«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Крылов Альберт Александрович
Фотографии

Альберт Александрович Крылов 62k

-

(1935)

◄ СМЕНИТЬ   РАЗВЕРНУТЬ ▼
▲ СВЕРНУТЬ    СМЕНИТЬ ►
Доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Совета министров СССР, заслуженный деятель науки РФ.
Альберт Александрович Крылов родился в 1935 г. В 1959 г. окончил Военно-медицинскую академию. Это произошло в тот самый год, когда в Ленинградском университете Б.Ф. Ломов создал первую в стране лабораторию инженерной психологии. Позднее сам А.А. Крылов сравнит роль этой лаборатории для развития отечественной психологии с ролью лаборатории В. Вундта для развития мировой психологии. Возникшее новое направление в психологии показалось молодому военврачу весьма привлекательным. Уже в 1963 г. он под руководством Б.Ф. Ломова защитил кандидатскую диссертацию по инженерной психологии, некоторое время работал в Центральном научно-исследовательском институте «Морфизприбор». С 1967 г. начал преподавать в Ленинградском университете, а уже в 1969 г. стал заведующим кафедрой эргономики и инженерной психологии. В 1972 г. Альберт Александрович защитил докторскую диссертацию, его оппонентами были такие блестящие психологи, как Б.Г. Ананьев и В.Д. Небылицын, давшие работе самый положительный отзыв. Труды А.А. Крылова имели большое значение для развития в нашей стране нового инженерно-психологического научного направления, обеспечившего практические разработки по учету человеческого фактора в автоматизированных системах промышленного производства, повышению эффективности и безопасности деятельности человека, особенно в сложных и экстремальных условиях внешней среды.
В основе его диссертации, как и монографии «Человек в автоматизированных системах управления» (1972), лежала концепция включения. Впервые в отечественной психологии на основе тщательно проведенных экспериментальных исследований было показано, что даже в процессе решения человеком простых сенсомоторных задач происходит не осознаваемая человеком обработка информации, и результат этой обработки включается в последующую деятельность, обеспечивая процесс принятия сознательных решений. Эта идея позднее проникает и в западные исследования, в которых с конца 1970-х годов в той или иной форме начинает обсуждаться роль когнитивного бессознательного. На кафедре общей психологии факультета психо-логииСПбГУэтонаправлениев1990-егодыстанет развивать проф. В.М. Аллахвердов. В 1976 г. А.А. Крылов становится деканом факультета психологии и работает в этой должности до 2002 г. Здесь в полной мере проявляется его организаторский талант. За этот период факультет активно развивается и расширяется, создаются как новые кафедры, так и новые направления профессиональной подготовки студентов. По его инициативе и при его участии на факультете были созданы специализации «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности», «Психология социальной работы», специализации по юридической психологии, политической психологии, спортивной психологии. Велика его роль в создании общепсихологического практикума для всех студентов факультета психологии. Были также разработаны программы подготовки практических психологов. Разработаны основы психологического обучения как второго высшего образования. Психологическая подготовка в рамках всех специальностей высшей школы была определена им как психология личностного и профессионального развития. Под его руководством был подготовлен учебник и программы такой подготовки, а в 1997 г. для реализации этого замысла создана кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития.
Взаимодействие А.А. Крылова с учеными и преподавателями Лейпцигского, Гамбургского, Будапештского, Загребского, Лейстерского и других университетов способствовало установлению научных контактов и совершенствованию учебно-педагогического процесса на факультете психологии СПбГУ. А.А. Крылов - организатор совместных с факультетом психологии международных образовательных проектов в Бразилии, Германии, Израиле и Италии.
С 1977 г. он возглавляет ведущую кафедру на факультете - кафедру общей психологии, созданную еще в 1944 г. акад. Б.Г. Ананьевым. Эта кафедра всегда была главным структурообразующим фактором развития психологии в Ленинградском университете. А.А. Крылов во многом способствовал выделению из структуры кафедры самостоятельных научных направлений, позднее оформившихся в самостоятельные подразделения (кафедры медицинской психологии и психофизиологии, дифференциальной психологии и психологии развития, психологии поведения и превенции поведенческих аномалий, онтопсихологии и др.).
При этом Альберт Александрович продолжает вести активную научно-педагогическую деятельность. Им опубликовано более 140 научных работ. Он руководит огромным количеством дипломных работ. Среди читаемых им курсов - «Введение в профессию», «История психологии», «Психология деятельности в экстремальных условиях». В 1976 г. Ученый совет Ленинградского университета наградил А.А. Крылова Почетной грамотой за педагогическое мастерство и подготовку научных кадров. В 1984 г. за прикладные инженерно-психологические исследования он был награжден специальной премией Совета Министров СССР, в 1985 г. - нагрудным знаком Минвуза СССР и ЦК Профсоюзов «За отличные успехи в работе» в области высшего образования СССР. В 1986 г. он получил Диплом I степени Совета ректоров вузов Ленинграда за успешное руководство научно-исследовательской работой студентов. В 1996 г. А.А. Крылов был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2003 г. награжден орденом Дружбы, в 2005 г. ему присвоено звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета».
