|
(Carlo Goldoni)
(25.02.1707 - 06.02.1793)
Большая советская энциклопедия: Гольдони (Goldoni) Карло (25.2.1707, Венеция, - 6.2.1793, Париж), итальянский драматург, реформатор итал. театра, создатель национальной комедии. Сын врача. Сущность реформы Г. состояла в замене импровизированной комедии дель арте, или комедии масок, драматургией с устойчивым текстом, реальными человеческими характерами, содержанием, проникнутым просветительскими идеями, остроумной критикой пороков феодального общества. Основные теоретические принципы просветительской реформы итал. театра изложены Г. в комедии-манифесте «Комический театр» (1750), в предисловии к первому изданию его комедий (1750), в «Мемуарах». Полностью Г. осуществил свою реформу в 1748-53, когда создал комедии «Хитрая вдова», «Кофейная», «Лгун», «Бабьи сплетни», «Слуга двух господ», «Трактирщица «. В драматургии Г. утвердился тип просветительской семейно-бытовой комедии характеров. Однако, показывая на примерах нравственной деградации итал. аристократии разложение всей феодальной системы («Кавалер и дама», «Льстец» и др.), противоречия между дворянством и молодой буржуазией («Семья антиквария»), Г. не ограничивался узко семейной проблематикой. Народ постепенно стал главным положительным героем его драматургии. В комедиях «Честная девушка» (1749) и «Добрая жена» (1749) Г. еще наделял народную героиню буржуазно-мещанским добродетелями, но в комедии «Бабьи сплетни» (1751) коллективный образ венецианского простонародья вытеснил буржуазного моралиста Панталоне. Г. сохранил лучшие достижения комедии дель арте - жизнерадостность, динамизм в развитии сюжета. В сер. 50-х гг. Г. написал несколько комедий в стихах на венецианском диалекте, где действовали главным образом народные персонажи: «Кухарки» (1755), «Домовницы» (1755), «Перекресток» (1756), «Веселые женщины» (1758). В них критика действительности велась с позиций народа и устами народа. Наиболее ярко глубина просветительского реализма Г. проявилась в комедиях в прозе на венецианском диалекте: «Самодурах» (1760) и «Синьоре Тодеро» (1762), где сатира приобрела отчетливо выраженный антибуржуазный характер. В. «Кьоджинских перепалках» (1762) Г. вывел на сцену простых венецианских рыбаков и их жен. Это была подлинно новаторская для 18 в. комедия массового народного героя. Последний период творчества Г. протекал во Франции. Комедия Г. «Ворчун-благодетель» (1771, на французском языке) принесла ему европейскую славу. Во Франции написаны «Мемуары Карло Гольдони...» (1784-87). В общей сложности Г. создал 267 пьес. Реформа Г. была поддержана большинством просветителей как в Италии (П. Верри, Г. Гоцци и др.), так и за границей (Вольтер, Г.Э. Лессинг, И.В. Гете), но встретила яростные нападки со стороны противников идей Просвещения, от лица которых выступил К. Гоцци. Г. оказал огромное влияние на развитие итал. национальной драматургии. Ф. Де Санктис назвал его «Галилеем новой литературы». Русский читатель и зритель познакомился с Г. еще в 18 в., когда были переведены на русский язык и поставлены «Слуга двух господ» (1789), «Истинный друг» (1794), «Лжец» (1796) и др. В 1827 появился первый русский перевод «Трактирщицы» А.А. Шаховского. «Кофейная» была переведена А.Н. Островским (1872). В советское время Г. переводили М.Л. Лозинский, А.К. Дживелегов, Т.Л. Щепкина-Куперник, С.С. Мокульский и др. На современной сцене с успехом идут многие пьесы Г.
: ... |
|