«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Иванов-Вано Иван Петрович (режиссер)

Иван Петрович Иванов-Вано 262k

-

(08.02.1900 - 25.03.1987)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Иван Петрович Иванов-Вано (настоящая фамилия - Иванов; 8 февраля 1900, Москва - 25 марта 1987, Москва) - советский режиссер, художник и сценарист мультипликационного кино. Один из основателей советской мультипликации, педагог. Народный артист СССР (1985), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970).
Родился в Москве в крестьянской семье, приехавшей на приработки из Калужской губернии и поселившейся на Манежной площади, в те годы заселенной бедным людом. Иван Петрович был младшим из четырех выживших детей. Тогда же получил от родителей прозвище Вано.
Его отец работал сапожником и вскоре покинул семью. Мать Елизавета Митрофановна была неграмотной, работала белошвейкой - стирала и чинила белье в купеческих семьях, таская сына с собой. В конце концов мальчика взяли на воспитание старшая сестра Евдокия и ее муж, художник Константин Спасский, оказавший на него большое влияние. С дошкольных лет Иванов увлекся кукольным театром, для которого рисовал декорации.
Окончив два класса церковно-приходской школы, в 14 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (с 1918 года - Вторые государственные свободные художественные мастерские, с 1920 года - ВХУТЕМАС), где преподавал муж его сестры. Вначале обучался у В.А. Фаворского, затем перешел на курс И.И. Машкова. В 1923 году окончил училище и через год начал работать художником-мультипликатором, а затем и режиссером в Государственной школе кинематографии. Вместе с сокурсниками по ВХУТЕМАСу участвовал в создании первых советских мультфильмов. Снимали на голом энтузиазме, при помощи самодельных станков. Эти мультфильмы отличал особый авангардистский стиль тех лет, основанный на школе конструктивизма.
Параллельно Иванов иллюстрировал книги и обложки спортивных журналов, изготавливал эскизы костюмов для театра. В 1927 году примкнул к коллективу студии «Межрабпомфильм», где профессионально занялся мультипликацией и в начале 1930 годов возглавил студийный мультцех. В качестве художника участвовал в создании одного из самых известных раннесоветских фильмов в технике рисованной мультипликации «Каток» (1927). Вместе с художником Вадимом Лазурским изготовил мультипликационную заставку для популярной кинокомедии «Веселые ребята».
С 1936 года на «Союзмультфильме», где поступил на трехмесячные курсы повышения квалификации и вскоре стал одним из ведущих режиссеров студии. Кроме того, рисовал диафильмы. В 1939 был уволен за опоздание. По пути домой в трамвае встретил режиссера, профессора ВГИКа Льва Кулешова, который предложил ему организовать отделение по подготовке художников мультипликационного фильма при художественном факультете института. В том же году был набран первый курс, состоявший из четырех человек. Вскоре Иванов-Вано был восстановлен на студии.
В 1941 с началом войны вместе с «Союзмультфильмом» был эвакуирован в Алма-Ату, где продолжил режиссерскую и преподавательскую деятельность. В 1943 студия вернулась в Москву. В 1944 году начался новый набор на кафедру ВГИК под его руководством. В 1952 году Иванов-Вано получил звание профессора. Всего за почти полвека он обучил множество мультипликаторов, среди которых Лев Мильчин, Евгений Мигунов, Анатолий Сазонов, Александр Петров, Марина Соколова, Алина Спешнева, Франческа Ярбусова, Сергей Алимов, Станислав Соколов, Аркадий Тюрин, а также Тодор Динов.
Как режиссер поставил рекордное для СССР количество полнометражных мультфильмов. Большинство его работ было выполнено по мотивам русских народных или литературных сказок. Первый же его полнометражный фильм «Конек-горбунок» (1947) был выдвинут на соискание Сталинской премии третьей степени, но не понравился членам комиссии. Мультфильм был высоко оценен Уолтом Диснеем, который разослал его по своим студиям в качестве учебного пособия. Сам режиссер не жаловал диснеевский тип мультипликации и, начиная с «Мойдодыра» (1939), старался всячески дистанцироваться от него в сторону классического и народного стиля.
В 1960 году он перешел в кукольное объединение киностудии, где осуществил постановку целого ряда фильмов с применением различных техник и стилей (лубок, иконопись, фресковая живопись, дымковская игрушка, кружева, русский авангард, стереоскопия). В то же время, резкую смену традиционной мультипликации экспериментами с куклами и техникой перекладки режиссер мультипликационного кино Станислав Соколов объясняет тем, что в определенный момент И. Иванов-Вано серьезно поругался с администрацией, перенес инфаркт и был «сослан» на студию кукольной мультипликации в качестве художественного руководителя.
Многие фильмы режиссера были удостоены высоких международных премий. Вместе с Федором Хитруком он часто представлял Советский Союз на международных собраниях, в частности, в Международной ассоциации мультипликационного кино (АСИФА), которая была создана в том числе и по его инициативе, занимал в ней пост вице-президента.
В 1950 году издал книгу о мультипликации «Рисованный фильм», в 1980 году - книгу-мемуары «Кадр за кадром».
Член ВКП(б) с 1951 года, член Союза кинематографистов СССР (Москва), председатель секции мультипликации в СК СССР.
Скончался 25 марта 1987 года в Москве после непродолжительной болезни на почве нервного заболевания (поражение нервных окончаний и отказ один за другим органов). Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок №4)
:
AAW, bolega...




  • Иванов-Вано И.П. Мультипликация вчера и сегодня. [Djv-Fax- 812k] [Pdf-Fax- 1.3M] Из лекций, прочитанных на художественном факультете ВГИК. Учебное пособие. Автор: Иван Петрович Иванов-Вано.
    (Москва, 1974. - Всесоюзный государственный ордена Трудового Красного Знамени институт кинематографии. Кафедра мастерства художника кино и телевидения)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: bolega, 2023
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Лекция первая (3).
      Лекция вторая (9).
      Лекция третья (16).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Декретом В.И. Ленина от 27 августа 1919 года кинопромышленность нашей страны была национализирована и перешла в ведение государства. Это решение благотворно отразилось на всей кинематографии и в том числе повлияло на развитие мультипликации.
  • Иванов-Вано И.П. Очерк истории развития мультипликации (до Второй мировой войны). [Djv-Fax- 1.3M] [Pdf-Fax- 4.0M] Учебное пособие. Автор: Иван Петрович Иванов-Вано.
    (Москва, 1967. - Всесоюзный государственный институт кинематографии. Научно-исследовательский кабинет)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: bolega, 2023
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Рождение искусства мультипликации и первые годы его развития (3).
      Развитие рисованной мультипликации после Первой мировой войны (19).
      Рисованная мультипликация в тридцатые годы и в начале сороковых годов (38).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Попытки человечества запечатлеть в рисунке движение, наблюдаемое в природе, мы находим еще в памятниках глубокой древности, когда первобытный художник изображал на камне различных животных и людей или занимался резьбой на дереве и кости. В первобытных рисунках северных народностей мы видим бегущего оленя с большим количеством ног, как бы показывающих стремительность его бега; танцующего охотника с восьмью ногами и восьмью руками, с помощью которых переданы различные моменты движения в танце.
Такие же интересные рисунки мы находим у народов Южной Африки, у индейцев Северной и Южной Америки.
Но принцип мультипликации был найден только за полвека до изобретения кинематографа бельгийским физиком Жозефом Плато, который в 1832 году сконструировал специальный прибор - «Фенакистоскоп», позволяющий при помощи простого вращения получать иллюзию движения нарисованных фигурок.