Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Мариэтта Омаровна Чудакова 281k

-

(02.01.1937)

Энциклопедия фантастики: Рус. сов. критик, ученый-литературовед, прозаик. Род. в Москве, окончила филол. ф-т МГУ. Д-р филол. наук. Первая НФ публикация - «Пространство жизни» (1969). Чл. СП. Живет в Москве.
Известность Ч.-литературоведу и архивисту принесли ее фундаментальные работы, посвященные жизни и тв-ву мн. сов. авторов. Для исследователя НФ особый интерес вызывает основополагающая биогр. М. Булгакова - «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988), а также отчасти - монография о тв-ве Ю. Олеши - «Мастерство Юрия Олеши» (1972). Кроме того, отд. статьи Ч. посвящены истории создания романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - «Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1976), тв-ву М. Козырева - «Русский сатирик Михаил Козырев» (1990), и Е. Замятину - «Еретик, или Матрос на мачте. О творчестве Е. Замятина» (1988), и ряд др. публикаций.
Ч. является автором всего двух НФ р-зов. В основу р-за-дебюта положена ориг. идея «жизни в пространстве, а не во времени»; кроме того, Ч. написала еще р-з «Тихий старик» (1979).
.
. «мариэтта омаровна чудакова» на страницах библиотеки упоминается 2 раза: .
. .
. .
  • Чудакова М.О. Беседы об архивах. [Djv- 3.5M] [Txt- 168k] Художники А. Колли, И. Чураков.
    (Москва: Издательство «Молодая гвардия», 1975. - Серия «Эврика»)
    Скан, OCR, обработка, формат Txt: Pirat, 2002; Скан, обработка, формат Djv: ???, 2008
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ЗАПЕЧАТЛЕННОЕ ВРЕМЯ
      Мы ежедневно распределяем поток своих мыслей по трем направлениям: прошлое, настоящее, будущее.
      Архивы? Какие-нибудь денежные ведомости, документы.
      ...Приведенное в порядок собрание документов, образовавшихся в процессе деятельности организаций или отдельных лиц.
      Как же определить - ценные это бумаги или нет?
      И все-таки, что же такое архив?
      Итак, девиз архивистов - сомневайся во всем?
      Каким же образом формируется то, что становится в конце концов архивом?
      А как быть с перепиской близких людей?
      А кто издавал прежние адрес-календари?
      РУКОПИСИ ГОВОРЯТ
      Так ли необходима рукопись, когда есть печатный текст и хорошо выверенный?
      Разные рукописи в разной степени запечатлевают путь творческой мысли.
      Читая изо дня в день только от руки написанное, да еще сотнями разных людей, нельзя ли определять их характеры по почерку?
      «Сегодня мне кажется, что в будущем эти письма не будут мне интересны...».
      Где же хранились архивы людей, не состоявших на государственной службе, - писателей, ученых?
      Путь архивных документов туда, где предстоит им храниться вечно, бывает неожиданно долог.
      Сейчас в нашей стране более 200 учреждений хранит и собирает личные архивы.
      Трудно представить, что именно все-таки нужно сохранять и как долго.
      «ПИШИТЕ ПИСЬМА!»
      Ваше письмо. Вот только будет ли оно написано?
      Вероятнее всего, заменится двумя-тремя телефонными разговорами.
      А зачем, например, писать письмо человеку, если живешь с ним в одном городе?
      «Письмовники». Писание писем почиталось важным делом.
      Несомненно, что к писанию писем необходимо приучать с детства, вырабатывая и эту привычку среди прочих других.
      Письмо... Здесь нерасчлененный ход нашей текущей жизни расчленен собственной нашей мыслью, словом, волей.
      Неужели, садясь за письмо, человек должен чувствовать, что он работает для вечности?
      Понятнее всего, по-видимому, обращение к дневниковой форме у будущего писателя.
      Какой же прок будущему историку в том, что он натолкнется в дневнике на факт, отраженный в печатных источниках?
      ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ
      Как выбрать нужное в той огромного объема информации, которая покоится в архивах и все прибывает, прибывает в них?
      Положение человека, приступающего к мемуарам, во многом затруднительней, чем у автора дневника.
      В тридцатые-сороковые годы минувшего века всем было известно имя Павла Васильевича Анненкова.
      Представим себе человека, еще не разрешившего своих сомнений относительно ценности собственного скромного жизненного опыта.
      Все, что вы знаете, что видели, что пережили, чему были свидетелями.
      Когда же, в какой день или час берутся люди за мемуары?
Аннотация издательства: Новая книга советского литературоведа посвящена рассказу об архивах, о пафосе архивоведческой работы, о долге каждого гражданина не только собирать, но и создавать архивы.
.
  • Чудакова М.О. Беседы об архивах. [Djv- 3.5M] 2-е издание, исправленное. Художник А. Колли.
    (Москва: Издательство «Молодая гвардия», 1980. - Серия «Эврика»)
    Скан: bookoman, обработка, формат Djv: altruist, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      ЗАПЕЧАТЛЕННОЕ ВРЕМЯ
