«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Кропоткин Петр Алексеевич
Фотографии

Петр Алексеевич Кропоткин 419k

-

(09.12.1842 - 08.02.1921)

◄ СМЕНИТЬ   РАЗВЕРНУТЬ ▼
▲ СВЕРНУТЬ    СМЕНИТЬ ►
Большая советская энциклопедия: Кропоткин Петр Алексеевич [27.11(9.12).1842, Москва, - 8.2.1921, Дмитров, похоронен в Москве], русский революционер, один из теоретиков анархизма, социолог, географ и геолог. Родился в семье генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода. Был камер-пажом царя. Окончил Пажеский корпус (1862), служил в Амурском казачьем войске, затем чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1864 путешествовал по неизученным районам Северной Маньчжурии, в 1865 - по северному склону Восточного Саяна, в 1866 исследовал Патомское нагорье и Витимское плоскогорье (Олекминско-Витимская экспедиция Русского географического общества). По окончании экспедиции вышел в отставку (1867) и учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, служил в Статистическом комитете министерства внутренних дел.
Еще в Пажеском корпусе в значительной мере под влиянием «Колокола» и «Современника» складывались демократические воззрения К.; дальнейшее развитие они получили в годы пребывания его в Сибири, где он наблюдал жизнь народа, был свидетелем полевого военного суда в Иркутске над участниками Кругобайкальского восстания (1866). Позднее революционное движение в Западной Европе, особенно Парижская Коммуна 1871, деятельность Первого Интернационала и чтение социалистической литературы придали его взглядам революционный характер. В начале 1872, посетив Бельгию и Швейцарию, он примкнул к бакунистскому крылу Интернационала; в мае, возвратившись в Россию, вошел в общество чайковцев. К. вел пропаганду среди петербургских рабочих, составил записку «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» (1873), в которой отразилось анархическое направление его взглядов. В 1874 арестован и заключен в Петропавловскую крепость, в 1876 бежал из тюремного госпиталя и эмигрировал за границу. Провел в изгнании свыше 40 лет. С 1879 К. издавал в Женеве газету «Револьте» («Le Revolte»). В 1881 выслан из Швейцарии, а в 1883 на Лионском процессе анархистов приговорен к 5 годам заключения. В результате протестов общественности в 1886 освобожден из французской тюрьмы. Поселившись в Англии, К. занялся теоретической разработкой проблем анархизма, научной работой в области социологии, биологии, географии; сотрудничал в парижских журналах «Револьт» («La Revolte») и «Тан нуво» («Les Temps Nouveaux»), основал в Лондоне газету «Фридом» («Freedom»), был одним из хранителей фонда помощи русским эмигрантам. К. называл свое учение анархическим коммунизмом, обоснованию его он посвятил ряд работ (на французском и английском языках): «Речи бунтовщика» (1885, рус. пер. 1906), «Хлеб и воля» (1892, рус. пер. 1902), «Анархия, ее философия, ее идеал» (1896, рус. пер., 1900), «Современная наука и анархия» (1913, рус. пер. 1918) и др. Разделяя основные принципы родоначальников анархизма, он, в отличие от П.Ж. Прудона, был сторонником социальной революции, в которой видел не стихийный бунт (как считал М.А. Бакунин), а сознательное действие народа, оплодотворенное революционной мыслью. К. различал в обществе два враждебных начала: «народное» и «начальническое», борьба между которыми составляет содержание исторического процесса. Поступательное развитие общества, по мнению К., осуществляется в форме чередования революционных скачков и эволюционных процессов. Главным содержанием будущей социальной революции К. считал революционное творчество масс, а будущее общество представлялось ему союзом вольных общин, объединенных свободным договором. По мысли К., первоочередные задачи социальной революции составляют: экспроприация всего, что служит или может служить эксплуатации (в т.ч. и предметов потребления), установление прямого обмена городских товаров на с.-х. продукты, интеграция труда (обработка земли не только сельскими, но и городскими жителями, соединение интеллигентного и физического труда), сочетание умственного образования с физическим трудом. Анархо-коммунистическая утопия К. выражала интересы мелкого производителя.
