«И» «ИЛИ»  
 -  - 
© Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!

Казимир Северинович Малевич 321k

-

(23.02.1878 - 15.05.1935)

Большая советская энциклопедия: Малевич Казимир Северинович [11(23).2.1878, близ Киева, - 15.5.1935, Ленинград], советский художник. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (1904-05) и студии Ф.И. Рерберга (1905-10) в Москве. Участник выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), футуристической «0,10» (1915-16) и других. На рубеже 1900-1910-х годов стремился совместить принципы кубизма и футуризма («На сенокосе», 1909; «Станция без остановки», 1911). Став затем одним из основоположников абстрактного искусства, туманно-мистически толкуя свои эксперименты, М. сводил предметную форму к комбинациям рассеянных на плоскости контрастных по цвету простейших геометрических элементов (супрематизм). Это с самого начала вело к отрицанию общественных и познавательных задач художественного творчества и собственно живописи («Черный квадрат», 1913). В 1918 создал оформление первой постановки «Мистерии-буфф» В.В. Маяковского. С начала 1920-х годов примкнул к производственному искусству. Будучи преподавателем Народной художественной школы в Витебске (1919-22), директором ленинградского Гинхука (1923-1927; см. Инхук), занимался исследованием формального языка пластических искусств, разрабатывал проекты конструктивно целесообразных форм посуды, рисунки для текстиля, пространств, композиции (макеты-«архитектоны»). В начале 1930-х годов делал попытки вернуться к изобразительности в живописи и обратиться к советской тематике («Девушка с красным древком», 1932; все указанные картины - в Третьяковской галерее). Иллюстрации см. при статье Супрематизм.
.
«казимир северинович малевич» на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Малевич Казимир Северинович
.
.
  • Малевич К.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913-1929. [Djv- 4.2M] Общая редакция, вступительная статья, составление, подготовка текстов и комментарии: А.С. Шатских. Раздел «Статьи в газете «Анархия» (1918)»: публикация, составление, подготовка текстов и комментарии: А.Д. Сарабьянов. Макет и оформление: С.А. Стулов.
    (Москва: Издательство «Гилея», 1995)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2014
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Слово Казимира Малевича А.С. Шатских (9).
      Основные даты жизни Казимира Малевича (19).
      I. РАБОТЫ 1913-1917 ГОДОВ
      М. Матюшин, А. Крученых, К. Малевич. Первый Всероссийский съезд баячей будущего (поэтов-футуристов) (23).
      Отмежевавшиеся от Ларионова. Письмо в редакцию (25).
      Пасха у футуристов. Пасхальные пожелания (26).
      От кубизма к супрематизму (27).
      От кубизма и футуризма к супрематизму (35).
      Из книги: «Тайные пороки академиков» (56).
      Листовка художественной секции культурно-просветительного отдела Совета солдатских депутатов (58).
      II. СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ «АНАРХИЯ» (1918).
      Ал. Ган, А. Моргунов, К. Малевич. Задачи искусства и роль душителей искусства (61).
      К новому лику (63).
      Ответ (64).
      К новой грани (66).
      Мертвая палочка (67).
      Архитектура как пощечина бетоно-железу (69).
      К приезду вольтеро-террористов из Петербурга (73).
      Государственникам от искусства (75).
      В государстве искусств (88).
      Футуризм (91).
      Путь искусства без творчества (94).
      Перелом (104).
      Я пришел (108).
      Родоначало супрематиума (110).
      Мир мяса и кости ушел (113).
      Обрученные кольцом горизонта (115).
      Выставка профессионального союза художников-живописцев. Левая федерация (молодая фракция) (117).
      Декларация прав художника (124).
      III. ПЕТРОГРАД - МОСКВА. ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1918-1919 ГОДОВ
      Обращение к актерам (127).
      Извещение главного мастера свободных госуд‹арственных› художественных мастерских (128).
      Нерукотворные памятники (129).
      О музее (132).
      Наши задачи (136).
      Ось цвета и объема (137).
      О поэзии (142).
