Александрийского театра. Колесница Нарвских ворот. Другие виды медночеканной скульптуры XIX века. Современная скульптура из листовых металлов. Монументальная композиция В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Причины, вызывающие разрушение скульптуры из листовых металлов.
      ГАЛЬВАНОПЛАСТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА (93).
      Из истории возникновения гальванопластической скульптуры. Гальванопластическая скульптура Исаакиевского собора работы И.П. Витали. Скульптура северного фронтона (1841-1844). Группа ангелов со светильниками на углах кровли и статуи ангелов на аттике (1850-1855). Гальванопластическая скульптура мастерской И. Гамбургера. Современная гальванопластическая скульптура.
      КАМЕНЬ (99).
      Классификация и геологическое происхождение горных пород. Твердые каменные породы. Пластические свойства твердых каменных пород. Декоративные свойства твердых каменных пород. Физико-механические свойства твердых каменных пород. Виды каменных блоков. Пороки в блоках. Выбор стойких каменных пород. Основные месторождения твердых каменных пород. Украинская ССР. Гранит красного и оранжево-розового цвета. Гранит красновато-коричневого оттенка. Гранит красновато-оранжевого оттенка. Гранит серый с красновато-оранжевым оттенком. Гранит темно-серого цвета. Гранит серого цвета. Гранит средне-серого цвета. Гранит зеленовато-голубой и зелено-голубой с бурым оттенком. Лабрадорит серого цвета. Лабрадорит черный с темно-зеленоватым оттенком. Габбро. Месторождения твердых каменных пород других районов СССР. Граниты в отечественной монументальной скульптуре. Гранитный блок для постамента памятника Петру Первому в Ленинграде. Гранитный блок для памятника Карлу Марксу в Москве.
      МРАМОР (131).
      Пластические свойства мрамора. Светепроницаемость мрамора. Физико-механические свойства мрамора. Белый мрамор. Цветной мрамор. Полилитная скульптура. Декоративные свойства цветных мраморов. Из истории открытия отечественных месторождений статуарных мраморов. Мраморы, применяющиеся в современной советской скульптуре. Требования, предъявляемые к статуарному мрамору. Разрушение мрамора. Деформация мрамора. Удаление пятен с мраморной скульптуры. Клеи для склеивания мрамора и гранита.
      ИЗВЕСТНЯК (149).
      Происхождение известняков. Из истории применения известняков в скульптуре. Известняки, применяемые в современной скульптуре. Разрушение известняков. Химические способы уплотнения мрамора и известняка.
      СРОКИ СЛУЖБЫ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ. (156).
      Примеры долговечности каменных материалов.
      ДЕРЕВО (164).
      Из истории деревянной скульптуры. Пластические и декоративные свойства дерева. Строение древесины. Пороки и слоистость древесины. Виды древесных пород. Основные древесные породы, применяющиеся в скульптуре. Сушка древесины. Тонирование деревянной скульптуры. Клеи для склеивания дерева.
      ПРИЛОЖЕНИЯ (178).
      1. Таблица толщин стенок бронзовой скульптуры.
      2. Вес некоторых известных бронзовых монументов, установленных в XIX веке.
      3. Таблица размеров и веса бронзовой скульптуры.
      4. Размеры некоторых монументов.
      ПРИМЕЧАНИЯ (181).
ИЗ ИЗДАНИЯ: «Во многом выразительность скульптуры зависит от соответствия идеи и материала», - эти слова старейшего советского скульптора С.Т. Коненкова могли бы стать эпиграфом к книге «Скульптура и скульптурные материалы». Основная цель книги - помочь скульпторам в наиболее рациональном выборе пластических материалов, но книга по материаловедению полезна и архитекторам, ее давно ждут студенты художественных и архитектурных вузов.