Анархическая доктрина К. непосредственно связана с его естественнонаучными представлениями. В области биологии его идеи о взаимопомощи как факторе эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы представляли собой развитие одного из важных направлений дарвинизма. Установив, что все биологические формы жизни зиждутся на взаимной помощи и поддержке, К. перенес это положение и на общественную жизнь. Наряду с этим К. признавал, что как биологическая, так и социальная жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она, уничтожая старые формы, помогает возникновению новых, основанных на принципах свободы, справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба трудящихся против эксплуататоров, но она, по мнению К., не должна превращаться в борьбу за власть, которая якобы неизбежно вырождается в произвол и деспотизм. Сформулированный К. закон взаимной помощи и солидарности лег в основу его этического учения. Основы человеческой нравственности он видел в солидарности, справедливости и самопожертвовании, а истоки их - в инстинкте взаимопомощи, который человек перенял из мира животных. В противовес анархическому индивидуализму, К. стремился построить реалистическую этику («физику нравов»).
В 1900-09 К. входил в заграничные организации русских анархистов, участвовал в издании пропагандистских брошюр для России, сотрудничал в анархистских изданиях «Хлеб и воля» (1903-06, 1909) и «Листок «Хлеб и Воля» (1906-07). В годы Революции 1905-07 выступал в ее поддержку, против карательной политики царизма. В 1907 в числе немногих русских эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского) съезда РСДРП. В историческом исследований «Великая французская революция 1789-1793» (1909, рус. пер. 1914), явившемся итогом 25-летней работы и получившем впоследствии высокую оценку В.И. Ленина, К. первым показал роль парижских секций и крестьянского движения в революции. В годы 1-й мировой войны 1914-18 К. занимал оборонческую позицию, резко осужденную Лениным. В июне 1917 возвратился в Россию, в августе выступил на Государственном совещании в Москве с призывом к «социальному миру».
Оставаясь противником государственной власти, К. признал международное значение Октябрьской революции и высоко оценил роль Советов. С 1918 К. жил в Дмитрове. В 1919-20 встречался с Лениным. Летом 1920 обратился к международному пролетариату с призывом «заставить свои правительства отказаться от мысли о вооруженном вмешательстве в дела России». В русском революционном движении анархические идеи К. не сыграли значительной роли. Известное распространение они имели в странах Западной Европы (Испания, Италия, Швейцария, отчасти Франция), в Латинской Америке, Индии. Как ученый-естествоиспытатель К. известен своими работами в области географии и геологии. В годы службы в Сибири К. начал разработку схемы ее орографии («Общий очерк орографии Восточной Сибири», «Записки РГО по общей географии», т.5, 1875) и впервые обнаружил следы древнего оледенения и вулканизма в Восточном Саяне. С 1868 К., став секретарем отдела физической географии Русского географического общества, работал над проблемой освоения северных морей и теоретически обосновал существование в Северном Ледовитом океане суши («Доклад комиссии по снаряжению в северные моря», 1871), открытой два года спустя и получившей названия Земли Франца-Иосифа. В 1871 исследовал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции. В работе «Исследования о ледниковом периоде» (т.1, 1876; т.2 не изд.) привел доказательства широкого распространения в антропогеновое время материкового оледенения на территориях Европы, Азии и Северной Америки. К. показал, что многие рыхлые отложения (валуны, пески и др.) и ряд форм ледникового рельефа (морены, озы и др.) возникли в результате существования и деятельности мощного ледяного покрова и талых вод. Эти взгляды полностью подтвердились дальнейшими исследованиями (см. Ледниковая теория). За границей К. сотрудничал с Элизе Реклю в подготовке издания «Земля и люди. Всеобщая география». Участвовал в работе Лондонского географического общества, писал статьи по географии России для «Британской энциклопедии» (9-11 изд., 1875-1911), был сотрудником (1883-1917) журнала «The Nineteenth Century and after XIX-XX», в котором сменив Т. Гексли, вел научное обозрение (1892-1901). В 1893 К. избран членом «Британской научной ассоциации». В 1897, побывав в Канаде, высказал мысль о геологическом родстве Канады и Сибири. В 1903-04 выдвинул гипотезу о «высыхании европейско-азиатского материка» в послеледниковое время, которое подразделял на «озерный период» и «период высыхания» («The Desiccation of Eur.-Asia», «Geographical Journal», 1904, v.23, №6); эта гипотеза вызвала, однако, возражения со стороны ряда ученых (Л.С. Берг и др.).
