Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Николай Егорович Жуковский 102k

-

(17.01.1847 - 17.03.1921)

Большая советская энциклопедия: Жуковский Николай Егорович [5(17).1.1847, с. Орехово, ныне Владимирской области, - 17.3.1921, Москва], русский ученый в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Родился в семье инженера-путейца. В 1868 окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика. С 1870 преподаватель физики 2-й Московской женской гимназии, с 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент по кафедре аналитической механики Московского высшего технического училища (МВТУ). В 1876 защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» Ж. была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете Ж. работал до конца жизни. В 1894 Ж. был избран член-корреспондент Петербургской АН; в 1900 выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургского АН, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и МВТУ, т.к. избрание означало бы переезд в Петербург. В 1905 избран президентом Московского математического общества.
В 1902 под руководством Ж. при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 под его руководством в поселке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Ж. организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Ж. в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910-12 Ж. прочитал в МВТУ курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематизированы теоретические работы самого Ж., его ученика С.А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, МВТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 Ж. преподавал на курсах офицеров-летчиков при МВТУ, там же было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в котором под руководством Ж. разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций. Во время 1-й мировой войны 1914-18 Ж. разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курс по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.
После Октябрьской революции Ж. и руководимый им коллектив ученых сразу включились в дело создания сов. авиации. В декабре 1918 Советское правительством по предложению Ж. был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Ж. теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационных техникум, на базе которого в 1920 был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 - Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского).
Ж. создал единую научную дисциплину - экспериментальную и теоретическую аэродинамику, развитие которой неразрывно связано с прогрессом самолетостроения. Первые исследования Ж. по теории полета относятся к 1890. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты, впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе «мертвая петля» (петля Нестерова), и работа «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания аэродинамического расчета самолета. В статьях «К теории летания» (1890), «О крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером» (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах «О падении в воздухе легких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединенных вихрях» (1907) Ж. изложил открытый им в 1904 принцип образования подъемной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять ее величину. Теорема Ж., устанавливающая связь подъемной силы крыла с циркуляцией, является основой аэродинамики. В цикле работ Ж. 1910-12 «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911-12) и др. и в ряде работ С.А. Чаплыгина предложена гипотеза о сходе струй потока с задней кромки, давшая способ определения циркуляции и утвердившая фундаментальное значение теоремы Ж. для авиации. В этих работах развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических «профилей Жуковского». В 1912-18 Ж. опубликовал 4 статьи под общим названием «Вихревая теория гребного винта», в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов.
В работах «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (1913-16), «Аэродинамический расчет аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920) Ж. создает основы аэродинамического расчета самолета, расчета динамической продольной устойчивости и прочности самолетов.
Ж. является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.
В ознаменование 50-летия научной деятельности Ж. и больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина об учреждении премии им. Н.Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Ж., а также о ряде льгот для самого ученого. В связи со 100-летием со дня рождения Ж. в январе 1947 Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н.Е. Жуковского, стипендии им. Н.Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н.Э. Баумана; в Москве и г. Жуковском Московской области сооружены памятники ученому, создан научно-мемориальный музей Ж. в Москве, реставрирован музей на родине Ж.
.
. «николай егорович жуковский» на страницах библиотеки упоминается 7 раз: .
. .
. .
  • Жуковский Н.Е. Вихревая теория гребного винта. [Djv- 4.0M] Автор: Николай Егорович Жуковский.
    (Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания. Математика, механика, физика, астрономия)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От издательства (5).
      Вихревая теория гребного винта (статья первая) (9).
      § 1. Введение. Образование вихрей около винта с точки зрения абсолютного движения (9).
      § 2. Исследование стационарности винтового вихревого шнура (15).
      § 3. Средние скорости около винта (24).
      § 4. Подбор лопастей винта для образования заданной циркуляции (40).
