«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Годвин Уильям
Фотографии

Уильям Годвин 254k

(William Godwin)

(03.03.1756 - 07.04.1836)

◄ СМЕНИТЬ   РАЗВЕРНУТЬ ▼
▲ СВЕРНУТЬ    СМЕНИТЬ ►
Большая советская энциклопедия: Годвин, Годуин (Godwin) Уильям (3.3.1756, Уисбич, - 7.4.1836, Лондон), английский публицист, писатель, историк. Род. в семье священника. По окончании духовной семинарии несколько лет был пастором. Под влиянием французских просветителей (Ж.Ж. Руссо, П. Гольбаха, К. Гельвеция) в начале 1780-х гг. порвал с церковью. Положительно оценив Великую французскую революцию, Г. остался противником революционного насилия. Политические взгляды Г. выражены в его «Рассуждении о политической справедливости» (т.1-2, 1793), где, критикуя существующий социальный порядок, связанный с частной собственностью и государственной властью, порождающей насилие и обман, он рисует мелкобуржуазную утопию свободного общества независимых работников, продукты труда которых распределяются между всеми по потребностям. Некоторыми сторонами «Рассуждения», отметил Ф. Энгельс, Г. «...граничит с коммунизмом...», но при этом «...решительно антисоциален» вследствие анархических черт своей политической программы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т.27, с. 26). Мелкобуржуазная утопия Г. оказала значительное влияние на формирование различных направлений утопического социализма, в частности Оуэна, и анархизма.
Лучший роман Г. - «Вещи, как они есть, или Приключения Калеба Вильямса» (т.1-3, 1794, рус. пер. 1838, 1949). Рисуя судьбу бедняка, Г. доказывает, что закон оправдывает насилие богатых и закрепляет бесправие неимущих. Слабее выражен этот критический мотив в романе «Сент-Леон» (т.1-4, 1799) и еще слабее - в романах «Флитвуд» (т.1-3, 1805) и «Мандевилль» (т.1-3, 1817). В композиции произведения Г. следует традициям готического романа. Его страстная критика общественного устройства во многом подготовила социальную тему у писателей-романтиков середины 19 в. (Э. Сю, Ж. Санд).
Обложки




.