|
-
(1941)
Энциклопедия «Кругосвет»: ...русский прозаик. Родился 7 сентября 1941 в с. Кильмезь Кировской обл., сын крестьянина, трудившегося в лесничестве. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чем с лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях «Прости, прощай...» (1986) и «Курс молодого бойца» (1990). Работал на Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах, преподавал в школе. Был секретарем правления Московского отделения СП РСФСР, СП СССР; членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989-92). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь». Начал с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина - автора «деревенской прозы» - проявилось в рассказах и повестях, в т.ч. в сб. «Зерна», повести «Варвара», «Ямщицкая повесть» (все 1974), с их бесхитростными историями, нередко вложенными в уста простых крестьян, с повествованием о трагических событиях на вятской земле в период братоубийственной Гражданской войны, с мечтой о «соборном» равенстве. Широкую известность принесла Крупину повесть «Живая вода» (1980), осуществляющая знакомый мировой литературе конца 19 - начала 20 вв. социально-психологический эксперимент на основе жизнеподобной ситуации: открытия в одной деревне некоего целебного источника, освобождающего население от пагубной русской привычки - алкоголизма, полная гротескной фантазии, юмора, иронии и грусти, оплакивающая нравственную деградацию русского мужика и надеющаяся на сказочное его исцеление «живой водой». Горестным, честным и трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах «Сороковой день» (1981; назв. сокращенного подцензурного варианта - «Тринадцать писем», до 1987), повесть «Боковой ветер» (1982), «Повесть о том, как...» (1985) и др., проникнутые щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям. Примечательны постоянные любимые герои Крупина - чудаковатые мужики, доморощенные философы, мудрые юродивые, неуклюже, наивно, косноязычно умеющие выявить подлинную суть событий, сказать правду, мужественно противостоящую «лейтмотивному» для Крупина злу - лжи, пропитавшей современное общественное устройство, провоцирующей и пьянство, и социальную апатию, и нравственный индифферентизм. Тема «малой родины» в широком историческом контексте раскрывается в цикле рассказов «Вятская тетрадь» (1987), где строки летописей соседствуют с преданиями о старообрядцах, а воспоминания о военном детстве - с рассказом о судьбах интересных людей. Сквозная мысль об истинном величии внешне скромного, «нешумного» бытия, родственного в трактовке писателя национальному русскому характеру, в котором самоирония превалирует над тщеславием, а поиск идеала - над поиском материальных благ, проявляется и в повести «На днях или раньше» (1977), посвященной проблемам семейной жизни, и в рассказе «Картинки с выставки» (1979) и в повести «От рубля и выше» (1981), где стремление художника к славе, признание и даже творческий успех трактуются как путь, чреватый опасностью нравственной гибели, саморазрушения личности. С началом «перестройки» Крупин активно выступает с «государственно-патриотических» позиций - и как тенденциозный беллетрист (роман-завещание о нравах «больной», ущербной, по мнению Крупина, творческой интеллигенции и атмосфере в писательской среде - «Спасение погибших», 1988; повесть «Прощай, Россия, встретимся в раю», 1991, показавшая агонию русской деревни конца 20 в., когда в отчизне Крупина установились порядки, отождествляемые писателем с нравами психиатрической больницы, - мысль, питающая повесть «Как только, так сразу», 1992, составленную в форме записок врача-психиатра), и как публицист (статьи в журналах «духовной оппозиции» «Наш современник» и «Москва» - «Крест и пропасть», «Горе горькое» - о расстреле парламента в октябре 1993; «До чего, христопродавцы, вы Россию довели...», очерк «Крестный ход» и др.). Сочувственная, умиротворенная тональность большинства произведений Крупина, особый вкус к народной речи, фольклору, насыщению ткани повествования частушками, поговорками, присловьями и т.п., культ смирения и подвижничества создают специфический художественный мир писателя, отталкивающий «западные» ценности - прагматизм, цинизм, сексуальную свободу и «масс-культуру» (рассказ «Янки, гоу хоум!», 1995, и др.), ведущий к восхвалению традиционных семейных добродетелей («Свет любви»: Книга прозы, 1990; составление сб. «Мы строим дом»: Книга о молодой семье, 1981), религиозного страстотерпия (повесть «Великорецкая купель», 1990) и покаяния как пути к православию, которое, по убеждению Крупина, одно только спасет Россию («Слава Богу за все»: Путевые раздумья, 1995, и др.)... Энциклопедия фантастики: ...Единственное обращение К., видного совр. представителя т.н. «деревенской» прозы, по взглядам близкого к «неославянофильству», к НФ - фантастико-сатирическая повесть с элементами фольклористики, «Живая вода» (1980), сюжет к-рой строится вокруг открытия чудесного источника, делающего людей добродетельными трезвенниками.
: ... |
|