А.А. Крыловым сделан серьезный вклад и в подготовку специалистов высшей квалификации: под его руководством проведено более 100 кандидатских диссертационных исследований, подготовлено 18 докторов наук. Научная школа профессора А.А. Крылова базируется на признании единства теории и практики как атрибута развития психологической науки. Его ученики сейчас успешно трудятся и как психологи-практики, и как ученые-исследователи. Поражает разносторонность интересов его учеников. Так, работающий в Казани проф. И.М. Юсупов исследует как психологию взаимопонимания, так и психический дизонтогенез и психогенные расстройства в детском и подростковом возрасте. Зав. кафедрой в Самарском государственном педагогическом университете проф. Н.Н. Ярушкин выполняет докторскую диссертацию «Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности», а затем публикует работы о роли семьи в правовой социализации несовершеннолетних. Проф. Е.В. Левченко начинает с исследования восприятия и понимания парадоксальных высказываний, а позднее, заведуя кафедрой в Перми, много и плодотворно изучает историю отечественной (в первую очередь петербургской) психологии. Проф. В.М. Бызова, долгое время работавшая в Сыктывкаре (сейчас проф. кафедры общей психологии СПбГУ), - специалист в области этнической психологии. Уже в ХХI в. ею под руководством А.А. Крылова (по гранту РФФИ) было проведено теоретическое и эмпирическое исследование толерантности, что позволило выявить представления молодежи о толерантности и ее роли в системе ценностей, восприятие межличностных отношений в кросскультурном аспекте, определены черты толерантной и интолерантной личности.
Одно из достижений А.А. Крылова недавнего времени - организация работы ведущих преподавателей факультета над учебником по психологии. Он не только создал концепцию учебника, не только работал с каждым автором над его текстом, но и сам написал ключевые разделы. Не удивительно, что вышедший в 1998 г. учебник выдержал уже несколько изданий (последнее появилось в 2008 г.).
В настоящее время в сферу научных изысканий А.А. Крылова включены теоретические проблемы, касающиеся самого предмета психологической науки. Развиваемое автором принципиальное положение о психологии как о духовной сущности человека, а не только как науке о психической отражательной функции мозга, имеет существенное значение не только для современной психологии, но и для гуманизации образования и воспитания, формирования приоритета общечеловеческих ценностей в системе ценностных ориентаций общественного и индивидуального сознания. А.А. Крылов и его последователи продуктивно используют в своей научной деятельности концепции ноосферы В.И. Вернадского, семиосферы Ю.М. Лотмана, этносферы Л.Н. Гумилева.
А.А. Крылов - участник многих научных форумов, проходящих в нашей стране и за рубежом. Долгое время он был председателем Головного совета по психологическим наукам РФ при Министерстве образования России. В течение многих лет является членом редколлегии самого престижного в отечественной психологии «Психологического журнала». Под его руководством издавались многочисленные сборники, выпускаемые факультетом психологии. По его инициативе и при его непосредственном участии на факультете психологии проводятся ставшие популярными среди отечественных психологов ежегодные «Ананьевские чтения», собирающие сотни психологов из разных концов страны.
Обложки
альберт александрович крылов на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Крылов Альберт Александрович
Издания:
* Крылов А.А... Эргономика. (1988) Учебник
Обложка 1
  • Крылов А.А... Эргономика. [Djv- 3.1M] Учебник. Под редакцией А.А. Крылова и Г.В. Суходольского. Авторы: В.Д. Балин, Ю.Т. Ковалев, А.А. Крылов, С.А. Маничев, П.И. Падерно, Л.М. Соловова, Г.В. Суходольский, А.И. Юрьев.
    (Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1988)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2012
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (А.И. Юрьев) (3).
      Глава 1. Теоретические и методологические основы эргономики (А.И. Юрьев) (6).
      Глава 2. Трудовая деятельность и праксические состояния человека (33).
      Глава 3. Методы исследования праксических состояний человека (В.Д. Балин) (74).
      Глава 4. Экстремальные условия деятельности (А.А. Крылов) (92).
      Глава 5. Эргономические показатели и эргономическая оценка качества оборудования (Ю.Т. Ковалев, Г.В. Суходольский) (117).
      Глава 6. Эргономика и охрана труда (127).
      Глава 7. Организация учета эргономических требований при проектировании системы «человек - техника - среда» (149).
      Заключение (Г.В. Суходольский) (170).
      Рекомендуемая литература (175).
      Приложение. Перечень нормативно-технических документов (Ю.Т. Ковалев) (176).
      Предметный указатель (178).
Аннотация издательства: Предлагаемый учебник отличается от уже существующих тем, что в нем внимание студентов акцентируется на психологических задачах конструктора-разработчика, специалиста по гигиене и физиологии труда. Впервые предложены способы преодоления трудных психических состояний человека, возникающих в процессе работы (утомление, напряженность и т.д.).
Для студентов психологических факультетов вузов. Может быть интересен специалистам в области эргономики и инженерной психологии, конструкторам, работникам служб НОТ.
Обложка 2