Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Николай Александрович Морозов 350k

-

(07.07.1854 - 30.07.1946)

Большая советская энциклопедия: Морозов Николай Александрович [25.6(7.7).1854, Борок, ныне Некоузского района Ярославской обл., - 30.7.1946, там же], русский революционный и общественный деятель, ученый, писатель, почетный член АН СССР по химическому и физико-математическому отделению (1932). Сын помещика и крепостной крестьянки. В 1874 вошел в Московский кружок чайковцев, участвовал в «хождении в народ». В конце 1874 уехал в Женеву, редактировал журнал «Работник», в 1875 вступил в секцию Парижской Коммуны 1-го Интернационала. В январе 1875 при возвращении в Россию арестован, был отдан на поруки. Судился по «процессу 193-х», затем освобожден. В 1878 вступил в «Землю и волю». Был одним из редакторов журнала «Земля и воля». По предложению А.Д. Михайлова основал «Листок «Земли и воли». С 1879 член исполнительного комитета «Народной воли» и член редакционной коллегии газеты «Народная воля». В начале 1880 уехал за границу. В декабре того же года в Лондоне познакомился с К. Марксом. При нелегальном возвращении в Россию 28 января 1881 арестован на границе. По «процессу 20-ти» (1882) приговорен к бессрочной каторге. До ноября 1905 отбывал одиночное заключение в Шлиссельбургской крепости. В этот период изучал химию, физику, астрономию, математику, историю. В дальнейшем посвятил себя научно-педагогической деятельности, главным образом в области химии и астрономии. В книгах «Периодические системы строения вещества» (1907), «Д.И. Менделеев и значение его периодической системы для химии будущего» (1907), написанных в основном в Шлиссельбургской крепости, предсказал существование инертных элементов, высказал ряд научных предположений (впоследствии подтвердившихся) о сложном строении атома, возможности использования внутриатомной энергии, взаимной превращаемости атомов и др. Написал книги по математике, астрономии, метеорологии и др.
В литературе выступил с 70-х гг. 19 в. Его стихи, созданные в тюрьме и опубликованные в сборнике «Из-за решетки» (Женева, 1877), вошли в Вольную русскую поэзию. Позже стихи М. периода заточения вошли в его сборники «Из стен неволи» (1906), «Звездные песни» (1910). За революционные тенденции этой книги в 1911 приговорен к годичному тюремному заключению. Лирику М. отличали пафос борьбы против самодержавия, воспевание жертвенного героизма, призывы к отмщению за погибших товарищей. В стихах М. звучали также сатирические ноты. В 1900-е гг. он обратился к жанру т.н. научной поэзии. М. написал книги по истории религии и культуры («Откровение в грозе и буре», 1907, «Пророки», 1914, «Христос», книги 1-7, 1924-32), где пытался пересмотреть некоторые проблемы всемирной истории, в частности истории христианства. Теории М., выведенные главным образом из астрономических явлений, которым он придавал чрезмерное значение, находятся в противоречии с историческими фактами. Автор воспоминаний «Повести моей жизни» (т.1-4, 1916-18, последнее издание, т.1-2, 1965), которые представляют интерес для изучения истории народничества.
В годы 1-й мировой войны 1914-18 ездил на фронт в качестве представителя Земского союза. Выступал с популяризаторскими лекциями в Сибири и на Дальнем Востоке, преподавал на Высших курсах П.Ф. Лесгафта и в Психоневрологическом институте. В 1917 участвовал в Московском государственном совещании. С 1918 до конца жизни директор Естественно-научного института им. Лесгафта.
Имя М. носит малая планета-астероид Морозовия, кратер на обратной стороне Луны, поселок городского типа под Ленинградом. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
.
. «николай александрович морозов» на страницах библиотеки упоминается 2 раза: .
. .
. .
.
  • Морозов Н.А. В мировом пространстве. [Doc- 26k]
  • Морозов Н.А. Путешествие в космическом пространстве. [Doc- 22k] Рассказ.
