«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Ланда Диего де

Диего де Ланда 124k

(Diego de Landa)

(17.03.1524 - 1579)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Диего де Ланда Кальдерон (исп. Diego de Landa Calderon; 17 марта 1524, Сифуэнтес, Испания - 1579, Мерида, Мексика) - второй епископ Юкатана.
Вошел в историю как крайне противоречивая личность: с одной стороны, был автором книги «Сообщение о делах в Юкатане» (1566), содержащей много ценной информации о цивилизации майя, ввел на Юкатане систему образования, создал латинский алфавит для языка юкатека, с другой стороны, учредил на Юкатане инквизицию, на аутодафе сжег рукописи майя, тем самым уничтожив большую часть майянской литературы.
Является одной из ключевых фигур так называемой «Черной легенды».
Родился в Сифуэнтесе де Алькарриа, происходил из знатного рода Кальдеронов. В 1541 г. принял монашество в францисканском монастыре San Juan de los Reyes в Толедо. В августе 1549 г. отправился миссионером на Юкатан в числе пяти францисканцев, отобранных Николасом де Альбалатом. Благодаря выдающимся способностям, сразу сделался помощником настоятеля вновь основанного монастыря Сан-Антонио в Исамале. Служил учителем детей знатных родов майя, насильственно обращенных в христианство. В 1553 г. стал аббатом Сан-Антонио и вскоре стал «хранителем» (custodio) Юкатанской миссии. В 1561 г., после слияния Юкатана и Гватемалы в одну епархию, сделался главой францисканского ордена в этой церковной провинции (принципиалом).
В 1562 г. учредил инквизицию на Юкатане, обнаружив отпадение от христианства недавно крещеных индейцев. 12 июля 1562 г. в Мани состоялось знаменитое аутодафе, где были уничтожены почти все памятники литературы майя. Это вызвало недовольство Франсиско де Тораля (Francisco de Toral), тогдашнего епископа Юкатана и провинциала (главы ордена) францисканцев, и в 1564 г. Ланда пришлось отправиться в Испанию отчитываться в своей деятельности. Он был оправдан и в 1573 г. назначен епископом Мериды, на смену скончавшемуся Торалю. Скончался в монастыре Сан-Франсиско в Мериде, «окруженный ореолом святости» (по выражению Когольюдо).
:
...




  • Ланда Д. Сообщение о делах в Юкатане. [Djv-10.4M] Перевод со старо-испанского, вводная статья и примечания Ю.В. Кнорозова. Ответственный редактор Д.А. Ольдерогге.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1955. - Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2011-14
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      «Сообщение о делах в Юкатане» Диэго де Ланда как историко-этнографический источник (3).
      Сообщение о делах в Юкатане, извлеченное из сообщения, которое написал брат Диэго де Ланда ордена св. Франсиска. MDCLXVI
      I. Описание Юкатана (99).
      II. Географическое положение Юкатана (100).
      III. Открытие Юкатана испанцами (101).
      IV. Экспедиция Кортеса (106).
      V. Провинции Юкатана. Древние постройки (110).
      VI. К'ук'улькан. Основание Майяпана (112).
      VII. Управление, жречество и науки (113).
      VIII. Приход Туту ль Шиу. Тирания Кокомов (116).
      IX. Кокомы в Сотуте. Происхождение Челей (118).
      X. Бедствия в Юкатане (124).
      XI. Биография Франсиско Монтехо (125).
      XII. Монтехо в Юкатане (128).
      XIII. Уход Монтехо из Юкатана (129).
      XIV. Завоевание Юкатана испанцами (130).
      XV. Жестокости испанцев (131).
      XVI. Смерть аделантадо Монтехо (133).
      XVII. Франсисканцы в Юкатане (134).
      XVIII. Христианизация индейцев (135).
      XIX. Отъезд Ланда в Испанию (138).
      XX. Постройки и одежда (139).
      XXI. Пища и питье (141).
      XXII. Пиршества, музыка и танцы (142).
      XXIII. Ремесла, торговля, земледелие и суд (144).
      XXIV. Имена. Порядок наследования (146).
      XXV. Брак (147).
      XXVI. «Крещение» (148).
      XXVII. Исповедь, статуи богов, жречество (151).
      XXVIII. Жертвоприношения (153).
      XXIX. Оружие и войска (156).
      XXX. Наказания. Воспитание детей (157).
      XXXI. Женская одежда и косметика (159).
      XXXII. Нравы и занятия женщин (160).
      XXXIII. Похороны (163).
      XXXIV. Календарь (164).
      XXXV. Год со знаком К'ан (169).
      XXXVI. Год со знаком Мулук (171).
      XXXVII. Год со знаком Иш (172).
      XXXVIII. Год со знаком Кавак (174).
      XXXIX. Замечания о календаре (175).
      XL. Месяцы и праздники (177).
      XLI. Летосчисление и письменность (191).
      XLII. Постройки в Юкатане (194).
      XLIII. По каким причинам индейцы делали другие жертвоприношения (204).
      XLIV. Топографические условия в Юкатане (209).
      XLV. Водяные животные (211).
      XLVI. Параграф VII. О том, какие есть змеи и другие ядовитые животные (216).
      XLVII. Параграф VIII. О пчелах, их меде и воске (216).
      XLVIII. Растения (217).
      XLIX. Птицы (224).
      L. Звери (227).
      LI. Заключение (229).
      LII. Критические замечания (231).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Примечания (235).
      Библиографический обзор важнейших источников и исследований (249).
      Хронологическая таблица истории майя (Юкатан) (270).
      ТАБЛИЦЫ №№I-XXXII
      Список иностранных слов I
      Указатель имен VI
      Указатель географических и этнических названий XII
      Список иллюстраций и таблиц в тексте XV
ИЗ ИЗДАНИЯ: «Сообщение о делах в Юкатане» Диэго де Ланда - основной источник по истории и этнографии индейцев майя во времена испанского завоевания. Ланда недаром называли «первоначальным историком» (historiador primordial) Юкатана. В его работе нашли отражение все стороны жизни древних майя. Приводимые им сведения подтверждаются другими испанскими источниками, текстами на языке майя и археологическими исследованиями. Никакой другой источник XVI в. нельзя сравнить с работой Ланда по богатству и разносторонности материала...