«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Коменский Ян Амос (педагог)

Ян Амос Коменский 521k

(Jan Amos Komensky)

(28.03.1592 - 15.11.1670)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Коменский (Komensky, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, - 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарем чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 К. - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 К. приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков К. эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал ее и перевел на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). К. усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских ученых.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 К. был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование ее принципов, учебный план, распорядок дня были изложены К. в сочинении «Пансофическая школа» (1651).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, К. применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии К. закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, К. продолжал работу над начатым еще в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни К. подвел в сочинении «Единственно необходимое» (1668). По своим философским взглядам К. был близок к материалистическому сенсуализму, который самому К. представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания - чувства, разум и веру, К. гл. значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирическую, научную и практическую. К. считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.
Вместе с тем в определении цели воспитания у К. отчетливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.
Исходя из познаваемости мира, К. считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делать вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению К., он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по К., предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Вопросы воспитания и обучения К. рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. К. призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который К. толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у К. вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. К. был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. К. полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Стремясь сделать образование доступным всем детям, К. разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. К. разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии К. вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). К. изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», К. в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподает» сама жизнь.
В большинстве педагогических работ К. содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по К. должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
К. оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
:
AAW, mor...




  • Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. [Djv-20.6M] Автор: Ян Амос Коменский (Jan Amos Komensky). Под редакцией с биографическим очерком и примечаниями А.А. Красновского.
    (Москва: Учпедгиз, 1955)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      Ян Амос Коменский, его жизнь и педагогические сочинения. (5).
      ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ Я.А. КОМЕНСКОГО.
      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
      Лабиринт света и рай сердца (отрывки). Перевод с чешского Я.Я. Степанова, СПБ, 1904. (73).
      Великая Дидактика (164).
      Предвестник всеобщей мудрости. Перевод с латинского проф. В.И. Ивановского и Н.С. Терновского (392).
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
      О культуре природных дарований. Перевод с латинского Н.С. Терновского (449).
      Пансофическая школа. Перевод с латинского проф. В.И. Ивановского (480).
      Об изгнании из школы косности. Перевод с латинского Н.С. Терновского (530).
      Похвала истинному методу. Перевод с латинского Н.С. Терновского (557).
      О пользе точного наименования вещей. Перевод с латинского Н.С. Терновского (564).
      Правила поведения. Перевод с латинского проф. А.А. Красновского (570).
      Законы хорошо организованной школы. Перевод с латинского проф. А.А. Красновского (580).
      Выход из схоластических лабиринтов. Перевод с латинского проф. А.А. Красновского (611).
      Предметный указатель к «Великой Дидактике» и «Предвестнику всеобщей мудрости» (629).
      Указатель имен (638).
ИЗ ИЗДАНИЯ: «Избранные педагогические сочинения Я.А. Коменского» имеют две части. В первой части мы помещаем три главнейших общепедагогических сочинения: 1) отрывки из его художественно-социально-философского сочинения «Лабиринт света и рай сердца» (1623), 2) «Великую дидактику» (1627-1638), 3) «Предвестник всеобщей мудрости» (1637). Эти произведения, Коменского тесно связаны между собой как объединяющей их общепедагогической идеей и назначением, так и временем их написания, хотя и не временем появления в печати.
Во вторую часть «Избранных педагогических сочинений Я.А. Коменского» входят отдельные, наиболее ценные педагогические сочинения великого чешского педагога, относящиеся к различным периодам его педагогических опытов и педагогического творчества. Сюда входит, во-первых, группа небольших по объему, но весьма важных по своему значению педагогических сочинений, относящихся к третьему периоду педагогической и писательской деятельности Коменского. Это небольшая часть произведений мыслителя, выполненная им в период пребывания в Венгрии с 1650 до 1654 г., когда он имел возможность проверить свои педагогические построения на опыте работы в организованной им Сарос-Потокской школе. В эту группу мы включаем следующие трактаты: 1) «О культуре природных дарований», 2) «Пансофическая школа», 3) «Об изгнании косности из школ», 4) «Похвала истинному методу», 5) «О пользе точного наименования вещей», 6) «Правила поведения», 7) «Законы хорошо организованной школы». Строго говоря, эти семь трактатов представляют собой завершенный круг вопросов, посвященных практическому руководству школой.
Наконец, во вторую часть мы включили небольшой по объему, но исключительно богатый по своему содержанию и значению трактат «Выход из схоластических либиринтов». Этот трактат написан Коменским уже во время пребывания его в Амстердаме и помещен в четвертой части Амстердамского издания 1657 г....