      § 5. Сила тяги и мощность винта. Подбор наивыгоднейших параметров винта на заданную силу тяги (51).
      § 6. Средние гидродинамические давления в струе винта (58).
      Вихревая теория гребного винта (статья вторая) (63).
      § 1. Образование вихрей с точки зрения относительного движения (63).
      § 2. Вихревая теория центробежного вентилятора (70).
      § 3. Условие устойчивости потока около винта. Частные решения для некоторых типов винтов (80).
      § 4. Теорема о поддерживающей силе в кольцевом потоке. Распространение вихревой теории на винты с переменной циркуляцией (87).
      § 5. Теоретическое исследование самовращения секторов в опытах Д.П. Рябушинского (99).
      Вихревая теория гребного винта (статья третья) (116).
      § 1. Вступление (116).
      § 2. Теорема о поддерживающей силе потока в кольцевом пространстве (117).
      § 3. Поток, обтекающий решетку с циркуляцией скорости. Получение ступенчатой решетки из прямолинейной (119).
      § 4. Поток, обтекающий ступенчатую решетку вдоль ее оси (130).
      § 5. Поток, протекающий через ступенчатую решетку. Силы, действующие на винт (133).
      § 6. Приближенные формулы для участков винта с малым относительным шагом (137).
      § 7. Расчет крыльев вентилятора, работающего в трубе. Качество аэродинамической трубы (138).
      § 8. Подбор лопастей вентилятора по теории решеток (148).
      Вихревая теория гребного винта (статья четвертая) (152).
      § 1. Вступление (152).
      § 2. Общая характеристика движения жидкости с циркуляцией около винта (153).
      § 3. Величина скачка скоростей и давлений в струе винта (158).
      § 4. Величина приращения осевой скорости в плоскости винта (163).
      § 5. Поправка на сжатие струи. Результаты испытания винта типа НЕЖ в аэродинамической лаборатории МВТУ (166).
      § 6. Теория идеального пропеллера (173).
      § 7. Гипербола Ф.А. Брикса. Опыты Д.П. Рябушинского (183).
      § 8. Расчет лопастей гребного винта по крайним кромкам (при большом числе лопастей) (188).
      § 9. Расчет лопастей гребного винта по дужкам (при небольшом числе лопастей) (199).
      § 10. О качестве аэродинамических труб (211).
      § 11. Задача о наивыгоднейшем геликоптерном винте (220).
      § 12. Вывод формулы Г.А. Ботезата (221).
От издательства: Гребной винт применяется в технике давно и чрезвычайно широко. Однако до работ Н.Е. Жуковского не существовало надежных основ его расчета. Трудность создания теории гребного винта объяснялась сложностью явления, сущность которого была открыта только Н.Е. Жуковским, давшим объяснение мгновенным фотографиям водяного винта, полученным О. Фламмом.
.
  • Жуковский Н.Е. О гидравлическом ударе в водопроводных трубах. [Djv- 2.2M] Автор: Николай Егорович Жуковский.
    (Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1949. - Классики естествознания. Математика, механика, физика, астрономия)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От издательства (5).
      Н.Е. Жуковский. О гидравлическом ударе в водопроводных трубах
      § 1. Вступление (9).
      § 2. Литература, относящаяся к рассматриваемому вопросу (10).
      § 3. Применение формулы Кортсвега к явлению гидравлического удара (15).
      § 4. Теоретические определения наибольшего увеличения давления во время гидравлического удара (22).
      § 5. Теоретическое определение вида ударной диаграммы в различных точках трубы (25).
      § 6. Расположение наблюдений над гидравлическим ударом при Алексеевской водокачке (32).
      § 7. Определение наибольших давлений в различных точках трубы с помощью манометров (36).
      § 8. Определение скорости распространения ударной волны Л с помощью хронографа Марея (39).
      § 9. Ударные диаграммы, снимаемые с помощью индикаторов Кросби в различных местах трубы (43).
      § 10. Определение λ и Р из диаграмм индикатора при наблюдениях над трубами в 4'' и 6'' (52).
      § 11. Определение λ и Р из диаграмм индикатора при наблюдениях над трубой в 2'' (55).
      § 12. Определение λ и Р из диаграмм индикатора при наблюдениях над трубой в 24'' (63).
      § 13. Возрастание величины гидравлического удара при переходе ударной волны в тупики (68).
      § 14. Отражение ударной волны от открытого конца трубы, из которого вытекает вода (76).
      § 15. О безопасном времени закрытия водовыпускных кранов (78).
      § 16. Воздушные колпаки (79).
      § 17. Предохранительные клапаны (88).
      § 18. Отыскание мест на линии трубы, в которых произошло скопление воздуха (90).
      § 19. Определение с помощью ударной диаграммы места утечки в водопроводной трубе (92).
      § 20. Заключение (100).
От издательства: Работа Н.Е. Жуковского «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах» представляет одно из наиболее замечательных исследований великого русского ученого. Эта работа, впервые напечатанная в «Бюллетенях Политехнического общества» (№5 за 1899 год) и немедленно переведенная на немецкий, английский и французский языки, создала Н.Е. Жуковскому славу мирового ученого в области гидромеханики еще задолго до тех его работ по авиации, которые положили основание современной аэродинамики и доставили ему имя «отца русской авиации».
В своей работе Н.Е. Жуковский дает глубокое и очень полное теоретическое исследование вопроса о гидравлическом ударе в трубах и описывает многочисленные, необычайно широко поставленные опыты на московском водопроводе, всесторонне подтвердившие предложенную автором теорию.
Все другие экспериментальные исследования, произведенные впоследствии, также подтвердили справедливость теории Н.Е. Жуковского, которая нашла теперь применение во всех отраслях техники.
.