«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Ирбитский Мотоциклетный Завод

Ирбитский Мотоциклетный Завод 58k

-

(1941)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Ирбитский мотоциклетный завод (сокращенно ИМЗ) - единственный в России завод, производящий тяжелые мотоциклы и один из немногих заводов в мире, производящий мотоциклы с боковым прицепом.
В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР состоялось совещание, посвященное выбору модели для Вооруженных Сил. После сравнения образцов, в том числе и зарубежных, было решено взять за основу BMW R-71, состоявший на вооружении немецкой армии. Для сохранения секретности пять мотоциклов марки BMW закупили в Швеции. Два мотоцикла передали Московскому мотоциклетному заводу (ММЗ), созданному на базе велосипедного, один сохранили как образец, четвертый разобрали по винтикам, последний отдали технологам. Исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления.
После этого на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжелому машиностроению.
Серийное производство нового мотоцикла, получившего наименование М-72, началось в августе 1941 г. 21 октября 1941 г., Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов на Урал, в город Ирбит.
В Ирбите завод, ставший Ирбитским мотоциклетным, разместился на площадях бывшего пивоваренного завода. В бывшей солодовне пивзавода разместился сборочный и первый механический цехи; в цехе морса и кваса - локомобиль; в варочном отделении поместился термический цех, в засолочном - литейный. Но все цеха не могли разместиться на отведенной территории, поэтому некоторые из них пришлось расположить на Ирбитском автоприцепном заводе (АПЗ), расположенном в 3 км от основной территории. В клубе АПЗ разместился моторный цех, цех коробки передач - в цехе походных кухонь и саней, инструментальный цех - в цехе метизов. Общее руководство на новом месте осуществлял главный инженер, он же первый директор завода, Федор Михайлович Ломанов; всей технической и технологической стороной дела ведал главный конструктор Н.П. Сердюков.
25 февраля 1942 г. была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из деталей, привезенных из Москвы. Всего за годы войны на фронт с завода было отправлено 9799 мотоциклов.
В 1947 г. был разработан план генерального развития завода: предстояло провести коренную реконструкцию и вместо 4-5 тыс. выпускать в год 20 тыс. мотоциклов. Большим событием стал переезд моторного цеха в новый корпус, цех был построен с учетом новой программы. В этот же корпус переехали цех коробки перемены передач, автоматный и термический цехи. На освободившиеся территории был переведен из г. Горького цех коляски, начавший свою работу с апреля 1947 г. Все годы войны, да и после нее, особенно бедственное положение на заводе было у инструментального цеха, который ютился в неприспособленном помещении автоприцепного завода, бывшем цехе метизов. В 1949 г. на ИМЗ был построен свой новый корпус, где разместились инструментальный и ремонтно-механический цехи. Только к концу первой послевоенной пятилетки завод получил свои производственные площади под все заводские цеха.
В 1953 г. началась поставка ирбитских мотоциклов на экспорт. В основном они вывозились в развивающиеся страны и государства Восточной Европы: подавляющее большинство мотоциклов закупалось для нужд армии и полиции. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70-80-е годы. С распадом социалистического лагеря и развалом СССР рынок сбыта резко уменьшился, пришлось искать новых покупателей; с конца 80-х годов начались поставки ирбитских мотоциклов во Францию, Испанию, Швецию, Нидерланды, Чили, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину и др. страны.
С 1954 г. начал поставлять мотоциклы в армию Киевский мотоциклетный завод, поэтому ирбитский завод прекратил поставку мотоциклов военному ведомству и начал поставлять свою продукцию в народное хозяйство. Мотоциклы тяжелого класса впервые поступили в торговлю.
В 1955 г. совместно с НАМИ началась разработка оригинального микроавтомобиля вагонной компоновки под названием «Белка»; двигатель был позаимствован с мотоцикла, но получил принудительное охлаждение. В 1959 г. заводские конструкторы разработали вездеход «Огонек». Были выпущены опытные образцы микроавтобусов, но в серию они не пошли. Чертежи моделей были переданы на Запорожский завод малолитражных автомобилей, а часть конструкторов с ИМЗ, принимавших участие в разработке автомобиля, перевелись на Мелитопольский моторный завод. Вновь автомобильная тема на ИМЗ зазвучала в 90-е годы, когда прорабатывалось соглашение с японской фирмой «Хонда» о совместном производстве микроавтобуса. Полученные от фирмы образцы прошли испытания на дорогах Урала, но этот проект так и не был осуществлен.
В 1992 г. завод акционировался, сменив название ИМЗ на «Уралмото». С этого времени завод постоянно менял свое название, банкротился несколько раз и сокращал численность рабочих мест.
:
...




  • Мотоцикл «Урал-2» модели М-63. [Djv- 3.1M] Инструкция по уходу и эксплуатации.
    (Средне-Уральское центральное бюро технической информации, 1968)
    Скан, обработка, формат Djv: Igor Vys, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
ИЗ ИЗДАНИЯ: Мотоцикл «Урал-2» - дорожная машина тяжелого типа с прицепной коляской. Мотоцикл имеет мощный верхнеклапанный двигатель и отличается высокой проходимостью, комфортабельностью, прочностью и надежностью.
Вместе с тем надежность и долговечность мотоцикла во многом зависят от условий его эксплуатации. Только при хорошем знании устройства мотоцикла, надлежащем уходе, своевременном обслуживании и регулировке можно рассчитывать на успешную и долговечную его службу.
Не следует без особой необходимости разбирать мотоцикл или отдельные его агрегаты. Лишняя и ненужная разборка может привести к нарушению нормального взаимодействия деталей, вызвать преждевременный износ их или даже поломку.
Перед эксплуатацией мотоцикла рекомендуется изучить настоящую инструкцию.
Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых мотоциклов, поэтому некоторые конструктивные изменения могут быть не отражены в данной инструкции.