«И» «ИЛИ»  
 -  - 
© Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!

Михаил Михайлович Гохберг 31k

-

(23.11.1906 - 1988)

...родился 23 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге, в семье юрисконсульта. Мать - врач. В семье также воспитывались старший брат и две младшие сестры. После окончания средней школы поступил в 1924 г. в Ленинградский политехникум, который оставил на III курсе, в связи с поступлением в 1926 г. в Ленинградский машиностроительный институт (в последствии Ленинградский политехнический институт) на механический факультет. На факультете в то время преподавали выдающиеся ученые: академики А.Ф. Иоффе, Н.Н. Павловский, М.В. Кирпичев, будущий академик Д.В. Скобельцин. Деканом факультета был член корреспондент Академии Наук А.А. Радциг. В те годы обучение всех студентов факультета велось по единому учебному плану и только на последнем курсе выбиралась кафедра для получения более узкой специализации. В 1930 г. кафедра «Подъемно-транспортные машины» преобразуется из общетехнической в выпускающую и Михаил Михайлович записывается на одноименную специальность для прохождения преддипломной практики и выполнения дипломного проекта. В феврале 1931 года состоялся первый выпуск инженеров кафедры, среди которых был и М.М. Гохберг.
После окончания института М.М. Гохберг был направлен на работу в крановое бюро завода «Уралмаш» в г. Свердловск. В это время в краностроении появились первые сварные конструкции и Михаил Михайлович был направлен на курсы инженеров-сварщиков. После окончания курсов он возглавил специальное автогенное бюро, курирующее проектирование и изготовление сварных крановых металлических конструкций. Параллельно с работой на заводе в течение двух лет вел педагогическую работу в Уральском индустриальном институте на кафедре «Сопротивление материалов» и руководил дипломным проектированием. В этот период опубликовал в периодической печати несколько своих заводских работ.
В феврале 1939 г. поступил в аспирантуру на кафедру подъемно-транспортных машин Ленинградского политехнического института, где под руководством проф. Н.П. Виноградова специализировался в области прочности металлических конструкций грузоподъемных машин. Одной из малоизученных проблем в те годы была потеря устойчивости плоской формы изгиба тонкостенных балок. М.М. Гохберг провел экспериментально-теоретическое исследование этой проблемы и получил инженерное решение на базе теории С.П. Тимошенко.
В 1941 г. М.М. Гохберг участвовал в оборонительных работах по защите г. Ленинграда, а в декабре месяце защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика расчета крановых мостов американского типа». Был оставлен при институте для продолжения научно-исследовательской и преподавательской работы. Весной 1942 г. вместе с институтом эвакуирован в г. Пятигорск, откуда в августе ушел пешком вместе с семьей, в связи с наступлением немцев, в Закавказье. В августе 1942 г. был призван в ряды вооруженных сил и направлен инженером-конструктором на завод №316 НКБ в г. Тбилиси. С марта 1943 г. по август 1945 г. работал инженером в «Заготзерно», в окружном военно-строительном управлении Закавказского фронта. В 1945 г. по ходатайству ЛПИ был возвращен в Ленинград, где приступил к работе на кафедре ПТМ ассистентом. В 1946 г. переведен на должность доцента и в этом же году утвержден в ученом звании доцента. Основные научные интересы и преподавательская деятельность связаны с прочностью сварных конструкций различного назначения. Результаты работы нашли отражение в учебнике «Металлические конструкции подъемно-транспортных машин», изданном в 1949 г. и переведенном в последствии на китайский и румынский языки.
В 1953 г. М.М. Гохберг первый в стране начал развивать новое научное направление - исследование усталостной прочности металлических конструкций грузоподъемных машин. Для проведения исследований требовались испытательные машины. К работе над проектом и изготовлением пульсаторной машины инерционного действия он привлек недавно мобилизованного из армии майора В.П. Семенова, будущего профессора кафедры. Им удалось за два года изготовить и запустить пульсатор. Машина была сделано настолько хорошо, что проработала без перерыва более 30 лет в две, а иногда и в четыре смены.
Исследования сопротивления усталости сварных конструкций проводились по заказам Ленинградского завода ПТО им. С.М. Кирова, заводов «Уралмаш» (г. Свердловск), «Сибтяжмаш» (г. Красноярск) и «Ждановтяжмаш» (г. Жданов) и др. Они были направлены на накопление экспериментальных результатов и создание инженерных методов расчета. В результате многолетних исследований были составлены таблицы эффективных коэффициентов концентрации для типовых элементов металлических конструкций и разработан метод расчета таких элементов на сопротивление усталости по эквивалентным нагрузкам. В развитие этой тематики М.М. Гохберг получил ряд аналитических решений, описывающих динамические воздействия на металлические конструкции при работе крановых механизмов. Результаты работы по исследованию динамики и усталости металлоконструкций кранов были обобщены в докторской диссертации, защищенной им в 1956 г.
Основные результаты этих работ опубликованы в изданной в 1959 г. монографии «Металлические конструкции кранов. Расчет с учетом явлений усталости», переведенной на китайский язык, и в «РТМ. Краны грузоподъемные. Выносливость стальных конструкций. Метод расчета» (1970 г.).
Параллельно с исследованием усталостной прочности под его руководством проводились работы по изучению напряженно-деформированного состояния металлических конструкций кранов. В частности, была выполнена серия экспериментально-теоретических работ по исследованию местного напряженного состояния в ездовых балках различных конструкций, в галтельных переходах тонкостенных балок, а также в элементах порталов. Разрабатывались методы оптимизации металлических конструкций мостовых и стреловых кранов по критерию минимальной массы.
