«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Герасимов Григорий Иванович (историк)

Григорий Иванович Герасимов 313k

-

(05.02.1957)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Григорий Иванович Герасимов (род. 5 февраля 1957 года) - российский историк, специалист по истории РККА и истории современной России. Автор идеалистического подхода к истории и музеологии. Доктор исторических наук.
Родился в семье военнослужащего. Отец - Иван Георгиевич Герасимов, участник Великой Отечественной войны, офицер.
Окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище (1979) и историческое отделение педагогического факультета Военно-политической академии им. В.И. Ленина (1990).
1975-2002 гг. служба в Вооруженных Силах. Участник боевых действий в Афганистане (1983-1985). Награжден орденом Красной Звезды. Воинское звание - полковник.
1990-2002 гг. на преподавательской работе в Тульском артиллерийском инженерном институте.
В 2006-2013 гг. работал в Институте общественного проектирования.
С 2017 года - научный консультант Тульского государственного музея оружия.
В 1993 году в Гуманитарной академии Вооруженных Сил защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Деятельность Реввоенсовета Республики (СССР) по укреплению Красной Армии (1921-1928 гг.): опыт, проблемы, уроки» (специальность 07.00.02 - «Отечественная история»).
В 2000 году в Военном университете защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Деятельность высших военных коллегиальных органов по повышению боеспособности Красной Армии: 1921 - июнь 1941 гг.» (специальность 07.00.02 - «Отечественная история»).
В начале научной деятельности придерживался коммунистических взглядов и материалистической диалектики.
В 2000-х гг. перешел на либеральные позиции.
В 2008 году, разочаровавшись в существовавших идеологических и исторических концепциях, приступил к созданию собственной теории, которую назвал идеалистическим подходом к истории.
Основные положения авторской идеалистической концепции истории изложены в монографии «Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории. Основы теории». «В данной работе автор предлагает рассматривать идею как движущую силу исторического процесса и подходит к истории как продукту человеческого сознания. В тексте анализируются феномены времени и прошлого, идеи как источники исторического изменения и мировоззрение как система идей. Делается попытка прояснить природу исторической реальности, решить вопрос об истине в истории. Отдельное внимание направлено на проблему роли личности в истории».
Г.И. Герасимов не только разработал новую историческую теорию, но и проверил ее на историческом материале в монографии «Мировоззренческие основы истории России (середина XIX - начало XX вв.)»
Оценивая результат применения идеалистического подхода к объяснению ключевого периода российской истории доктор исторических наук, профессор В.В. Гаврищук пишет: «можно констатировать, что Г.И. Герасимовым, впервые в отечественной историографии с позиций разработанного им оригинального идеалистического подхода всесторонне показан исторический процесс развития русского общества, государства, экономической и научно-технической сферы, как результат идейного развития русского народа».
Доктор исторических наук, профессор Б.В. Личман, считает, что «В целом применение идеалистической теории к историческому материалу, на примере российской истории середины XIX - начала XX в. правомерно, обоснованно, убедительно. Идеалистическая теория имеет право на признание. В монографии Г.И. Герасимова «Мировоззренческие основы истории России (середина XIX - начало XX в.)» впервые в исторической теории и практики применена концепция, объясняющая изменения в прошлом с позиций идеализма. Значимостью идеалистической теории является ее толерантность к историческим событиям и персонажам».
Отмечая положительные моменты рецензенты отмечают и ряд недостатков. Так, Б.В. Личман отмечает: «Раздел методологии наименее разработанный и понятный... надо определиться с понятием истины в рамках разрабатываемого идеалистического подхода».
В.В. Гаврищук считает, что «потребуется еще немало усилий, для того, чтобы подтвердить применимость теории ко всей истории России, только после этого можно будет с уверенностью говорить о создании новой теории исторического процесса. А пока - это лишь заявка, хотя и весьма, на наш взгляд, убедительная и продуктивная».
Кандидат исторических наук Д.И. Исаев настроен наиболее критично к идеалистической теории: «Подход Г. Герасимова предстает явно антисциентистским проектом. Наука, по сути, не имеет здесь преимуществ в сравнении с другими формами познания действительности, поскольку все определяется мировоззрением исследователя». Но и он полагает, что «рассмотренная работа посвящена важным проблемам исторического, и шире, научного познания. Отличающаяся, хотя и спорными, но, по крайней мере, дискуссионными положениями, она займет определенное место в корпусе современных исследований по теории и методологии истории».
В рамках идеалистического подхода Г.И. Герасимовым обоснованы главные теоретические и методологические положения музеологии как гуманитарной науки. С идеалистических позиций сформулированы ее основные понятия, определена методология. В качестве объекта музеологии рассматриваются идеи человека, создающего музейную реальность для достижения влияния на сознание других людей. В качестве предмета определена идея конкретного музея, реализованная в объективной реальности
Музей в идеалистическом подходе - это результат деятельности человеческого сознания. Суть музеев разных стран и эпох составляют идеи, которые лежат в основе их создания. Цель музея - произвести определенные изменения в сознании и мироощущении другого человека - посетителя. Музейный предмет характеризуется как вещество природы, оформленное в соответствии с идейным содержанием сознания человека и имеющее ценность с точки зрения главных идей мировоззрения общества.