      Супрематизм. Из «каталога десятой государственной выставки. Беспредметное творчество и супрематизм» (150).
      IV. ИЗДАНИЯ ВИТЕБСКОГО ПЕРИОДА (1919-1922).
      О новых системах в искусстве (153).
      Супрематизм. 34 рисунка (185).
      К вопросу изобразительного искусства (208).
      О партии в искусстве (223).
      Уновис (232).
      Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика (236).
      V. СТАТЬИ В ЖУРНАЛЕ «ЖИЗНЬ ИСКУССТВА» (1923-1924).
      Русский музей (267).
      «Extra dry» (денатурат) (269).
      Супрематическое зеркало (273).
      Ванька-встанька (274).
      Художники об ахрр (277).
      Открытое письмо голландским художникам Ван-Гофу и Бекману (278).
      VI. СТАТЬИ О КИНО (1925-1929).
      О выявителях (283).
      И ликуют лики на экранах (289).
      Художник и кино (295).
      Живописные законы в проблемах кино (300).
      VII. «ДИСКУССИОННЫЙ ОТДЕЛ» ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА» (1928).
      Письмо в редакцию (309).
      Форма, цвет и ощущение (311).
      Комментарии и примечания (323).
      Именной указатель (381).
      Принятые сокращения и аббревиатуры (394).
.
.
  • Малевич К.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924-1930. [Djv-16.9M] Составление, предисловие, редакция переводов, комментарии: Г.Л. Демосфенова. Научная редакция: А.С. Шатских. Макет и оформление: С.А. Стулов.
    (Москва: Издательство «Гилея»,1998)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие Г.Л. Демосфенова (7).
      I. ПУБЛИКАЦИИ 1924-1927 ГОДОВ. ГЕРМАНИЯ. ПОЛЬША
      Ленин (из книги «О беспредметности») (25).
      «Наше время является эпохой анализа...». Перевод с немецкого Г. Куборской-Айги (30).
      Высказывания в книге: «Признания художников». Перевод с немецкого Г. Куборской-Айги (31).
      Супрематизм (из работ 1915-1920 годов). Перевод с немецкого Г. Куборской-Айги (33).
      Мир как беспредметность (фрагменты). Перевод с польского и комментарии А. Шатских (36).
      Деформация в кубизме. Перевод с польского Т. Беляевой (51).
      II. ПУБЛИКАЦИИ 1927 ГОДА. ГЕРМАНИЯ
      Мир как беспредметность (55).
      Супрематическая архитектура. Перевод с немецкого Г. Куборской-Айги (124).
      III. ПУБЛИКАЦИИ 1928-1930 ГОДОВ. УКРАИНА
      Цикл статей в журнале «Новая генерация» (Харьков, 1928-1930). Перевод с украинского К. Григорьевой, И. Галинской (129).
      Статья из альманаха «Авангард» (Киев, 1930, №Ь). Архитектура, станковая живопись и скульптура. Перевод с украинского Г. Демосфеновой (274).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      1. О сборнике Гинхука. Документы (283).
      2. Черновые наброски статьи «Супрематическая архитектура». Публикация, текстологическая подготовка и примечания В. Ракитина (288).
      3. Полемика в «Wasmuths monatshefte fur baukunst» (1927-1928). Перевод с немецкого Г. Куборской-Айги (295).
      4. Список работ К.С. Малевича, опубликованных на польском, немецком и украинском языках (1924-1930) (300).
      Комментарии и примечания (303).
      Список иллюстраций (350).
      Именной указатель (365).
      Принятые сокращения и аббревиатуры (371).
.
.
  • Малевич К.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. С приложением писем К.С. Малевича к М.О. Гершензону (1918-1924). [Djv- 5.9M] Составление, публикация, вступительная статья, подготовка текста, комментарии и примечания А.С. Шатских. Макет и оформление: С.А. Стулов.
    (Москва: Издательство «Гилея», 2000)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Малевич после живописи А.С. Шатских (7).
      СУПРЕМАТИЗМ. МИР КАК БЕСПРЕДМЕТНОСТЬ, ИЛИ ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ
      Часть I. Супрематизм как чистое познание (69).
