«И» «ИЛИ»  
 -  - 
© Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!

Петр Федорович Каптерев 95k

-

(19.07.1849 - 07.09.1922)

Большая советская энциклопедия: Каптерев Петр Федорович [7(19).7.1849, с. Кленово, ныне Подольского р-на Моск. обл., - 7.9.1922, Воронеж], русский педагог и психолог. В 1872 окончил Моск. духовную академию. Преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга, активно участвовал в работе Петерб. комитета грамотности и различных пед. обществ; один из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию и 1-го Всеросс. съезда по пед. психологии (1906). К. выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование нач. школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом гор. училищ. После революции работал в г. Острогожске Воронежской обл., затем был профессором педагогики Воронежского университета.
К. - автор работ по теории и истории педагогики: «Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели» (1897), «История русской педагогии» (1910). Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику; в работах «Дидактические очерки» (1885), «Педагогический процесс» (1905) и др. он разрабатывал такие дидактич. проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение, методы обучения и др.
Ценным вкладом в развитие педагогики семейного воспитания являются работы К. «Задачи и основы семейного воспитания» (1898, 2 изд., 1913), «О природе детей» (1899), «О детских играх и развлечениях» (1898), а также «Энциклопедия семейного воспитания и обучения», редактором к-рой он был с 1898.
К. - видный представитель эмпирической психологии в России. Он - автор ряда работ по детской и пед. психологии, к-рая, по мнению К., слагается из трех элементов: данных общей психологии, возрастной психологии и учения о типах душевной жизни («Педагогическая психология», 1877). Разрабатывая учение о типах душевной жизни («Из истории души. Очерки по истории ума», 1890, и др.), К. пересматривает и развивает типологич. концепции П.Ф. Лесгафта, А.С. Вирениуса, T. Рибо.
.
«петр федорович каптерев» на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Педагогическая библиотека»
* Каптерев Петр Федорович
.
.
  • Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. [Djv-16.6M] Автор: Петр Федорович Каптерев. Под редакцией A.M. Aрсеньева. Составитель: Петр Александрович Лебедев. Художник А.Б. Рюмин.
    (Москва: Издательство «Педагогика», 1982. - Академия педагогических наук СССР. Серия «Педагогическая библиотека»)
    Скан: Skaramusch, OCR: Давид Степанов, обработка, формат Djv: ivanstor, 2014-15
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От составителя (5).
      П.Ф. Каптерев - видный педагог России второй половины XIX - начала XX столетия (7).
      Часть первая (35).
      Метод и его применение (35).
      Педагогика - наука или искусство? (49).
      О значении учебника при обучении (63).
      Что может сделать школа для развития характера учащихся? (75).
      Об эстетическом развитии и воспитании (91).
      О детских играх и развлечениях (109).
      О нравственном закаливании (147).
      Педагогический процесс (163).
      Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей (232).
      Общий ход развития русской педагогии и ее главные периоды (258).
      Часть вторая (270).
      Дидактические очерки. Теория образования (270).
      Предисловие (270).
      I. Исторический очерк развития дидактики (271).
      Глава I. Вольфганг Ратихий (274).
      Глава II. Амос Коменский (281).
      Глава III. Генрих Песталоцци (293).
      Глава IV. Иоганн Гербарт (304).
      Глава V. Адольф Дистервег (316).
      Глава VI. Экспериментальная дидактика (325).
      II. Образовательный процесс - его психология (340).
      Глава VII. Образовательный процесс с общепсихологической точки зрения (340).
      Глава VIII. Образовательный процесс как выражение внутренней самодеятельности человеческого организма (350).
      Глава IX. Образовательный процесс как развитие способностей (358).
      Глава X. Об отношении формальной и материальной сторон образования и о разносторонности образовательного процесса (368).
      Глава XI. Нравственно-эстетический элемент в образовательном процессе (380).
      Глава XII. Главнейшие изменения образовательного процесса применительно к основным физико-психическим свойствам человеческой природы. Общин вывод (397).
      Глава XIII. Общественная сторона образовательного процесса (426).
      III. Состав общеобразовательного курса (436).
      Глава XIV. Начало пользы при выборе предметов общеобразовательного курса (436).
      Глава XV. Логическая точка зрения на состав общеобразовательного курса - распределение учебных предметов на исторические и рациональные, классические и реальные (446).
      Глава XVI. Состав общеобразовательного курса и педагогическая оценка отдельных предметов, в него входящих (457).
      IV. О педагогическом методе (476).
      Глава XVII. Общая характеристика педагогического метода (476).
      Глава XVIII. О согласовании школьного обучения с общим характером мышления образуемых (487).
      Глава XIX. Исторический очерк учений о детских интересах, его теория и практика (497).
      Глава XX. История наглядного обучения (516).
      Глава XXI. Теория наглядного обучения (531).
      Глава XXII. Применение школьного обучения к некоторым частным направлениям мышления образуемых (541).
      Глава XXIII. Связность и объединенность учебного курса (551).
      Глава XXIV. О формах педагогического метода (570).
      Глава XXV. Хороший урок (586).
      V. О свойствах учителя (595).
      Глава XXVI. Умственные качества учителя (595).
      Глава XXVII. Нравственно-волевые свойства учителя (602).
      Глава XXVIII. Учитель как устроитель школьной дисциплины (611).
      Глава XXIX. О подготовке школьных учителей (622).
      VI. Обстановка обучения (631).
      Глава XXX. Устройство школьного здания. Школьные порядки. Система школ (631).
      Комментарии (653).
      Библиография (682).
      Указатель имен (699).
Аннотация издательства: В настоящее издание наряду с работами по проблемам общей» школьной и дошкольной педагогики, семейного воспитания» истории русской школы и педагогики вошли капитальные труды П.Ф. Каптерева по общей дидактике - «Педагогический процесс» (отдельные главы) и «Дидактические очерки. Теория образования» (полностью).
Для ученых-педагогов и работников народного образования.
.