Под руководством М.М. Гохберга была создана признанная в нашей стране и за рубежом научная школа в области усталостной прочности и трещиностойкости металлических конструкций подъемно-транспортных машин. Его учениками написано и защищено 20 кандидатских и 3 докторских диссертации. Книги М.М. Гохберга стали основной литературой не только для студентов, обучающихся по специальности ПТМ, но и для отечественных конструкторов, создающих грузоподъемные машины. За многолетний труд он награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», почетными грамотами Минвуза.
Михаил Михайлович был разносторонне одаренным человеком. Он прекрасно играл на рояле. Творческую работоспособность сохранял до конца жизни. В газете «Политехник» публиковались его воспоминания о Политехническом институте 30-х - 50-х годов, о В.И. Ленине и В.В. Маяковском.
.
михаил михайлович гохберг на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Гохберг Михаил Михайлович
  • Гохберг М.М. Металлические конструкции подъемно-транспортных машин. [Djv-11.0M] Издание 2-е, переработанное и дополненное.
    (Ленинград: Издательство «Машиностроение», 1969)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Ильгиз Каримов, 2011
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Введение (5).
      ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
      Глава 1. Материал и соединения стальных конструкций (11).
      Глава 2. Нагрузки (40).
      Глава 3. Общие методы расчета (144).
      Глава 4. Балки и рамы (189).
      Глава 5. Фермы (280).
      Глава 6. Применение алюминиевых сплавов (354).
      Глава 7. Тензометрические исследования крановых металлических конструкций (360).
      ЧАСТЬ 2. МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ КРАНОВ
      Глава 8. Мостовые краны (368).
      Глава 9. Козловые краны (406).
      Глава 10. Перегрузочные мосты (416).
      Глава 11. Стреловые и мачтовые краны (447).
      Глава 12. Портальные краны (455).
      Глава 13. Башенные краны (481).
      Приложения (493).
      Литература (512).
Аннотация издательства: В книге рассматриваются основные общие вопросы конструирования и методов расчета как по методике допускаемых напряжений, так и по методике предельных состояний металлических конструкций подъемно-транспортных машин, а также специальные вопросы конструирования и расчета металлических конструкций; мостовых и козловых кранов, перегрузочных мостов, портальных и башенных кранов. В новом издании в связи с увеличением объема книги она разделена на две части. Общим вопросам посвящена первая большая часть книги, а специальным - вторая часть. По сравнению с первым изданием значительно расширено рассмотрение таких вопросов, как материал и соединения, нагрузки и основы расчета при переменных напряжениях; добавлены такие новые разделы, как устойчивость балок и элементов ферм, влияние вырезов в поясах и стенках балок на их напряженное состояние, применение алюминиевых сплавов, тензометрические исследования кранов и др.
Книга снабжена обширной библиографией отечественных и зарубежных исследований последних лет в области металлических конструкций подъемно-транспортных машин.
Книга рассчитана на инженерно-технических работников, связанных с конструированием и эксплуатацией подъемно-транспортных машин. Она также может быть полезна студентам втузов соответствующих специальностей.
.
.
  • Гохберг М.М. и др. Справочник по кранам в 2-х томах. Том 1. Характеристики материалов и нагрузок. Основы расчета кранов, их приводов и металлическая конструкций. [Djv- 8.4M] Справочное издание. Авторы тома: В.И. Брауде, М.М. Гохберг, И.Е. Звягин, А.А. Ковин, А.Н. Орлов, Б.И. Плавник, Л.Г. Серлин, В.Ф. Сиротский, С.А. Соколов, А.И. Тархов, В.Н. Юшкевич. Под общей редакцией М.М. Гохберга.
    (Москва: Издательство «Машиностроение», 1988)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, Предоставил формат: Ильгиз Каримов, 2010
Аннотация издательства: В справочнике рассмотрены характеристики материалов, действующие нагрузки, расчеты прочности, жесткости и производительности, общие требования и конструктивное исполнение электрических, гидравлических, пневматических и ручных приводов. Изложены основные положения расчета и конструирования металлических конструкций мостовых, козловых, портальных, башенных, молотовидных и кабельных кранов, а также стрел, мачт, кабин и подкрановых путей.
Книга рассчитана на инженеров-конструкторов и инженеров-механиков проектных организаций и предприятий.
.
.
  • Гохберг М.М. и др. Справочник по кранам в 2-х томах. Том 2. Характеристики и конструктивные схемы кранов. Крановые механизмы, их детали и узлы. Техническая эксплуатация кранов. [Djv-17.3M] Справочное издание. Авторы тома: М.П. Александров, М.М. Гохберг, А.А. Ковин, Н.Н. Кулькова, И.С. Мазовер, Л.А. Невзоров, А.Н. Орлов, Б.И. Плавник, П.А. Самойлович, Л.Г. Серлин, С.А. Соколов. Под общей редакцией М.М. Гохберга.
    (Москва: Издательство «Машиностроение», 1988)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, Предоставил формат: Ильгиз Каримов, 2010
Аннотация издательства: Представлены технические характеристики основных типов кранов и их конструктивные схемы. Даны основы выбора и расчетов деталей и узлов крановых механизмов, вспомогательных устройств. Рассмотрены вопросы эксплуатации кранов, технического надзора в соответствии с правилами Госгортехнадзора, Морского и Речного Регистров.
Справочник предназначен для инженеров-конструкторов и инженеров-механиков проектных организаций и предприятий.
.