Многие из скульптурных материалов, применяющихся в станковой и монументальной пластике (бронза, гранит, мрамор, дерево), известны с глубокой древности. Эти материалы сохранили свое значение и сегодня. Однако со временем в мастерские скульпторов вошли и нержавеющая сталь, и алюминий, и бетон, и все более развивающиеся пластические массы. Количество материалов растет, одновременно расширяются и творческие возможности скульпторов.
Автор книги «Скульптура и скульптурные материалы» Н.В. Одноралов ограничивается рассмотрением декоративных и физико-механических свойств материалов, не касаясь искусствоведческих и творческих проблем. Кроме того, читатель найдет здесь описание ряда вспомогательных материалов, применяющихся в скульптурной практике, и ознакомится с некоторыми технологическими приемами создания скульптуры в материале в условиях скульптурной мастерской.
  • Одноралов Н.В. Техника медальерного искусства. [Djv- 9.7M] Учебное пособие для художественных и художественно-промышленных вузов. Автор: Николай Васильевич Одноралов.
    (Москва: Издательство «Изобразительное искусство», 1983)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: Валентин Бородей, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      ТЕРМИНОЛОГИЯ В МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ (6).
      КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МИРОВОГО МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА (8).
      РАЗВИТИЕ МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ (32).
      Значение Федора Толстого для истории русского медальерного искусства (36).
      АЛЛЕГОРИИ, СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ В МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ
      Античные боги (51).
      Атрибуты богов (52).
      Музы (51).
      Растения (52).
      Животные и птицы (53).
      Предметы и отвлеченные понятия (53).
      АЛЛЕГОРИИ И СИМВОЛЫ В СОВЕТСКОМ МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ (55).
      КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА (58).
      Некоторые особенности современного медальерного искусства (75).
      ТРАДИЦИОННЫЕ МЕДАЛИ (93).
      Типы традиционных медалей (93).
      Перспектива в медальерном рельефе (95).
      Определение высот рельефа (100).
      Надписи на медалях (105).
      Выбор шрифта (105).
      Венки и орнаменты на медалях (108).
      СОВЕТСКАЯ ЭМБЛЕМАТИКА (118).
      ТЕХНИКА ЛЕПКИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕДАЛЕЙ В МАТЕРИАЛЕ (121).
      Приготовление и выбор пластилина для медальерных работ (121).
      Состав и свойства пластилина, выпускаемого производственным комбинатом Художественного фонда СССР (122).
      Метод испытания пластилина (123).
      Техника лепки медальерного рельефа (124).
      Специальные требования, предъявляемые к технике лепки медалей (126).
      Снятие гипсовых форм с пластилиновых авторских оригиналов (128).
      Изготовление эластичных форм из технического желатина или столярного клея (129).
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕДАЛЕЙ ТЕХНИКОЙ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ (131).
      Изготовление рельефного текста для медалей (134).
      Изготовление контррельефов (137).
      ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (141).
      Выпрямители тока (142).
      Состав электролита и его приготовление (145).
      Монтировка гальванопластических медалей (146).
      ТЕХНИКА ОКСИДИРОВАНИЯ МЕДАЛЕЙ ИЗ БРОНЗЫ, ЛАТУНИ И МЕДИ (148).
      Способ оксидирования медалей, применявшийся на Монетном дворе в XIX веке (150).
      Лаки для покрытия медалей из меди, медных и алюминиевых сплавов (150).
      Уменьшение размеров медалей за счет усадки восковых форм (151).
      Прессование односторонних медалей из пластмассы (152).
      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (153).
      УКАЗАТЕЛЬ МЕДАЛЬЕРОВ (156).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Автор прослеживает краткую историю развития художественных медалей от античного времени до наших дней. В пособии приводятся многочисленные образцы медалей - памятников медальерного искусства, отображающих социальные и общественные явления истории нашей страны.
В книгу включен раздел по современному медальерному искусству, отображающий новые представления о медали, поиски новых выразительных средств. Учебное пособие подробно освещает технологические процессы, связанные с переводом медали из пластических материалов в металл, техникой гальванопластики и декоративной отделкой медали.
Для учащихся высших художественных учебных введений.