«И» «ИЛИ»
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Хлебников Велимир

Велимир Хлебников 35k

(Виктор Владимирович Хлебников)

(09.11.1885 - 28.06.1922)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Хлебников Велимир (Виктор Владимирович) [28.10(9.11).1885, с. Малые Дербсты бывшей Астраханской губернии, - 28.6.1922, деревня Санталово бывшей Новгородской губернии], русский советский поэт. Родился в семье ученого-биолога. В 1903-11 учился на физико-математическом факультете Казанского, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. В 1905 начал печатать естественнонаучные сочинения, литературные - в 1908. В 1910-х гг. входил в литературное объединение «Гилея», участвовал в футуристических изданиях (см. Футуризм). Художественные произведения вышли отдельными книгами: «Изборник», «Творения» (обе - 1914). После Октябрьской революции 1917 работал в РОСТА, Главполитпросвете, печатался в периодике. Большая часть литературного наследия Х. не была опубликована при его жизни.
Многие малые произведения Х. имели в ранний период чисто экспериментальный характер. Его литературная эволюция шла от романтизма (гротескные, апокалипсические, фольклорно-мифологические образы действительности в произведениях «Журавль», «Маркиза Дезес», «Шаман и Венера») к реалистическим завоеваниям зрелой прозы («Октябрь на Неве», «Разин»), монументальных поэм о
1-й мировой войне 1914-18 и Октябрьской революции («Война в мышеловке», 1915-1919; «Ладомир» и «Ночь в окопе», обе - 1921; «Ночной обыск» и «Ночь перед Советами», обе - 1921). Мечту о всемирном братстве людей, собственном поэтическом предчувствия «нового космического сознания» Х. пытался проверить математическими расчетами и выяснением «законов времени» (книга «Учитель и ученик», 1912; «Время - мера мира», 1916; «Доски судьбы», 1922). Стремясь к синтетическому знанию, к сближению методов науки и искусства, Х. утопически полагал открыть на этом пути возможность создания «новой мифологии» и «сверхъязыка» грядущего свободного человечества.
В.В. Маяковский называл Х. «мастером стиха» и говорил о большом значении его опыта для создания нового поэтического языка.
:
...




.