«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Гадамер Ханс Георг
Фотографии

Ханс Георг Гадамер 165k

(Hans-Georg Gadamer)

(11.02.1900 - 13.03.2002)

◄ СМЕНИТЬ   РАЗВЕРНУТЬ ▼
▲ СВЕРНУТЬ    СМЕНИТЬ ►
Википедия: Ханс-Георг Гадамер (нем. Hans-Georg Gadamer; 11 февраля 1900 года, Марбург - 13 марта 2002 года, Гейдельберг) - немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики». Главный труд - «Истина и метод. Основы философской герменевтики» (Wahrheit und Methode. Grundzuge einer philosophischen Hermeneutik, 1960).
Родился в протестантской семье. Его мать, Эмма Каролина Йоханна Гейзе (1869-1904), умерла от диабета, когда Хансу-Георгу было только четыре года. Позже он говорил, что это повлияло на его решение не заниматься естественными науками. Он вырос в Бреслау, где его отец, Йоханнес Гадамер (1867-1928), был профессором фармацевтики в местном университете, после возглавивший кафедру в Марбурге. Отец настаивал на том, чтобы он занимался естественными науками, но Ханс-Георг больше интересовался гуманитарными и сопротивлялся стремлению отца. По причине слабого здоровья (полиомиелит) Гадамер не призывался в армию и не участвовал ни в Первой, ни во Второй мировых войнах.
Ханс-Георг учился философии, германистике и теории литературы в университетах Бреслау (с 1918) и затем Марбурга, куда они с отцом переехали в 1919 году. В университете Бреслау Гадамер начинает изучать классическую филологию и философию под руководством Ричарда Хенингсвальда. В Маргбурге учится под руководством профессоров-неокантианцев Пауля Наторпа (его научный руководитель) и Николая Гартмана. В 1922 году в Марбурге он защитил диссертацию под руководством Пауля Наторпа.
Вскоре после этого Гадамер переходит во Фрайбургский университет и в 1923 году знакомится там с Мартином Хайдеггером, подающим надежды молодым ученым, который еще не стал профессором. В дальнейшем Хайдеггер окажет на него значительнейшее влияние. Они сближаются с Хайдеггером, и когда тот получил место в Марбургском университете, Гадамер последовал за ним туда, где он стал частью группы таких студентов, как Ханна Арендт, Лео Штраус и Карл Левит. Под влиянием Хайдеггера он отошел от раннего влияния неокантианства Пауля Наторпа и Николая Гартмана. В Марбурге Гадамер изучал Аристотеля под руководством Гуссерля и Хайдеггера. В Марбурге Гадамер дополнил свое образование изучением классической филологии (1924-1927). В 1929 году он под руководством Хайдеггера защитил диссертацию о платоновском «Филебе». С того же года преподавал философию в Марбургском университете, с 1937 года профессор. В НСДАП не состоял, однако состоял в Нацистском союзе учителей (с 1933 года). 11 ноября 1933 года вместе с более чем 900 ученых и преподавателей Гадамер подписал «Заявление профессоров немецких университетов и вузов о поддержке Адольфа Гитлера и национал-социалистического государства». В отличие от Мартина Хайдеггера, который стал членом Нацистской партии в мае 1933 года и продолжал им быть до окончания Второй мировой войны, Гадамер не был политически активен в период Третьего рейха. Вопрос об отношении Гадамера к нацистской власти является спорным до сих пор, он обсуждается в работах Ричарда Вулина и Терезы Ороско.
С 1939 по 1947 год - профессор в Лейпцигском университете, одновременно директор его института философии, также в 1946 году - декан философского факультета, а в 1946-1947 годах - ректор университета.
С 1947 по 1949 год возглавлял кафедру философии в университете Франкфурта-на-Майне. Затем, в 1949 году, занял кафедру в университете Гейдельберга, которой руководил Карл Ясперс. Основал в 1953 году журнал «Philosophische Rundschau». С 1962 по 1966 год возглавлял Немецкое философское общество.
После выхода на пенсию (1968, эмерит) преподавал в качестве приглашенного профессора в университетах США (до 1989 года). В 1968-1972 годах президент Гейдельбергской академии наук.
