 |
(Nezami Ganjevi)
(ок. 1141 - ок. 1211)
Большая советская энциклопедия: Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (около 1141, г. Гянджа, Азербайджан, - около 1209, там же), азербайджанский поэт и мыслитель. Писал на персидском языке. Принадлежал к средним слоям городского населения. Получил хорошее образование, в молодости писал лирические стихи. Около 1173 женился на тюркской рабыне Афак (Аппак), воспетой им в стихах. Безвыездно жил в родной Гяндже. Будучи тесно связан с Азербайджаном, Н.Г. переносит действие отдельных эпизодов своих поэм на его территорию. Придворным поэтом он никогда не был, довольствуясь небольшими пособиями, которые ему назначали феодальные правители за посвященные им поэмы. Основные сочинения Н.Г. - «Пятерица» («Хамсе»), состоит из 5 поэм: «Сокровищница тайн» (написана между 1173 и 1180), «Хосров и Ширин» (1181), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197) и «Искандар-наме» (около 1203). Сохранилась также часть лирического дивана: 6 касыд, 116 газелей, 2 кит'а и 30 рубаи. «Пятерица» оказала огромное влияние на развитие многих восточных литератур. Известны десятки назире (поэтических «ответов») и подражаний поэмам Н.Г., создававшихся начиная с 13 в. Среди «ответов» - «Пятерицы» индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви, узбекского классика А. Навои, семерица А. Джами и др. Своеобразная композиция поэм Н.Г., построение сюжета, обрисовка характеров, образный язык и особенно благородные гуманистические идеи уже более семи веков побуждают поэтов едва ли не всех народов Ближнего и Среднего Востока к поэтическим состязаниям. «Сокровищница тайн» относится к дидактико-философскому жанру и имеет легкую суфийскую окраску (см. Суфизм). Она надолго определила развитие дидактического жанра в восточных литературах. Автор во введении противопоставляет свою первую поэму пустой и напыщенной придворной поэзии. Впервые в истории поэзии на персидском языке Н.Г. добился в жанре месневи сочетания изощренной поэтической техники с глубоким содержанием. Гибкая композиция поэмы, связанной в единое целое ассоциативными переходами мысли, также нова и развита на основе восточной проповеди, пересыпанной нравоучительными притчами. Н.Г. призывает правителей к правосудию и заботе о благе подданных, угрожает им карами за угнетение и насилие, осуждает любовь к золоту, воспевает истинную дружбу. Все увещания и поучения Н.Г. окрашены в религиозные тона, но необыкновенно смелы. В целом поэма, - безусловно, светское сочинение, преследующее гуманистические цели. Вторая поэма, романтическая по содержанию, посвящена любви шаха Хосрова к красавице Ширин. Принципиально ново в этом произведении то, что Н.Г. отводит главную роль не шаху, а Ширин, женщине, и наделяет ее высокими достоинствами. Бесхарактерный, безнравственный, эгоистичный Хосров лишь перед смертью, облагороженный любовью к Ширин, поднимается до подвига самоотвержения. Необычен в поэме и образ благородного Ферхада, олицетворяющего труд и добродетели труженика. Третья поэма «Лейли и Меджнун» разрабатывает сюжет старинной арабской легенды о несчастной любви юноши Кайса, прозванного «Меджнун» («Одержимый»), к красавице Лейли. Повествование развертывается вокруг обстоятельств возникновения страстных лирических стихов истерзанного любовью Кайса. Н.Г. придал арабской легенде законченность, дал характеры героев в развитии, психологически мотивировал их поступки. Общая трагическая концепция поэмы - безграничная любовь, находящая выход лишь в высокой поэзии и ведущая к духовному слиянию любящих, также принадлежит Н.Г. Именно эта концепция объединяет произведение в стройное целое. В основу сюжета четвертой поэмы - «Семь красавиц» - положена легенда о шахе Бехраме Гуре. Поэму составляют семь рассказов царевен, жен Бехрама, живущих в семи павильонах, каждый из которых, в соответствии с древней мифологией, посвящен какой-либо планете и дню недели и имеет соответствующий цвет. Сюжет каждой новеллы - любовное переживание, причем, в соответствии с переходом от черного цвета к белому, грубая чувственность сменяется духовно просветленной любовью. Вторая тематическая линия поэмы - превращение Бехрама из легкомысленного царевича в справедливого и умного правителя, борющегося с произволом и насилием. Здесь Н.Г., как и в первой поэме, развертывает картины народных страданий, изобличая коварство и алчность придворных шаха. Пятую поэму - «Искандар-наме» - Н.Г. считал итогом своего творчества. В центре ее - образ Искандара (Александра Македонского). С самого начала он выступает в произведении как справедливый политик, решающийся воевать лишь ради защиты обиженных и освобождения угнетенных. В первой части («Шараф-наме») сохранен хронологический порядок в описании различных подвигов Искандара. Вторая часть («Икбал-наме») композиционно делится на два больших раздела, которые можно было бы озаглавить «Искандар-мудрец» и «Искандар-пророк»; они содержат серию философских новелл и диспуты с индийскими и греческими мудрецами о происхождении мира. Тайный голос сообщает Искандару, что он избран для возвещения истины всему миру, и приказывает объехать всю землю. Но истина Искандара - не божественное откровение, а наука. Отправляясь в путь, он берет «книги мудрости» Аристотеля, Платона и Сократа. Далее следуют описания четырех путешествий Искандара. Во время четвертого путешествия (на север) он приходит в страну, где нет ни властей, ни притеснителей, ни богатых, ни бедных, где не знают лжи и несправедливости, - страну с идеальным общественным устройством. Эта социальная утопия Н.Г. - вершина его мысли. Вопросы организации человеческого общества затронуты уже в «Сокровищнице тайн». В «Хосров и Ширин» рассказано, как под влиянием Ширин в характере Хосрова появляются положительные черты, но Хосров преждевременно умирает. «Лейли и Меджнун» стоит в стороне от этой главной темы Н.Г., однако, в поэме «Семь красавиц» она снова возникает. Едва начавшуюся деятельность Бехрама обрывает таинственная гибель. И, наконец, в последней поэме автор дает развернутый образ идеального, по его представлению, правителя. Н.Г. идет и дальше. Он высказывает необыкновенно смелую для его времени мысль: как бы ни был хорош правитель, возможна еще более совершенная форма общества - общество равных, не знающее имущественного неравенства, а потому и не нуждающееся ни в каком правителе. Н.Г. понимал, к какому важному обобщению он пришел, и потому придавал особое значение последней поэме, явившейся как бы завещанием Н.Г.-мыслителя, который был не только носителем передовых идей своего времени, но во многом опережал эпоху. Творчество Н.Г. - большой вклад в сокровищницу культуры Востока и Запада. В 1947 в СССР широко отмечалось 800-летие Н.Г. Над его могилой (близ г. Кировабада) сооружен в 1947 мавзолей.
: ... |
 |