«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Купалова Александра Юльевна

Александра Юльевна Купалова 90k

-

(07.12.1930)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...автор учебников по русскому языку.
Родилась в 1930 г. Школьные годы пришлись на тревожное предвоенное, тяжкое военное и трудное послевоенное время. Довелось менять не только школы (за десять лет - 6 школ), но и язык обучения (белорусский - русский). Памятные знаки результативности школьного обучения - десять похвальных грамот и золотая медаль по окончании десятилетки.
Высшее образование получила на факультете русского языка и литературы МГПИ им. В.И. Ленина. Своим особым интересом к языковым дисциплинам во многом обязана Е.А. Комшиловой, замечательному педагогу, наставнику: участвуя во время летних каникул в организуемых ею диалектологических экспедициях (по программе Института языкознания АН СССР), студенты приобрели первый опыт самостоятельного исследования языка в его различных проявлениях. Собственные материалы, собранные в живом общении с носителями диалекта, становились первоисточниками для подготовки к семинарам, написания курсовых работ, участия в конференциях научного студенческого общества.
Становление в профессии: по окончании института - учитель русского языка и литературы в педучилище, в сменной школе рабочей молодежи, в общеобразовательной средней школе; с девятилетним стажем школьного учителя поступила в аспирантуру своего института, успешно защитила кандидатскую диссертацию по методике русского языка; далее - старший преподаватель кафедры русского языка Череповецкого пединститута, старший научный сотрудник сектора обучения русскому языку НИИ общего и политехнического образования АПН СССР (после переименования - лаборатории Института содержания и методов); утверждение в звании старшего научного сотрудника; старший, а затем главный научный сотрудник лаборатории обучения русскому языку НИИ школ (в дальнейшем - НИИ общего образования) МП России; защита докторской диссертации; утверждение в ученом звании профессора; по совместительству работ на кафедре гуманитарного образования Института усовершенствования учителей Московской области и Республиканского института усовершенствования учителей.
Большую роль в профессиональном восхождении играло активное общение с учителями школ и преподавателями вузов различных территорий страны: педагогические чтения в Институте содержания и методов обучения АПН СССР, практические конференции в Институте усовершенствования учителей разных республик и областей. Особенно важной школой профессиональной закалки было участие в широкой экспериментальной проверке новой программы и реализующих ее учебников, создававшихся в Институте общего и политехнического образования АПН СССР (70-е годы прошлого века), а позже - организация и проведение экспериментальной проверки учебного комплекса по русскому языку, который разрабатывался в Институте школ (80-90 годы).
Самые большие удачи на пути к профессии: прежде всего - замечательные родители (Рахиль Наумовна и Юлий Яковлевич Вертлиб), которые сумели привить своим детям тягу к знаниям, отношение к учению как естественной потребности и чувство ответственности за все, что делаешь.
Особо значимой в судьбе начинающего исследователя явилась ситуация, позволившая оказаться «в нужное время в нужном месте»: во второй половине 60-х годов прошлого столетия в стране на государственном уровне идет работа по существенному изменению содержания школьного образования, в том числе по русскому языку. Создаются принципиально новые программы, пишутся принципиально новые учебники. Центр этой работы - Институт общего и политехнического образования АПН СССР. И в этот центр в это время А.Ю. Купалова получает приглашение на работу.
Творческая, новаторская, доброжелательная атмосфера в лаборатории обучения русскому языку, непосредственное общение со специалистами высочайшего класса (А.В. Текучевым. Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым, В.И. Капинос, С.Г. Ильенко и др.), незамедлительное включение начинающего исследователя в работу лаборатории во многом определили характер его дальнейшей деятельности. В частности, это проявилось при создании сотрудниками лаборатории обучения русскому языку НИИ школ МП РСФСР (по инициативе и под руководством В.В. Бабайцевой) учебного комплекса для 5-9 классов «Русский язык. Теория». «Русский язык. Практика», «Русская речь»: А.Ю. Купаловой было поручено разработать проект нового для школы того времени жанра учебника «Русский язык. Практика». На материале первого в этом ряду учебника (для 5 класса) была отработана модель, положенная авторским коллективом в основу всех последующих «Практик» - для 6-9 классов.
Опубликованные, начиная со второй половины 80-х годов XX века, работы А.Ю. Купаловой о необходимости и возможностях создания коммуникативно ориентированного курса русского (родного) языка в школе, а также о путях реализации функционального подхода к его изучению активизировали в педагогической среде интерес к этим проблемам и попытки их реального разрешения на практике.
В списке опубликованных работ А.Ю. Купаловой более 250 названий.
:
...




  • Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5-6-х классов. [Djv- 4.9M]
    (Москва: Издательство «Флинта»; Издательство «Наука», 1996)
    Скан, обработка, формат Djv: Павел Потехин, 2014
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Содержание и структура пособия (3).
      Фонетика (6).
      Морфемика (36).
      Лексика (62).
      Грамматика (104).
      МОРФОЛОГИЯ (108).
      Имя существительное (112).
      Глагол (143).
      Имя прилагательное (183).
      Имя числительное (208).
      Наречие (225).
      Местоимение (245).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Учебная книга, являясь систематизированным набором задач и упражнений на основе целенаправленно отобранных текстов, освобождает учителя от поиска дополнительного практического материала к урокам русского языка. Она может быть использована в дополнение к любому стабильному учебнику «Русский язык» для 5-6-х классов. В отличие от предыдущих изданий дает возможность учителю шире внедрять функциональный подход при обучении русскому языку.
В пособии предусмотрена разнообразная работа с текстом, который используется и как предмет, и как средство обучения родному языку. Творческие задания к текстам сформулированы по-новому и обращены непосредственно к учащимся. Задания ориентируют как на восприятие чужого текста, так и на создание собственного с учетом определенных правил текстообразования.