11 февраля 2000 года в Гейдельбергском университете торжественной церемоний и конференцией отметили юбилей Гадамера - ему исполнилось 100 лет. Летом 2001 года Гадамер последний раз в своей жизни принял участие в академическом мероприятии - это был ежегодный симпозиум по герменевтике, организованный двумя его американскими студентами. 13 марта 2002 года Гадамер скончался в университетской клинике Гейдельберга в возрасте 102 лет. Он похоронен на кладбище Кепфиль в Зигельхаузене.
Член академий наук Лейпцига, Гейдельберга, Афин, Будапешта (почетный член Венгерской академии наук с 1983), Брюсселя, Рима, Турина и Лондона, почетный член немецкой академии творчества в Дармштадте и американской академии изящных искусств в Бостоне. Почетный доктор Оттавского и Макмастерского университетов (Канада), Католического университета Америки (США), Бамбергского, Лейпцигского, Марбургского, Тюбингенского университетов (ФРГ), Карлова университета (Чехия), Вроцлавского университета (Польша), СПбГУ (2000, Россия). Почетный профессор МГУ (2000).
Обложки
ханс георг гадамер на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Гадамер Ханс Георг
Обложка 1
  • Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. (Wahrheit und methode. Grundzuge einer philosophischen Hermeneutik) [Djv-10.0M] [Pdf-22.2M] Автор: Ханс Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer). Научно-теоретическая литература. Перевод с немецкого: М.А. Журинская, С.Н. Земляной, A.A. Рыбаков, И.Н. Бурова. Общая редакция и вступительная статья Б.Н. Бессонова. Художник А.М. Ефремов.
    (Москва: Издательство «Прогресс»: Редакция литературы по гуманитарным наукам, 1988)
    Скан: ???, OCR, обложки: nau, обработка, формат Djv, Pdf: waleriy, 2019
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Герменевтика. История и современность (Б. Бессонов) (5).
      Введение (38).
      Часть первая. ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ В ПРИМЕНЕНИИ К ПОЗНАНИЮ ИСКУССТВА
      I. Расширение эстетического измерения в область трансцендентного (44).
      1. Значение гуманистической традиции для гуманитарных наук (44).
      2. Субъективация эстетики в кантовской критике (85).
      3. Возвращение проблемы истинности искусства (126).
      a) Спорность эстетического образования (126).
      b) Критика абстракции эстетического сознания (134).
      II. Онтология произведения искусства и ее герменевтическое значение (147).
      1. Игра как путеводная нить онтологической экспликации (147).
      2. Следствия для эстетики и герменевтики (181).
      Часть вторая. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОПРОСА ОБ ИСТИНЕ НА ПОНИМАНИЕ В НАУКАХ О ДУХЕ
      I. Историческая преамбула (221).
      1. Сомнительность романтической герменевтики и ее применение к исторической науке (221).
      2. Вовлеченность Дильтея в апории историзма (267).
      3. Преодоление феноменологией теоретико-познавательной постановки вопроса (293).
      II. Основные черты теории герменевтического опыта (317).
      1. Возвышение историчности понимания до герменевтического принципа (317).
      2. Возвращение к основной герменевтической проблеме (364).
      3. Анализ действенно-исторического сознания (403).
      Часть третья. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ ГЕРМЕНЕВТИКИ НА ПУТЕВОДНОЙ НИТИ ЯЗЫКА
      1. Язык как среда герменевтического опыта (446).
      2. Формирование понятия «язык» в истории европейской мысли (471).
      3. Язык как горизонт герменевтической онтологии (508).
      Экскурс I (567).
      Экскурс II (571).
      Экскурс III (574).
      Экскурс IV (575).
      Экскурс V (576).
      Экскурс VI (577).
      Герменевтика и историзм (580).
      Послесловие (615).
      Примечания (647).
      Именной указатель (692).
Аннотация издательства: Книга известного западногерманского философа Х.-Г. Гадамера (р. 1900) посвящена одному из распространенных сегодня в западной мысли философских направлений - герменевтике - теории понимания и интерпретации текстов, исторических памятников и феноменов культуры. В ней дается основополагающее для всей современной герменевтики изложение ее истории, систематика принципов и проблем, намечены выходы герменевтики в методологии гуманитарных наук.
Рекомендуется философам, социологам, историкам культуры, всем интересующимся проблемами развития познания.
Обложка 2