«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Лафарг Поль

Поль Лафарг 169k

(Paul Lafargue)

(15.01.1842 - 25.11.1911)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Лафарг (Lafargue) Поль (15.1.1842, Сантьяго, Куба, - 25.11.1911, Париж), деятель французского и международного рабочего движения. По характеристике В.И. Ленина, один из «...самых талантливых и глубоких распространителей марксизма...» (Полн. собр. соч., 5 издание, т.20, с.387). Родился в семье французского виноторговца, которая вернулась в 1851 во Францию. С 1864 Л., в то время студент Высшей медицинской школы в Париже, примкнул к социалистическому движению. Как участник международного революционного студенческого конгресса в Льеже (октябрь 1865) был исключен из школы. В начале 1866 переехал в Лондон, вступил в том же году в 1-й Интернационал, стал членом его Генерального совета. В 1868 в Англии завершил медицинское образование. Познакомившись с К. Марксом и его семьей, Л. в апреле 1868 женился на дочери Маркса - Лауре. Вернувшись в 1868 во Францию, участвовал в создании Парижской федерации Интернационала (апрель 1869); затем переехал в Бордо, создав и возглавив там секцию Интернационала. После поражения Парижской Коммуны 1871 эмигрировал в Испанию, где энергично боролся за поддержку испанскими секциями Интернационала линии Генерального совета против бакунистов. Участник Гаагского конгресса (1872) 1-го Интернационала, Л. помогал К. Марксу и Ф. Энгельсу в написании направленной против бакунизма брошюры «Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих». В 1872 переехал в Лондон. К концу 70-х гг. относится начало его совместно деятельности с Ж. Гедом. В 1880 при содействии К. Маркса и Ф. Энгельса Лафарг и Гед выработали программу французской Рабочей партии. Вернувшись в 1882, после амнистии коммунаров, во Францию, Л. возглавил вместе с Гедом эту партию. Л. вел решительную борьбу с оппортунизмом и его различными разновидностями, отстаивая принципы революционного марксизма. В 1891-93, будучи депутатом парламента, в своих речах выдвигал вопрос о необходимости единства действий с рабочими-католиками. В Дрейфуса деле Л. резко протестовал против сектантской политики невмешательства, которой придерживались Ж. Гед и Э. Вайян. В Объединенной социалистической партии (основана в 1905) Л. не разделял реформистских позиций гедистов по отношению к профсоюзам; настаивал на необходимости антимилитаристской пропаганды, оставаясь последовательным интернационалистом. Л. был связан с русским революционным движением, публиковал статьи в русской прогрессивной прессе. Большое значение придавал русской Революции 1905-07, считая, что ее победа всколыхнет западно-европейское рабочее движение.
Л. внес значительный вклад в разработку марксистской теории. Резко критиковал агностицизм и идеализм и всякую попытку примирения с ними материализма. В многочисленных экономических работах («Теория стоимости и прибавочной стоимости Маркса и буржуазные экономисты», «Ответ на критику К. Маркса», «Собственность, ее возникновение и развитие», «Американские тресты» и др.) подверг сокрушительной критике капиталистическую систему и ее апологетов. Внимание Л. особенно привлекала проблема «...влияния экономических явлений общества не только на его политические движения, но и на развитие его литературной и философской мысли и на его моральное развитие» (см. письмо Л. к русскому экономисту Н. Даниельсону в журнале: «Летописи марксизма», 1927, №2, с.109-10). Л. оставил ряд работ, в которых стремился проследить происхождение самых отвлеченных и сложных надстроечных категорий и явлений и их зависимость от обществ. отношений («Идеализм и материализм в объяснении истории», «Экономический детерминизм К. Маркса. Исследование о происхождении моральных, религиозных и философских идей» и др.). Л. дал свое истолкование возникновения религиозных идей в первобытном обществе и их дальнейшей эволюции, происхождения мифов, ряда религиозных обрядов («Миф о Прометее», «Миф об Адаме и Еве» и др.). В своих литературоведческих работах стремился выявить социально-классовую направленность произведения, анализируя при этом и его форму. В работе «Французский язык до и после революции» Л. рассматривал историю языка с позиций исторического материализма, доказывая важность воздействия на язык социально-экономических факторов.
В философии в отдельных случаях Л. вставал на позиции метафизического материализма. Некоторым его суждениям в области литературоведения свойственны тенденции к социологическому схематизму. Тем не менее в целом работы Л. были значительным явлением в самых разных областях обществ. наук, содействовали распространению и утверждению марксистского мировоззрения.
Л. задолго до смерти принял решение уйти из жизни, не переступив порога семидесятилетия, прежде, чем старость успеет парализовать его энергию. Он и его жена Лаура покончили жизнь самоубийством. Л. оставил письмо, которое закончил словами: «Я умираю с радостной уверенностью, что дело, которому я посвятил вот уже 45 лет, восторжествует. Да здравствует коммунизм, да здравствует международный социализм» («L'Humanite», P., 1911, 4 dec.). На похоронах от имени РСДРП выступил В.И. Ленин, лично знавший Л. и высоко ценивший его деятельность.
:
...




  • Лафарг П. Религия и капитал. [Djv- 2.1M] Автор: Поль Лафарг (Paul Lafargue).
    (Москва: Государственное антирелигиозное издательство, 1937. - Институт Философии Академии Наук СССР)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: CkaramuccIA, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (III).
      Происхождение и эволюции понятия души (3).
      Вера в бога (69).
      Миф об Адаме и Еве (102).
      Обрезание, его социальное и религиозное значение (121).
      Миф о непорочном зачатии (136).
      Миф о Прометее (145).
      Религия капитала (170).
      Энциклика святейшей якобинской церкви, единодержавной и единоипостасной (209).
      Пий IX в раю (214).
      Библиографические справки (227).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В сборнике помещены работы Лафарга по истории религии и атеистические памфлеты. Основное содержание сборника - разоблачение реакционной роли религии и ее служителей. Книга рассчитана на читателя, имеющего подготовку в объеме антирелигиозного учебника. Работы Лафарга могут быть успешно использованы пропагандистом-антирелигиозником для массовых докладов и бесед.