      Часть II. Супрематизм как беспредметность (218).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Письма К.С. Малевича к М.О. Гершензону (1918-1924) (327).
      Комментарии и примечания (355).
      Список иллюстраций (388).
      Принятые сокращения и аббревиатуры (390).
Из вступительной статьи: В третьем томе Собрания сочинений Казимира Малевича публикуется трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой», законченный в Витебске в феврале 1922 года. В теоретическом наследии художника это произведение занимает центральное место; в нем, по авторскому слову, строились «только Супрематические возвышенности и низменности». Настоящим изданием архивной рукописи исполняется воля Малевича и представляется возможность ознакомиться с резко своеобразным «пейзажем» философского супрематизма на языке оригинала...
.
  • Малевич К.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. С приложением переписки К.С. Малевича и Эль Лисицкого (1922-1925). [Djv- 8.4M] Составление, публикация, вступительная статья, подготовка текста, комментарии и примечания А.С. Шатских. Макет и оформление: С.А. Стулов.
    (Москва: Издательство «Гилея», 2003)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Органика философского архитектона А.С. Шатских (7).
      I. ТРАКТАТЫ С ДРОБЯМИ
      1/40. Живописный опыт (25).
      1/41. Философия калейдоскопа (48).
      1/42. Беспредметность (68).
      1/46. (Эклектика) (135).
      1/47. Супрематизм. Мир как беспредметность (156).
      1/48. Мир как беспредметность (Идеология архитектуры) (199).
      1/49. Мир как беспредметность. Труд и отдых (217).
      II. ЛЕКЦИИ
      Свети цвет (239).
      Архитектура как степень наибольшего освобождения человека от веса (273).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Из 1/42. Заметки (287).
      Переписка К.С. Малевича и Эль Лисицкого (1922-1925) (294).
      Комментарии и примечания (319).
      Список иллюстраций (348).
      Именной указатель (350).
      Принятые сокращения и аббревиатуры (357).
.
.
  • Малевич К.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5. Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты. Лекции. Записи и заметки. Поэзия. [Djv-10.0M] Составление, публикация, вступительная и заключительная статьи, подготовка текста, комментарии и примечания А.С. Шатских. Макет и оформление: С.А. Стулов.
    (Москва: Издательство «Гилея», 2004)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Казимир Малевич: воля к словесности А.С. Шатских (11).
      I. СТАТЬИ, ТРАКТАТЫ, МАНИФЕСТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ, ПРОЕКТЫ, ЛЕКЦИИ
      ВОКРУГ «СУПРЕМУСА» (1916-1918).
      Записка о расширении сознания, о цвете, о молодых поэтах (33).
      «Отвечая старому дню...» (первый вариант) (39).
      «Supremus». Кубизм и футуризм (40).
      «Через многовековой путь искусства...» (54).
      «Мы - печать своего времени...» (57).
      Кубизм (60).
      Вопросы (63).
      Цветопись (67).
      Приветствие супрематистам. Цель (70).
      Что было в феврале 1917 года и марте (72).
      Заметка об универсальности человеческой природы (74).
      Театр (76).
      Что было в июне, июле 1917 года (80).
      Проект дома искусств (82).
      «Идите скорее, ибо завтра мы уйдем далеко» (87).
      ЭПОХА «АНАРХИИ» (1918).
      «Ваши вопросы...» (89).
      Заметка о церкви (92).
      Манифест супрематистов (95).
      Дом современного искусства (97).
      Проекты «Декларации прав человека» (99).
      Декларация! (101).
      2-я декларация супрематистов (104).
      ПЕТРОГРАД-МОСКВА (1918-1919).
      Заметки («По мере упорядочения Социалистического уклада жизни...») (106).
      Супрематизм (Квадрат, круг, семафор современности) (110).
      Ответ двум социалистам (112).
      «В царское время...» (119).
      18951-ый «Евгений Онегин» (136).
      Материалы для сборника «Интернационал искусства» (140).
      У-эл-изм. Материалы к манифесту (149).
      ВИТЕБСК (1919-1922).