В основе методологии музеологии, как гуманитарной науки - метод понимания, обеспечивающий постижение идей, лежащих в основе музея. Цели музея определяют его функции, важнейшей является коммуникативная, именно она реализует главную цель музея - передать идеи и ощущения от музейного сотрудника - посетителю. Способы достижения цели могут меняться с изменением взглядов в обществе, при этом меняются сами музеи и их функции. Главным фактором, определяющим роль и общественную значимость музеев, является интерес к ним человека, который проявляется в том случае, когда идеи, заложенные в их основание, соответствуют главным мировоззренческим идеям, господствующим в обществе, и помогают людям в решении их жизненно важных проблем.
:
anatoli, waleriy...




  • Герасимов Г.И. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы. [Djv-Fax-21.4M] [Pdf-Fax-22.3M] Учебное пособие для вузов. Автор: Григорий Иванович Герасимов. Ответственный редактор: Михаил Рогожников.
    (Москва: Институт общественного проектирования, 2008)
    Скан: anatoli, OCR, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: waleriy, 2022
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (9).
      Введение (11).
      Глава I. Распад СССР (15).
      §1. СССР во второй половине XX века (17).
      Достижения Советского Союза (17).
      Переход к «политике застоя» (20).
      Состояние экономики (22).
      Социальные отношения и культура (24).
      СССР в международном сообществе (27).
      Выводы (30).
      §2. Начало перестройки (1987-1988 гг.) (31).
      Курс на реформы (31).
      Курс на ускорение экономического развития и формирование рыночных отношений (33).
      Развитие демократизации и гласности (37).
      Формирование «нового политического мышления» (43).
      Выводы (45).
      §3. Народный этап перестройки (1989-1990 гг.) (46).
      Реформа политической системы (46).
      Попытки реформирования экономики (48).
      Кризис федеративных отношений (52).
      Итоги второго этапа перестройки (52).
      Выводы (53).
      §4. Системный кризис и распад СССР (1991 г.) (53).
      Крах экономической системы Советского Союза (54).
      Провозглашение суверенной России (55).
      Попытка государственного переворота (58).
      Распад государственно-политической системы Советского Союза (64).
      Выводы (68).
      Вопросы для самоконтроля (70).
      Рекомендованная литература (70).
      Глава II. Формирование Российского государства, переход к новому общественному и экономическому устройству (1990-1993 гг.) (71).
      §1. Создание и становление основ российской государственности (73).
      Законодательное оформление новой российской государственности (73).
      Становление, развитие и кризис российского федерализма (76).
      Чеченский сепаратизм (80).
      Создание российских Вооруженных Сил (81).
      Выводы (82).
      §2. Начало экономических реформ в новой России (83).
      Экономическое положение накануне реформ (83).
      Начало реформ (84).
      Либерализация экономики (88).
      Снятие ограничений на доходы и заработную плату (91).
      Ослабление монополии внешней торговли (92).
      Создание рыночных предприятий и ликвидация экономических институтов административно-командной системы (93).
      Приватизация (95).
      Итоги первого года российских реформ (98).
      Спад промышленного производства и его преодоление (99).
      Выводы (101).
      §3. Политические процессы и борьба за власть (102).
      Расстановка политических сил (102).
      Начало политического кризиса (103).
      Нарастание политического кризиса (103).
      Противостояние (107).
      Указ №1400 (111).
      Октябрь 1993-го (113).
      Политический переворот. Победа Президента (117).
      Выводы (120).
      §4. Начало преобразований в социальной, духовной и культурной сферах (121).
      Изменение социальных институтов и отношения к ним (121).
      Отношение к реформам в обществе и социальные последствия перемен (124).
      Изменение социальной структуры общества (125).
      Криминализация общества (126).
      Социальная политика (127).
      Средства массовой информации (129).
      Культурная и духовная жизнь (130).
      Образование и наука (134).
      Выводы (136).
      §5. Становление внешней политики суверенной России (137).
      Цели и задачи внешней политики (137).
      Формирование внешнеполитических ориентиров (137).
      Начало и условия самостоятельной внешнеполитической деятельности (138).
      Отношения с СНГ (140).
      Отношения с Западом (143).
      Внешнеэкономическая деятельность (146).
      Выводы (146).
      Вопросы для самоконтроля (147).
      Рекомендованная литература (147).
      Глава III. Российское государство в условиях кризисного развития (1994-1999 гг.) (149).
      §1. Государственное строительство и его трудности (151).
      Кризис государства и власти (151).
      Кризис федеративных отношений (151).
      Военная реформа (152).
      Чеченская война (154).
      Выводы (160).
      §2. Трудности становления рыночной экономики (160).
      Российская экономика в 1994-1996 гг. (160).
      Черный вторник и первый банковский кризис (163).
      Криминализация и теневизация бизнеса (164).