Именем К. названы: хребет в Патомском нагорье, хребет и вулкан в Восточном Саяне, гора в Олекминском Становике, город в Краснодарском крае, поселок городского типа в Иркутской области.
Обложки




Обложка 1
  • Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. [Djv- 8.4M] Автор: Петр Алексеевич Кропоткин.
    (Москва: Издательство «Эксмо», 2004. - Серия «Антология мысли»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Legion, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      КНЯЗЬ-БУНТОВЩИК (3).
      РЕЧИ БУНТОВЩИКА
      III. Необходимость революции (11).
      IV. Будущая революция (17).
      V. Политические права (25).
      VI. К молодым людям (33).
      IX. Порядок (56).
      X. Что такое коммуна (62).
      XIV. Закон и власть (72).
      XVIII. Теория и практика (97).
      XIX. Экспроприация (103).
      СПРАВЕДЛИВОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ (128).
      ВЕК ОЖИДАНИЯ (159).
      АНАРХИЧЕСКАЯ РАБОТА ВО ВРЕМЯ РЕВОЛЮЦИИ (180).
      АНАРХИЯ, ЕЕ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ИДЕАЛ (203).
      ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (253).
      ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ (253).
      Глава I. ВВЕДЕНИЕ: РУССКИЙ ЯЗЫК (256).
      Ранняя народная литература: Сказки. - Песни. - Былины (260).
      «Слово о полку Игореве» (264).
      Летописи (267).
      Средневековая литература (269).
      Церковный раскол. - Автобиография Аввакума (273).
      XVIII век (275).
      Времена Екатерины II (281).
      Масоны: первые проявления политической мысли (283).
      Первые годы XIX столетия (286).
      Декабристы (290).
      Глава II. ПУШКИН. - ЛЕРМОНТОВ (294).
      Пушкин: Красота формы (294).
      Лермонтов. - Пушкин или Лермонтов (306).
      Пушкин и Лермонтов - как прозаики (314).
      Другие поэты и романисты той же эпохи. Крылов (317).
      Менее значительные поэты: Козлов. Дельвиг. Баратынский. Языков. Веневитинов. кн. А. Одоевский. Полежаев. Шевченко. А. Бестужев (Марлинский). Загоскин. Нарежный. Лажечников (318).
      Глава III. ГОГОЛЬ (323).
      «Тарас Бульба». - «Шинель» (327).
      «Ревизор» (330).
      «Мертвые души» (334).
      Глава IV. ТУРГЕНЕВ. - ТОЛСТОЙ (344).
      Тургенев (343).
      Толстой. «Детство» и «Отрочество» (366).
      Во время и после Крымской войны (368).
      «Юность». В поисках за идеалом (371).
      Мелкие рассказы. - «Казаки» (375).
      Педагогические труды (377).
      «Война и мир» (378).
      «Анна Каренина» (384).
      Религиозный кризис (387).
      Толкование христианского учения (398).
      Главные черты христианской этики (402).
      Художественные произведения последних лет (405).
      Глава V. ГОНЧАРОВ. - ДОСТОЕВСКИЙ. - НЕКРАСОВ (410).
      Гончаров. «Обломов» (410).
      «Обрыв» (423).
      Достоевский (424).
      Некрасов (434).
      Другие прозаики той же эпохи: Сергей Аксаков. Даль. Иван Панаев. А. Герцен. Н. Хвощинская (441).
      Поэты той же эпохи: Кольцов. Никитин. Плещеев. Тютчев. Аполлон Майков. Щербина. Полонский. Шеншин (Фет). А.К. Толстой. Курочкин. Гербель. Михаил Михайлов. П. Вейнберг. Мей. Минаев. А.А. Соколовский. И. Введенский. Шелгунова (447).
      Глава VI. ДРАМА (454).
      Ее происхождение: Цари Алексей и Петр I. Сумароков. Княжнин. Озеров. Екатерина Вторая. Фонвизин (454).
