«И» «ИЛИ»
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Дмитриев Юрий Арсеньевич (искусствовед)

Юрий Арсеньевич Дмитриев 441k

-

(03.12.1911 - 22.08.2006)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Юрий Арсеньевич Дмитриев (3 декабря 1911, Москва - 22 августа 2006, Москва) - советский и российский театровед, театральный критик, искусствовед. Доктор искусствоведения (1951), профессор (1952), заслуженный деятель искусств РСФСР (1990).
Литературную деятельность Юрий Дмитриев начал в 1929 году рабочим корреспондентом. Работал телефонным монтером, а в свободное время писал о цирковых представлениях, эстрадных концертах и театральных премьерах. Увлечение зрелищными искусствами привело его в Государственный институт театрального искусства - ГИТИС (ныне РАТИ), который он окончил в 1935 году. Затем поступил в аспирантуру ГИТИСа, начал читать лекции по истории русского театра. В 1931-1938 годах, не оставляя учебу, работал сотрудником Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий. В 1941-1942 годах был заместителем начальника Главного управления цирков, директором Государственного училища циркового искусства, в 1942-1943 годах - художественным руководителем Московского цирка.
Кроме ГИТИСа, Дмитриев преподавал в Театральном училище им. Щукина, где у него учились Евгений Симонов, Михаил Ульянов, Юрий Любимов, Владимир Этуш, Юлия Борисова. Педагогическую деятельность Юрий Дмитриев сочетал с научной. C 1944 года работал в Институте истории искусств АН СССР, с 1964 года - заведующим сектором театра, с 1990 года - главным научным сотрудником. В 1951 году защитил докторскую диссертацию по истории русского цирка. Юрий Дмитриев был крупным специалистом не только в области русского цирка и русской эстрады, но и русского театра. «Малый театр и его рыцарь Юрий Дмитриев» - так назвал Юрий Соломин вступительную статью к исследованию «Государственный академический Малый театр».
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
:
Вадим Ершов...
AAW, bolega...
СПИСОК НЕКОТОРЫХ ИЗДАНИЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ:
...



