|
-
(27.12.1882 - 05.06.1955)
Википедия: Сергей Осипович Майзель (14(27) декабря 1882, Санкт-Петербург - 5 июля 1955, Москва) - советский физик, специалист в области светотехники, доктор технических наук (1938), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Чл. КПСС с 1947. Имел награды: 2 ордена Ленина, медали: За оборону Москвы, За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., В память 800-летия Москвы. Родился в семье врача, потомственный почетный гражданин. В 1906 окончил Петербургский университет, стажировался в Геттингенском университете в 1909 г. В 1906-1930 работал в Петербургском горном институте. В 1908-1918 одновременно преподавал на Высших женских курсах, профессор (1911). Имел чин надворного советника, орден св. Станислава 3 ст. С 1920 работал по совместительству в Государственном оптическом институте. В 1930-1952 работал в Москве во Всесоюзном электротехническом институте (с 1951 Научно-исследовательский светотехнический институт - ВНИСИ). Его основные труды посвящены физическим основам построения световых величин, основам колориметрии, вопросам светомаскировки, методам световых измерений, нормированием освещения для различных видов работ, разработке новых источников света. Развил теорию цветового зрения. При его участии решались вопросы освещения Эрмитажа, Третьяковской галереи, станций Московского метрополитена, кремлевских звезд, Мавзолея, Театра Советской Армии, ВДНХ и других объектов. Подверг критике принятое определение светового потока как мощности излучения, оцениваемого по зрительному ощущению; предложенное им физическое определение получило международное признание. Предложенная им новая величина «эквивалентная яркость» для оценки фотометрии малых яркостей была включена в систему основных фотометрических величин (1963), а затем в Международный светотехнический словарь. Сотрудничал в журналах «Электричество», «Светотехника» (был членом редколлегии). Сыграл ведущую роль в создании советской светотехнической школы. Владел фортепиано, увлекался классической музыкой (особенно Вагнером), остро чувствовал большое художественно-эстетическое значение света в сценических постановках и принимал активное участие в разработках световых партитур в различных театрах, проявлял большой интерес к цветомузыке. В 1947 году он выступил с докладом на светотехнической конференции «Свет в искусстве», где обобщил свой опыт.
: ... |
|