      Первые годы XIX столетия: Коцебу. Шаховской. Хмельницкий. Загоскин. А.И. Писарев (458).
      Грибоедов (459).
      Московская сцена (464).
      Островский: «Бедность не порок» (466).
      «Гроза» (470).
      Позднейшие драматические произведения Островского (475).
      Историческая драма. А.К. Толстой (478).
      Другие драматические писатели: Тургенев. Сухово-Кобылин. Писемский. Потехин. Пальм. Чернышев. Крылов (Александров). Максим Горький (480).
      Глава VII. БЕЛЛЕТРИСТЫ-НАРОДНИКИ (483).
      Их положение в русской литературе. Ранние беллетристы-народники: Григорович. Марко-Вовчок. Данилевский (486).
      Переходный период: Кокорев. Писемский. Потехин (490).
      Этнографические исследования: Якушкин. Пыпин. Максимов. Афанасьев. Железнов Мордовцев. Мельников (Печерский). Пругавин Засодимский. Прыжов. Успенский Николай. Слепцов Помяловский. Решетников. Левитов. Глеб Успенский (493).
      Златовратский и другие беллетристы-народники: Наумов. Засодимский. Петропавловский (Каронин). Мельшин (П.Я.). Елпатьевский. Нефедов (510).
      Максим Горький (514).
      Глава VIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, САТИРА, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА, СОВРЕМЕННЫЕ БЕЛЛЕТРИСТЫ (527).
      Политическая литература (527).
      Кружки. - Западники и славянофилы: Беляев. Забелин. Костомаров. Вл. Соловьев (530).
      Политическая литература за границей: Герцен. Станкевич. Бакунин. Огарев. Лавров. Н. Тургенев. П. Долгоруков. Драгоманов. Кравчинский (536).
      Чернышевский и «Современник» (545).
      Сатира: Щедрин (Салтыков) (549).
      Литературная критика: Веневитинов. Надеждин. Полевой. Белинский. Валериан Майков. Добролюбов. Писарев. Михайловский. Скабичевский. Арсеньев. П. Полевой. Дружинин. Анненков. Ап. Григорьев (553).
      «Что такое искусство?» - Толстого (564).
      Некоторые современные беллетристы: Эртель. Короленко. Смирнова, Софья. Мордовцев. Шеллер. Станюкович. Новодворский. Баранцевич. Мачтет. Мамин (Сибиряк). В. Гаршин. Вагнер (Кот Мурлыка). Мережковский. Боборыкин. Потапенко (569).
      Чехов А.П. (581).
      КОММУНИЗМ И АНАРХИЗМ (593).
      ГОСУДАРСТВО, ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИИ (617).
      РЕВОЛЮЦИОННАЯ ИДЕЯ В РЕВОЛЮЦИИ (677).
      ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА (699).
      ПИСЬМА О ТЕКУЩИХ СОБЫТИЯХ (704).
      НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА АНАРХИЗМА (792).
      НАШИ БОГАТСТВА (842).
      Комментарии (854).
.
Обложка 2
Обложка 1
  • Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. [Djv- 5.8M] Автор: Петр Алексеевич Кропоткин.
    (Москва: Редакция журнала «Самообразование», 2011)
    Скан: ???, обработка, формат Djv: Игорь Беспалов, 2017
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие к новому изданию (3).
      Введение (6).
      Глава I. Взаимная помощь у животных (16).
      Глава II. Взаимная помощь у животных. (Продолжение) (40).
      Глава III. Взаимная помощь среди дикарей (76).
      Глава IV. Взаимная помощь среди варваров (107).
      Глава V. Взаимная помощь в средневековом городе. (135).
      Глава VI. Взаимная помощь в средневековом городе. (Продолжение) (160).
      Глава VII. Взаимная помощь в современном обществе (187).
      Глава VIII. Взаимная помощь в современном обществе. (Продолжение) (216).
      Заключение (240).
      Основные даты жизни и творчества П.А. Кропоткина (246).
      Библиография произведений П.А. Кропоткина (248).
Аннотация издательства: В наше время всеобщей конкуренции полезно напомнить классическое исследование о взаимопомощи на всех стадиях эволюции.