  • Дмитриев Ю.А. Русский цирк. [Djv-31.1M] [Pdf-59.9M] Автор: Юрий Арсеньевич Дмитриев. Художник: Б. Шварц.
    (Москва: Государственное издательство «Искусство», 1953)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2025
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      ВВЕДЕНИЕ (3).
      ИСТОКИ РУССКОГО ЦИРКА (9).
      Скоморохи (9).
      Истоки конного цирка (21).
      НАЧАЛО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИРКА В РОССИИ (25).
      Цирковые зрелища на народных гуляньях (25).
      Стационарные цирки (61).
      ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЦИРКА (1860-1900) (85).
      Цирки в провинции и в столицах (85).
      Клоуны Анатолий и Владимир Дуровы, их последователи и противники (109).
      Наездники, акробаты, гимнасты, дрессировщики (172).
      ЦИРКИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (1900-1917) (188).
      Виталий Лазаренко и творческая борьба в области клоунады (195).
      Физкультурно-спортивные жанры цирка (217).
      Номера иллюзионистов (245).
      Быт и первые профессиональные организации русских цирковых артистов (249).
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ (261).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Цирк любят. Каждый вечер его гостеприимные, ярко освещенные ярусы от верха до низа заполняются публикой. И тысячи непохожих друг на друга людей в одном вздохе передают свое волнение, когда наверху, под самым куполом, исполняют упражнения отважные гимнасты. Общий веселый смех раздается в ответ на удачную шутку клоунов. Это старинное народное искусство, насчитывающее много веков жизни, продолжает цвести неувядаемой юностью.
  • Дмитриев Ю.А. Советский цирк. Очерки истории 1917-1941. [Djv-43.9M] [Pdf-85.0M] Автор: Юрий Арсеньевич Дмитриев. Оформление художника Д.З. Фишкина. Фотографии из коллекции А.М. Волошина.
    (Москва: Издательство «Искусство», 1963)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2025
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Вступление (7).
      ПЕРВЫЕ ГОДЫ (1917-1922).
      Глава первая. Цирки становятся государственными (19).
      Глава вторая. На арене столичных цирков (28).
      Глава третья. Поиски новых путей (42).
      Глава четвертая. Виталий Лазаренко и другие клоуны московских цирков (54).
      Глава пятая. Владимир Леонидович Дуров (70).
      Глава шестая. Петроградский коллектив цирковых артистов (74).
      Глава седьмая. Цирки в провинции (77).
      Глава восьмая. Артисты цирка на фронтах гражданской войны (85).
      УТВЕРЖДЕНИЕ СТИЛЯ (1922-1929).
      Глава первая. Трудные и радостные годы (91).
      Глава вторая. Первый сезон по новому курсу (103).
      Глава третья. На арене Петроградского цирка (110).
      Глава четвертая. Иностранные гастролеры на аренах советских цирков (116).
      Глава пятая. Клоуны (135).
      Виталий Лазаренко (137).
      Братья Таити и семейство Лавровых (147).
      В жанре «Бим-Бом» (152).
      Клоуны-буфф (156).
      Клоуны у ковра (163).
      Анатолий Анатольевич Дуров и Михаил Золло (167).
      Глава шестая. Вильямс Труцци и другие мастера конного цирка (170).
      Глава Седьмая. Номера советского цирка разных жанров (179).
      Глава восьмая. Цирки в провинции (183).
      Глава девятая. Деревенские цирки (188).
      НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ (1929-1941).
      Глава первая. Организационно-художественные проблемы развития советского цирка (195).
      Глава вторая. В творческих спорах рождалась истина (205).
      Глава третья. Училище цирковою искусства (217).
      Глава четвертая. Пантомима в цирке (227).
      «Черный пират» (228).
      «Махновщина» (232).
      «Москва горит» (241).
      «Индия в огне» (250).
      «Шамиль» (254).
      «Тайга в огне» (255).
      «Люди морского дна» (258).
      Детские постановки (260).
      Глава пятая. Режиссура в цирке (262).
      Глава шестая. Клоуны (269).
      Владимир Леонидович Дуров (269).
      Владимир Григорьевич Дуров и Юрий Владимирович Дуров (279).
      Д.С. Альперов, его партнеры и другие клоуны-буфф (284).
      Глава седьмая. Клоуны у ковра (289).
      Павел Алексеевич (289).
      Карандаш (290).
      Мусин (300).
      Николай и Константин Берманы (301).
      Иван Иванович и Сенечка Редькин, Г.Г. Мишевский, И.Л. Байда, С.Я. Курепов (302).
      Другие клоуны (304).
      Куплетисты и фельетонисты (307).
      Глава восьмая. Аттракционы (310).
      Укротители и дрессировщики (311).
      Фокусники (323).
      Большие групповые номера (327).
      Глава девятая. Советские артисты разных жанров (335).
      Акробаты-прыгуны (335).
      Силовые акробаты (345).
      Гимнасты (349).
      Канатоходцы (355).
      Эквилибристы (357).
      Жонглеры (365).
      Велосипедисты (369).
      Конные номера (370).
      Оригинальные цирковые номера (373).
      Номера советских национальных республик (375).
      Заключение (379).
      Указатель имен (381).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Зрители Парижа, Берлина, Токио, Буэнос-Айреса, Праги, Пекина, Лондона, Улан-Батора, Афин, Бухареста, Варшавы, Будапешта и многих других городов аплодировали советскому цирку.
Слава!
Но каким трудным был путь, пока добрались до его сияющих вершин! Вот об этом пути и о тех, кто шел по нему, отдавая самое дорогое, что у них было, - огонь своего сердца, о деятелях советского цирка и о тех, кто помогал им на трудной дороге, написано в этой книге. Здесь рассказано о первом поколении советских цирковых артистов. В общем деле строительства социалистической культуры они сделали большое дело, и если сегодня наш цирк добился международного признания, то в этом немалая доля их труда и таланта.
  • Дмитриев Ю.А. Цирк в России. От истоков до 1917 года. [Djv-26.6M] [Pdf-61.7M] Автор: Юрий Арсеньевич Дмитриев. Художник: М.Н. Федотов.
    (Москва: Издательство «Искусство», 1977. - Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2025
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Вступительное слово (5).
      ИСТОКИ ЦИРКА (9).
      Скоморохи (9).
      Шуты (19).
      СТАНОВЛЕНИЕ ЦИРКА (24).
      Конные искусники (24).
      Эквилибристы и акробаты (34).
      У истоков клоунады (38).
      Полустационарные и стационарные цирки (44).
      ЧАСТНЫЕ ЦИРКИ, ИМПЕРАТОРСКИЙ ЦИРК (57).
      Организационные вопросы (57).
      Репертуар (60).
      Конкурентная борьба между А. Гверрой и Ж. Лежаром. Открытие казенного цирка (67).
      Пантомимы (88).
      Представления в Москве и Петербурге после ликвидации императорского цирка (91).
      Цирки в провинции (93).
      ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА (95).
      Силачи, эквилибристы, акробаты, гимнасты (95).
      Зверинцы (99).
      Фокусники (101).
      ЦИРК НА НАРОДНЫХ ГУЛЯНЬЯХ (105).
      Панорама гуляний (105).
      Арлекинады (112).
      Русские артисты в балаганах (116).
      Медвежатники и их питомцы (118).
      Деды и паяцы (119).
      Паноптикумы (122).
      ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО ВО ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ (124).
      Общие тенденции развития (124).
      Балаганы (129).
      Цирки 80-90-х годов (135).
      ЦИРКИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА (151).
      Общие черты и различия (151).
      Цирк Сципионе Чинизелли (153).
      Цирк Альберта Саламонского (165).
      Цирк братьев Никитиных (169).
      Цирк Максимилиано Труцци (174).
      Цирк Вильгельма Сура (176).
      Пантомима (179).
      Конные номера (185).
      Клоуны (190).
      Анатолий и Владимир Дуровы (207).
      Акробаты, эквилибристы, гимнасты, жонглеры (220).
      Спорт в цирке (228).
      Укротители и дрессировщики (236).
      Фокусники (241).
      Цирковые номера народов Кавказа и Средней Азии (244).
      Быт цирковых артистов (246).
      КРИЗИС ЦИРКА (251).
      Организационные вопросы (251).
      Общий обзор цирковых программ накануне Октября (261).
      Цирковая пантомима (275).
      Клоуны (282).
      Анатолий Леонидович Дуров (301).
      Владимир Леонидович Дуров (307).
      Виталий Лазаренко (314).
      Кризис конного жанра (321).
      Спортивные номера (333).
      Дрессированные звери на арене (352).
      Расцвет цирковой борьбы (356).
      Цирк ужасов и чудес (368).
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ (378).
      ПРИМЕЧАНИЯ (380).
      УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН (397).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга рассказывает об истории и развитии циркового искусства в России от истоков до 1917 г., о возникновении и утверждении цирковых жанров, постановках пантомим, о выдающихся мастерах и рядовых артистах.