«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Кумахов Мухадин Абубекирович

Мухадин Абубекирович Кумахов 63k

-

(29.07.1928 - 07.06.2008)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...ученый-филолог, кавказовед с мировым именем. Он окончил Тбилисский государственный университет. Доктор филологических наук, профессор, член ряда научных академий (РАЕН, Грузинской академии наук и др.), почетный доктор наук Лундского университета (Швеция), лауреат международной премии имени А.С. Чикобава за вклад в кавказоведение, член SCE (Европейское общество кавказоведов), заведующий отделом компаративистики (1991 г. - 2005 г.), главный научный сотрудник «Института языкознания РАН», член редколлегии международного издания ЕИКЯ.
Работал по нескольким направлениям - исследования западно-кавказских языков, проблем общей теории грамматики, типологии, компаративистики, реконструкции. Интересы лежали также в сфере фольклора, народного эпоса и его связи с культурой. Он - специалист по истории, языку и культуре убыхов.
Принимал участие в работе международных научных конгрессов и форумов в Париже, Лондоне, Оксфорде, Берлине, Мюнхене, Бамберге, Марбурге, Стамбуле, Анкаре, Бухаресте, Сан-Себастьяне и др. В 1991-1998 г.г. как приглашенный профессор работал в Лундском университете, где он написал две научные монографии (совместно с профессором К. Вамлинг). Его работы опубликованы в разных странах. Он является главным редактором «АДЫГСКОЙ (ЧЕРКЕССКОЙ) ЭНЦИКЛОПЕДИИ», руководителем последнего проекта по унификации алфавитов и орфографии адыгского языка (принято парламентом КБР). Автор проекта, главный редактор и один из составителей двухтомника «Кабардино-Черкесский язык» (2006 г.), автор более 200 научных работ, в том числе 12 монографий. Из них: «Морфология адыгских языков», «Убыхский язык», «Словоизменение адыгских языков», «Сравнительно-историческая фонетика адыгских (черкесских) языков», «Очерки общего и кавказского языкознания», «Сравнительно-историческая грамматика адыгских (черкесских) языков», «Эргативность в черкесских языках». Его учениками являются многие кандидаты и доктора наук.
:
...




  • Кумахов М.А... Нартский эпос: язык и культура. [Djv-10.7M] Научное издание. Авторы: М.А. Кумахов, З.Ю. Кумахова. Ответственный редактор А.И. Алиева.
    (Москва: Наследие: 1998. - Российская Академия наук. Институт языкознания)
    Скан, обработка, формат Djv: Павел Потехин, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие. (3).
      Введение (5).
      Раздел первый. ЭПИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕАДЫГСКИХ ПЛЕМЕН
      Глава первая. Нарты, боги, враги, люди (24).
      Глава вторая. Древнеадыгский пантеон в нартском эпосе (49).
      Глава третья. Географическая среда (78).
      Глава четвертая. Животный и растительный мир (94).
      Глава пятая. Социальная организация (123).
      Глава шестая. Одежда и оружие (156).
      Глава седьмая. Единицы измерения (169).
      Глава восьмая. Числовая, цветовая и латеральная символика (175).
      Раздел второй. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АРХАИЗМОВ И «ТЕМНЫХ МЕСТ» ЭПИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ (191).
      Заключение (284).
      Литература (289).
      Сокращения (308).
      Summary (310).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Монография является второй книгой из серии исследования стилистики, поэтики и языка фольклора адыгских (черкесских) народов (первая книга издана в издательстве «Наука» в 1986 г.).
Работа состоит из двух разделов.
В первом разделе эпическая лексика рассматривается как отражение культуры древнеадыгских племен. В этой связи исследуются семантические группы - древнеадыгский пантеон, географическая среда, животный и растительный мир, социальная организация, одежда, оружие, единицы измерения, числовая и цветовая символика и др. Дается реконструкция мифологем, фрагментов древнеадыгского мифологического текста, выявляются типологические и ареальные связи адыгского эпоса с эпическими традициями ряда других народов.
Во втором разделе дается сравнительно-исторический анализ архаичного слоя и поэтических «темных мест» эпической лексики.