«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Жуковский Николай Егорович

Николай Егорович Жуковский 102k

-

(17.01.1847 - 17.03.1921)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Жуковский Николай Егорович [5(17).1.1847, с. Орехово, ныне Владимирской области, - 17.3.1921, Москва], русский ученый в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Родился в семье инженера-путейца. В 1868 окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика. С 1870 преподаватель физики 2-й Московской женской гимназии, с 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент по кафедре аналитической механики Московского высшего технического училища (МВТУ). В 1876 защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» Ж. была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете Ж. работал до конца жизни. В 1894 Ж. был избран член-корреспондент Петербургской АН; в 1900 выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургского АН, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и МВТУ, т.к. избрание означало бы переезд в Петербург. В 1905 избран президентом Московского математического общества.
В 1902 под руководством Ж. при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 под его руководством в поселке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Ж. организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Ж. в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910-12 Ж. прочитал в МВТУ курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематизированы теоретические работы самого Ж., его ученика С.А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, МВТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 Ж. преподавал на курсах офицеров-летчиков при МВТУ, там же было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в котором под руководством Ж. разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций. Во время 1-й мировой войны 1914-18 Ж. разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курс по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.
После Октябрьской революции Ж. и руководимый им коллектив ученых сразу включились в дело создания сов. авиации. В декабре 1918 Советское правительством по предложению Ж. был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Ж. теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационных техникум, на базе которого в 1920 был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 - Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского).
Ж. создал единую научную дисциплину - экспериментальную и теоретическую аэродинамику, развитие которой неразрывно связано с прогрессом самолетостроения. Первые исследования Ж. по теории полета относятся к 1890. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты, впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе «мертвая петля» (петля Нестерова), и работа «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания аэродинамического расчета самолета. В статьях «К теории летания» (1890), «О крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером» (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах «О падении в воздухе легких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединенных вихрях» (1907) Ж. изложил открытый им в 1904 принцип образования подъемной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять ее величину. Теорема Ж., устанавливающая связь подъемной силы крыла с циркуляцией, является основой аэродинамики. В цикле работ Ж. 1910-12 «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911-12) и др. и в ряде работ С.А. Чаплыгина предложена гипотеза о сходе струй потока с задней кромки, давшая способ определения циркуляции и утвердившая фундаментальное значение теоремы Ж. для авиации. В этих работах развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических «профилей Жуковского». В 1912-18 Ж. опубликовал 4 статьи под общим названием «Вихревая теория гребного винта», в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов.
В работах «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (1913-16), «Аэродинамический расчет аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920) Ж. создает основы аэродинамического расчета самолета, расчета динамической продольной устойчивости и прочности самолетов.
Ж. является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.
В ознаменование 50-летия научной деятельности Ж. и больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина об учреждении премии им. Н.Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Ж., а также о ряде льгот для самого ученого. В связи со 100-летием со дня рождения Ж. в январе 1947 Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н.Е. Жуковского, стипендии им. Н.Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н.Э. Баумана; в Москве и г. Жуковском Московской области сооружены памятники ученому, создан научно-мемориальный музей Ж. в Москве, реставрирован музей на родине Ж.
:
...




.