«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Гадамер Ханс Георг

Ханс Георг Гадамер 165k

(Hans-Georg Gadamer)

(11.02.1900 - 13.03.2002)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Ханс-Георг Гадамер (нем. Hans-Georg Gadamer; 11 февраля 1900 года, Марбург - 13 марта 2002 года, Гейдельберг) - немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики». Главный труд - «Истина и метод. Основы философской герменевтики» (Wahrheit und Methode. Grundzuge einer philosophischen Hermeneutik, 1960).
Родился в протестантской семье. Его мать, Эмма Каролина Йоханна Гейзе (1869-1904), умерла от диабета, когда Хансу-Георгу было только четыре года. Позже он говорил, что это повлияло на его решение не заниматься естественными науками. Он вырос в Бреслау, где его отец, Йоханнес Гадамер (1867-1928), был профессором фармацевтики в местном университете, после возглавивший кафедру в Марбурге. Отец настаивал на том, чтобы он занимался естественными науками, но Ханс-Георг больше интересовался гуманитарными и сопротивлялся стремлению отца. По причине слабого здоровья (полиомиелит) Гадамер не призывался в армию и не участвовал ни в Первой, ни во Второй мировых войнах.
Ханс-Георг учился философии, германистике и теории литературы в университетах Бреслау (с 1918) и затем Марбурга, куда они с отцом переехали в 1919 году. В университете Бреслау Гадамер начинает изучать классическую филологию и философию под руководством Ричарда Хенингсвальда. В Маргбурге учится под руководством профессоров-неокантианцев Пауля Наторпа (его научный руководитель) и Николая Гартмана. В 1922 году в Марбурге он защитил диссертацию под руководством Пауля Наторпа.
Вскоре после этого Гадамер переходит во Фрайбургский университет и в 1923 году знакомится там с Мартином Хайдеггером, подающим надежды молодым ученым, который еще не стал профессором. В дальнейшем Хайдеггер окажет на него значительнейшее влияние. Они сближаются с Хайдеггером, и когда тот получил место в Марбургском университете, Гадамер последовал за ним туда, где он стал частью группы таких студентов, как Ханна Арендт, Лео Штраус и Карл Левит. Под влиянием Хайдеггера он отошел от раннего влияния неокантианства Пауля Наторпа и Николая Гартмана. В Марбурге Гадамер изучал Аристотеля под руководством Гуссерля и Хайдеггера. В Марбурге Гадамер дополнил свое образование изучением классической филологии (1924-1927). В 1929 году он под руководством Хайдеггера защитил диссертацию о платоновском «Филебе». С того же года преподавал философию в Марбургском университете, с 1937 года профессор. В НСДАП не состоял, однако состоял в Нацистском союзе учителей (с 1933 года). 11 ноября 1933 года вместе с более чем 900 ученых и преподавателей Гадамер подписал «Заявление профессоров немецких университетов и вузов о поддержке Адольфа Гитлера и национал-социалистического государства». В отличие от Мартина Хайдеггера, который стал членом Нацистской партии в мае 1933 года и продолжал им быть до окончания Второй мировой войны, Гадамер не был политически активен в период Третьего рейха. Вопрос об отношении Гадамера к нацистской власти является спорным до сих пор, он обсуждается в работах Ричарда Вулина и Терезы Ороско.
С 1939 по 1947 год - профессор в Лейпцигском университете, одновременно директор его института философии, также в 1946 году - декан философского факультета, а в 1946-1947 годах - ректор университета.
С 1947 по 1949 год возглавлял кафедру философии в университете Франкфурта-на-Майне. Затем, в 1949 году, занял кафедру в университете Гейдельберга, которой руководил Карл Ясперс. Основал в 1953 году журнал «Philosophische Rundschau». С 1962 по 1966 год возглавлял Немецкое философское общество.
После выхода на пенсию (1968, эмерит) преподавал в качестве приглашенного профессора в университетах США (до 1989 года). В 1968-1972 годах президент Гейдельбергской академии наук.
11 февраля 2000 года в Гейдельбергском университете торжественной церемоний и конференцией отметили юбилей Гадамера - ему исполнилось 100 лет. Летом 2001 года Гадамер последний раз в своей жизни принял участие в академическом мероприятии - это был ежегодный симпозиум по герменевтике, организованный двумя его американскими студентами. 13 марта 2002 года Гадамер скончался в университетской клинике Гейдельберга в возрасте 102 лет. Он похоронен на кладбище Кепфиль в Зигельхаузене.
Член академий наук Лейпцига, Гейдельберга, Афин, Будапешта (почетный член Венгерской академии наук с 1983), Брюсселя, Рима, Турина и Лондона, почетный член немецкой академии творчества в Дармштадте и американской академии изящных искусств в Бостоне. Почетный доктор Оттавского и Макмастерского университетов (Канада), Католического университета Америки (США), Бамбергского, Лейпцигского, Марбургского, Тюбингенского университетов (ФРГ), Карлова университета (Чехия), Вроцлавского университета (Польша), СПбГУ (2000, Россия). Почетный профессор МГУ (2000).
:
...




  • Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. (Wahrheit und methode. Grundzuge einer philosophischen Hermeneutik) [Djv-10.0M] [Pdf-22.2M] Автор: Ханс Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer). Научно-теоретическая литература. Перевод с немецкого: М.А. Журинская, С.Н. Земляной, A.A. Рыбаков, И.Н. Бурова. Общая редакция и вступительная статья Б.Н. Бессонова. Художник А.М. Ефремов.
    (Москва: Издательство «Прогресс»: Редакция литературы по гуманитарным наукам, 1988)
    Скан: ???, OCR, обложки: nau, обработка, формат Djv, Pdf: waleriy, 2019
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Герменевтика. История и современность (Б. Бессонов) (5).
      Введение (38).
      Часть первая. ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ В ПРИМЕНЕНИИ К ПОЗНАНИЮ ИСКУССТВА
      I. Расширение эстетического измерения в область трансцендентного (44).
      1. Значение гуманистической традиции для гуманитарных наук (44).
      2. Субъективация эстетики в кантовской критике (85).
      3. Возвращение проблемы истинности искусства (126).
      a) Спорность эстетического образования (126).
      b) Критика абстракции эстетического сознания (134).
      II. Онтология произведения искусства и ее герменевтическое значение (147).
      1. Игра как путеводная нить онтологической экспликации (147).
      2. Следствия для эстетики и герменевтики (181).
      Часть вторая. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОПРОСА ОБ ИСТИНЕ НА ПОНИМАНИЕ В НАУКАХ О ДУХЕ
      I. Историческая преамбула (221).
      1. Сомнительность романтической герменевтики и ее применение к исторической науке (221).
      2. Вовлеченность Дильтея в апории историзма (267).
      3. Преодоление феноменологией теоретико-познавательной постановки вопроса (293).
      II. Основные черты теории герменевтического опыта (317).
      1. Возвышение историчности понимания до герменевтического принципа (317).
      2. Возвращение к основной герменевтической проблеме (364).
      3. Анализ действенно-исторического сознания (403).
      Часть третья. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ ГЕРМЕНЕВТИКИ НА ПУТЕВОДНОЙ НИТИ ЯЗЫКА
      1. Язык как среда герменевтического опыта (446).
      2. Формирование понятия «язык» в истории европейской мысли (471).
      3. Язык как горизонт герменевтической онтологии (508).
      Экскурс I (567).
      Экскурс II (571).
      Экскурс III (574).
      Экскурс IV (575).
      Экскурс V (576).
      Экскурс VI (577).
      Герменевтика и историзм (580).
      Послесловие (615).
      Примечания (647).
      Именной указатель (692).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга известного западногерманского философа Х.-Г. Гадамера (р. 1900) посвящена одному из распространенных сегодня в западной мысли философских направлений - герменевтике - теории понимания и интерпретации текстов, исторических памятников и феноменов культуры. В ней дается основополагающее для всей современной герменевтики изложение ее истории, систематика принципов и проблем, намечены выходы герменевтики в методологии гуманитарных наук.
Рекомендуется философам, социологам, историкам культуры, всем интересующимся проблемами развития познания.