    (Из разных источников)
    Скан, OCR, обработка, формат: Игорь Саенко, 2007
.
.
  • Морозов Н.А. Христос. Книга 1. Небесные вехи земной истории человечества. [Djv-16.2M] Второе издание.
    (Москва - Ленинград: Госиздат, 1927)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: DNS, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие к первому изданию (III).
      Предисловие ко второму изданию (XVI).
      ПРОЛОГ. Апокалипсис с астрономической и исторической точек зрения (3).
      Часть I. ВЕЛИКИЙ ЦАРЬ.
      Глава I. Призраки и миражи древней жизни (67).
      Глава II. Отражение звезд в старинных христианских гимнах и праздниках (72).
      Глава III. Был ли какой-нибудь «Христос» (т.-е. «магистр оккультных знаний») когда-нибудь распят? (83).
      Глава IV. Евангельский «спаситель» (Иисус) и христианство (101).
      Глава V. «Царь Иудейский» в Евангелиях и «Великий царь» в «Житиях святых» (118).
      Глава VI. Апостол Симон-Петр как тень Симона Волхва (155).
      Глава VII. Хронологический реестр византийских «святых» по векам от 1 до 1000 года нашей эры и вывод из этого (161).
      Глава VIII. Апостолы бога в Евангелиях и великие богословы IV века (173).
      Часть II. МЕССИАНЦЫ.
      Глава I. Поэма созвездия Ориона (193).
      Глава II. Время возникновения остальных библейских псалмов (205).
      Глава III. «Старый завет» и «Новый завет». (209).
      Глава IV. Что такое пророчества? (212).
      Глава V. Библейское пророчество «Осилит бог» (Иезеки-Ил) (453 г. нашей эры) (215).
      Глава VI. Библейское пророчество «Помпит Громовержец» (Захар-Ия) (453-466 гг. нашей эры) (237).
      Глава VII. Библейское пророчество «Стрела Громовержца» (Иерем-Ия) (451 г. нашей эры) (254).
      Глава VIII. Библейское пророчество «Грядущая Свобода» (Иса-Ия) (442 г. нашей эры) (267).
      Глава IX. Библейское пророчество «Правда бога» (Дани-Ил) (568 г. или 837 Юл. года) (274).
      Глава X. Валаам и его ослица. Астрологическая аллегория схождения Юпитера и Сатурна около звездочек «Ослов» в созвездии Рака в 710 г. (287).
      Глава XI. Легенда о Самсоне и Далиле (15 марта 359 г. нашей эры) (300).
      Глава XII. Пророчество «Сильный» (Амос) (19 июля 418 г. нашей эры) (321).
      Глава XIII. Малые библейские пророчества (337).
      Глава XIV. Кто были евреи в древности и кто были библейские боги: Иеве (Иегова), Саваоф и Элоим? (347).
      Часть III. НЕЧТО НЕВЕРОЯТНОЕ В НАШИХ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ.
      Глава I. Параллелизм двух иероглифических родословных Ра-Мессу Миамуна с евангельскими родословными Иисуса и некоторые выводы из этого (362).
      Глава II. Параллелизм династических событий в царстве богоборческом (израэльском) и в царстве арианском (романском) (390).
      Глава III. Параллелизм династических событий в истории «Второй» и «Третьей» латино-эллино-сирийско-египетских империй (400).
      Глава IV. Параллелизм династических событий в царстве богославном (иудейском) и в царстве православном (византийско-сирийско-египетском) (404).
      Глава V. Итоги наших график и количественных и качественных династических параллелизмов (413).
      Часть IV. НОВОЗАВЕТНИКИ.
      Глава I. Лука Элладский (850-946 гг.), как автор Евангелия Луки и первой части «Апостольских деяний» (425).
      Глава II. Апостол Павел в «Саду святых» (449).
      Глава III. Марк Афинский, как вероятный автор Евангелия Марка (ум. около 725 г.) (460).
      Глава IV. Иоанн Дамасский, как автор Евангелия Иоанна (676-777 гг.) (473).
      Глава V. Феодор Студит, как возможный автор Евангелия Матвея (759-826 гг.) (482).
      Глава VI. Послания апостолов, как апокрифы средних веков (493).
      Глава VII. Лестница культуры Средиземноморского бассейна, с точки зрения преемственной непрерывности человеческой культуры (515).
      Приложения (523).
.
.