Идеи Кропоткина также будут интересны в связи с вновь возникшей дискуссией вокруг теории эволюции.
Обложка 2
Обложка 1
  • Кропоткин П.А. Коммунизм и Анархия. [Djv- 1.2M] Автор: Петр Алексеевич Кропоткин.
    (Петербург: Книгоиздательство «Голос труда», 1919)
    Скан, обработка, формат Djv: Игорь Беспалов, 2018
    • СОДЕРЖАНИЕ:
.
Обложка 2
Обложка 1
  • Кропоткин П.А. Хлеб и воля. [Pdf- 1.4M] Автор: Петр Алексеевич Кропоткин. Перевод с французского под редакцией автора. Издание пересмотренное автором и разрешенное им для России.
    (Петербург: Книгоиздательство «Голос труда», 1919)
    Скан, OCR, обработка, формат Pdf: Legion, 2008
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие к новому изданию (3).
      Предисловие к первому русскому изданию (6).
      Предисловие Элизе Реклю к первому французскому изданию (13).
      Наши богатства (22).
      Довольство для всех (34).
      Анархический коммунизм (47).
      Экспроприация (61).
      Жизненные припасы (77).
      Жилища (108).
      Одежда (120).
      Пути и средства (124).
      Потребности составляющие роскошь (134).
      Привлекательный труд (153).
      Свободное соглашение (164).
      Некоторые возражения (184).
      Наемный труд в коллективистском обществе (207).
      Потребление и производство (228).
      Разделение труда (238).
      Децентрализация промышленности (243).
      Сельское хозяйство (272).
Из предисловия к русскому изданию: В предлагаемой теперь, в русском переводе книге, - «La Conquete du Pain», - я постарался набросать идеал того, как могла бы совершиться социальная революция на началах анархического коммунизма...
Обложка 2
Обложка 1
  • Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. Москва, Дмитров, С.-Петербург, 9-15 декабря 1992 г. Выпуск 4. Идеи П.А. Кропоткина и естествознание. Вопросы биографии П.А. Кропоткина. [Djv- 4.7M] Редколлегия: Н.М. Пирумова, Н.К. Фигуровская, А.В. Бирюков.
    (Москва: Институт экономики РАН, комиссия по творческому наследию П.А. Кропоткина, 2002. - Институт экономики РАН. Комиссия по творческому наследию П.А. Кропоткина)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Legion, 2018
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ИДЕИ П.А. КРОПОТКИНА И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
      А.В. Бирюков (Россия). П.А. Кропоткин и западноевропейские естествоиспытатели (6).
      М.Г. Гросвальд (Россия). П.А. Кропоткин и проблема древнего оледенения Сибири (17).
      С.С. Коржуев, Д.А. Тимофеев (Россия). Роль П.А. Кропоткина в изучении рельефа и древнего оледенения Сибири (37).
      В.А. Маркин (Россия). П.А. Кропоткин и природа (50).
      А.А. Нейман (Россия). Проблемы биологии и эволюционной теории в системе взглядов П.А. Кропоткина (65).
      А.В. Постников (Россия). Картография в творчестве П.А. Кропоткина (72).
      Н.Г. Судакова, А.И. Введенская, Л.Т. Восковская, Г.М. Немцова, А.А. Носов, В.В. Писарева (Россия). Новые данные об оледенениях Клинско-Дмитровской гряды в свете ледниковой теории П.А. Кропоткина (88).
      ВОПРОСЫ БИОГРАФИИ П.А. КРОПОТКИНА
      А.В. Бирюков (Россия). О месте побега П.А. Кропоткина в 1876 г. (101).
      Х. Вада (Япония). Петр Кропоткин и Вера Фигнер (108).
      В.Я. Гросул (Россия). Лондонская колония революционных эмигрантов и Кропоткин (70-80-е гг. XIX в.) (120).
      Б.С. Итенберг (Россия), Т. Сасаки (Япония). Братья Кропоткины и Петр Лавров (133).
      Дж. Слэттер (Великобритания). Письма Кропоткина как исторический источник (158).
      А.И. Ульянов (Россия). Село Никольское в жизни П.А. Кропоткина (178).
.
Обложка 2