      Устав государственной творческой артели (156).
      «Страница 27» (158).
      О необходимости коммуны экономистов-супрематистов (160).
      Разум и природоестество (167).
      Интуиция и разум (173).
      Лень как действительная истина человечества (178).
      Уновис («Два года назад зародилось небольшое ядро...») (188).
      Записка о границах реальности (191).
      Супрематизм как уновисское доказательство (195).
      ПЕТРОГРАД-ЛЕНИНГРАД (1923-1927).
      Формулы супрематизма (200).
      В. Хлебников (202).
      Из книги о беспредметности (206).
      К статье «Методы» (242).
      Удальцова Надежда Андреевна (248).
      Лев Яковлевич Зевин (253).
      Кончаловский (254).
      Иван Васильевич Клюн (268).
      Фальк (269).
      «Христиане, победив язычников...» (271).
      Кубизм, разрушитель идеи вещи (273).
      Живописная конструктивность (276).
      Заметка об архитектуре (281).
      Отклик на статью Л. Сабанеева «Современная музыка» (290).
      Область искусства (300).
      «После великой борьбы коммунистической партии...» (303).
      Проекты оформления премьеры фильма «1905 год» С. Эйзенштейна (306).
      Художественно-научный фильм «Живопись и проблемы архитектурного приближения новой классической архитектурной системы» (307).
      РАБОТЫ КОНЦА 1920-X - НАЧАЛА 1930-X ГОДОВ
      Ответ Л.С. Сосновскому (313).
      Кино, граммофон, радио и художественная культура (317).
      Доклад в секции ИЗО Сорабисa (328).
      Биографический очерк (338).
      Вступление («Причины возникновения моей исследовательской работы...») (377).
      II. ЗАПИСИ И ЗАМЕТКИ
      Запись конца 1900-x годов (383).
      Запись около 1914 года (384).
      Первая форма супрематического начала (384).
      Афоризмы (около 1918 года) (385).
      «Искусство не требует баронесс и покровительниц» (385).
      Запись 1920 года (386).
      Из записной книжки 1923-1924 годов (386).
      Из записной книжки (около 1924 года) (387).
      Лозунги-афоризмы (около 1924 года) (388).
      Записи и заметки из записной книжки 1924-1925 годов (389).
      Запись середины 1920-х годов (411).
      Фрагмент письма 1926 года (412).
      Из записной книжки (около 1927 года) (413).
      Надпись на рисунке (около 1930 года) (416).
      III. ПОЭЗИЯ (1906 - СЕРЕДИНА 1920-X ГОДОВ)
      «Всякій вечеръ угаснуть лучи Солнца...» (419).
      «Скучно попуасы...» (419).
      «Шманеторъ...» (420).
      «Корререж...» (420).
      Природа (420).
      «Почему из склепа средины моей...» (422).
      «Не найдя себе начало...» (424).
      «Каждый росток на Земле...» (426).
      «Меня распяли бранными словами...» (426).
      «Когда разрывает вашу камеру чувство...» (429).
      «Мертвое пространство породило вращение...» (429).
      Уста земли и художник (432).
      «Дрова привезли» (437).
      «Мир необъятая целостность...» (438).
      «Но самым интересным из всего созданного...» (438).
      «Я начало всего...» (440).
      «В природе существует объем и цвет...» (446).
      «Не знаю уменьшилась ли Земля...» (453).
      «Я нахожусь в 17 верстах от Москвы...» (453).
      «Улээлелел...» (454).
      «Я иду (455).
      Художник (455).
      «Идите по стопам моим...» (457).
      «Цель музыки молчание» (457).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Письмо К.С. Малевича редактору «Wasmuth's monatshefte fur baukunst» (459).
      Коррекции (461).
      Комментарии и примечания (467).
      Список иллюстраций (583).
      Именной указатель (586).
      Принятые сокращения и аббревиатуры (599).
      Послесловие к пятитомнику Казимира Малевича А.С. Шатских (601).
      Алфавитный указатель произведений К.С. Малевича в собрании сочинений в пяти томах (1995-2004) (610).
.
.