      Зарождение олигархии (165).
      Второй этап приватизации (166).
      Экономика в 1996-1998 гг. (167).
      Финансовый кризис августа 1998 года: дефолт, девальвация и банковский крах (168).
      Выход из кризиса (170).
      Выводы (171).
      §3. Внутриполитическое развитие российского государства в 1994-1999 гг. (172).
      Выборы в Государственную Думу (174).
      Президентские выборы (175).
      Начало олигархического правления (177).
      Период правительственной нестабильности (178).
      Попытка импичмента (180).
      Назначение В. Путина главой Правительства (181).
      Выборы в Государственную Думу 1999 года (182).
      Отставка Б. Ельцина (183).
      Выводы (186).
      §4. Социальная, духовная и культурная сфера в условиях преобразовательного кризиса (187).
      Мировоззрение и настроения (188).
      Социальная структура общества (191).
      Материальное положение людей (192).
      Рост безработицы и снижение занятости (194).
      Рост трудовых и социальных конфликтов (196).
      Рост преступности (196).
      Условия жизни людей (198).
      Образование и здравоохранение (199).
      Жилищное строительство и материальные условия жизни населения (203).
      Демографический кризис (205).
      Культура в 90-е годы (207).
      Наука (215).
      Выводы (216).
      §5. Внешняя политика (217).
      Цель, задачи и принципы внешней политики (217).
      Россия в системе международных отношений (218).
      Европейское направление российской внешней политики (220).
      Отношения с НАТО (221).
      Боевые действия в Чечне и отношения в Западом (223).
      Российско-американские отношения (224).
      Отношения со странами СНГ (228).
      Отношения России с азиатскими странами (230).
      Внешнеэкономические связи (233).
      Россия и югославский кризис (234).
      Выводы (234).
      Вопросы для самоконтроля (237).
      Рекомендованная литература (237).
      Глава IV. Выход из кризиса: Россия на пути к возрождению (2000-2008 гг.) (239).
      Выборы Президента (240).
      §1. Реформа государственной власти (242).
      Необходимость проведения масштабной реформы государственной власти (242).
      Восстановление мира в Чеченской Республике (243).
      Политическая реформа осени 2004 года (250).
      Укрепление Вооруженных Сил Российской Федерации (252).
      Разграничение властных полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации (256).
      Создание федеральных округов (257).
      Реформа Федерального Собрания (257).
      Изменение порядка избрания глав регионов (258).
      Административная реформа (258).
      Укрупнение регионов (260).
      Судебная реформа (261).
      Выводы (262).
      §2. Экономика России в XXI веке (265).
      Экономическая политика российского государства (265).
      Общие показатели экономики (266).
      Развитие промышленности и сельского хозяйства (269).
      Финансовая, банковская и налоговая системы (273).
      Приватизация и развитие бизнеса (276).
      Выводы (279).
      §3. Внутренняя политика России в начале XXI века (280).
      Основные тенденции во внутренней политике России (280).
      Формирование Общественной палаты РФ (285).
      Гражданское согласие (285).
      Борьба с олигархами (287).
      Реформирование партийно-политической системы и выборы в законодательные органы (292).
      Система партий в начале десятилетия (294).
      Выборы в Государственную Думу четвертого созыва (295).
      Президентские выборы 2004 года (296).
      Другие важнейшие внутриполитические события (298).
      Выборы в Государственную Думу пятого созыва (300).
      Выводы (302).
      §4. Социальная, культурная и духовная сферы (302).
      Перемены в социальной сфере (302).
      Социальная структура современного российского общества (303).
      Идеология среднего класса (304).
      Изменение социальных отношений (305).
      Россия середины первого десятилетия нового века в зеркале общественного мнения (309).
      Настроения россиян (314).
      Благосостояние населения (315).
      Основные направления социальной политики (315).
      Демография (319).
      Монетизация льгот (322).
      Приоритетные национальные проекты (325).
      Религиозная жизнь общества (331).
      Культура и искусство (332).
      Выводы (339).
      §5. Состояние, цели и задачи внешней политики (340).
      Российско-американские отношения (348).
      Россия и страны СНГ (350).
      Отношения России с европейскими странами (354).
      Отношения с НАТО (356).
      Восточное направление внешней политики России (356).
      Внешнеэкономическая деятельность России (361).
      Выводы (362).
      Вопросы для самоконтроля (265).
      Рекомендованная литература (265).
      Заключение (366).
      Биографии (375).
      Библиография (395).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Учебное пособие предназначено для изучения курса истории современной России. Главная цель настоящего пособия состоит в выявлении смысла исторического развития современной России, который, по мнению автора, заключается в поиске и обретении свободы российским народом.
Учебное пособие отличается особенностями авторской концепции анализа исторических событий, новизной, полнотой охвата и глубиной разработки учебного материала. Пособие насыщено иллюстративным материалом, позволяющим полнее раскрыть историческую эпоху и почувствовать ее особенности.
Для студентов, аспирантов, преподавателей высшей и средней школы и всех желающих больше узнать о недавнем прошлом нашей страны.