      Мы ежедневно распределяем поток своих мыслей по трем направлениям: прошлое, настоящее, будущее (4).
      Архивы? Какие-нибудь денежные ведомости, документы (7).
      ...Приведенное в порядок собрание документов, образовавшихся в процессе деятельности организаций или отдельных лиц (12).
      Как же определить - ценные это бумаги или нет? (18).
      И все-таки что же такое архив? (30).
      Итак, девиз архивистов - сомневайся во всем? (34).
      Каким же образом формируется то, что становится в конце концов архивом? (38).
      А как быть с перепиской близких людей? (50).
      А кто издавал прежние адрес-календари? (54).
      РУКОПИСИ ГОВОРЯТ
      Так ли необходима рукопись, когда есть печатный текст и хорошо выверенный? (64).
      Разные рукописи в разной степени запечатлевают путь творческой мысли (69).
      Читая изо дня в день только от руки написанное, да еще сотнями разных людей, нельзя ли определять их характеры по почерку? (77).
      Но для биографии писателя важны, наверное, не только рукописи его произведений (80).
      «Сегодня мне кажется, что в будущем эти письма не будут мне интересны (85).
      Где же хранились архивы людей, не состоявших на государственной службе, - писателей, ученых? (96).
      Путь архивных документов туда, где предстоит им храниться вечно, бывает неожиданно долог (100).
      Сейчас в нашей стране более 200 учреждений хранит и собирает личные архивы (105).
      А собираются ли сегодня архивы людей «обыкновенных»? (109).
      «ПИШИТЕ ПИСЬМА!»
      Ваше письмо. Вот только будет ли оно написано? Вероятнее всего, заменится двумя-тремя телефонными разговорами (120).
      А зачем, например, писать письмо человеку, если живешь с ним в одном городе? (123).
      «Письмовники». Писание писем почиталось важным делом (129).
      Несомненно, что к писанию писем необходимо приучать с детства (135).
      Письмо. Здесь нерасчлененный ход нашей текущей жизни расчленен собственной нашей мыслью, словом, волей (138).
      Неужели, садясь за письмо, человек должен чувствовать, что он работает для вечности? (142).
      Понятнее всего, по-видимому, обращение к дневниковой форме у будущего писателя (149).
      Какой же прок будущему историку в том, что он натолкнется в дневнике на факт, отраженный в печатных источниках? (162).
      ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ
      Как выбрать нужное в той огромного объема информации, которая покоится в архивах и все прибывает, прибывает в них? (168).
      Положение человека, приступающего к мемуарам, во многом затруднительней, чем у автора дневника... (174).
      В тридцатые-сороковые годы минувшего века всем было известно имя Павла Васильевича Анненкова (182).
      Представим себе человека, еще не разрешившего своих сомнений относительно ценности собственного скромного жизненного опыта (193).
      Все, что вы знаете, что видели, что пережили, чему были свидетелями (199).
      Когда же, в какой день или час берутся люди за мемуары? (206).
Аннотация издательства: Книга знакомит с увлекательным трудом собирания писем, рукописей, архивов общественных деятелей, писателей и ученых, уникальных коллекций. Особое внимание уделено задаче сохранения документов сегодняшнего дня.
.
  • Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. [Doc- 965k] 2-е издание, дополненное. Вступительная статья Фазиля Искандера.
    (Москва: Издательство «Книга», 1988. - Серия «Писатели о писателях»)
    Скан, OCR, обработка, формат: Andy, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Фазиль Искандер. Уроки мужества (5).
      Предисловие автора (7).
      Глава первая. Киевские годы: семья; гимназия и университет. Война. Медицина. Революция (14).
      Глава вторая. Первые московские годы (149).
      Глава третья. Театральное пятилетие (1925-1929) (317).
      Глава четвертая. Годы кризиса (1929-1931) (403).
      Глава пятая. Возвращение к роману. Новые пьесы и надежды (1932-1935) (491).
      Глава шестая. Новый крах. «Что ж, либретто так либретто!» (575).
      Глава седьмая. «Последний закатный роман». Последняя пьеса (1938-1940) (613).
      Примечания (652).
Аннотация издательства: Первая научная биография выдающегося советского писателя М.А. Булгакова - плод многолетней работы автора. Множество документов, свидетельств современников писателя дали возможность автору не только скрупулезно воссоздать вехи жизни Булгакова, но и его творческий облик. Книга написана в яркой художественно-публицистической манере. Жизнь писателя дастся на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни.
Для широкого круга читателей.
.
  • Чудакова М.О. Мирные досуги инспектора Крафта. [Doc- 163k] Фантастические рассказы и попутно.
    (Москва: ОГИ, 2005. - ОГИ жанр)
    Скан, OCR, обработка, формат: Andy, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      МИРНЫЕ ДОСУГИ ИНСПЕКТОРА КРАФТА
      Убийца
      Развилка
      Любить без памяти
      Лебединое озеро
      Тихий старик. (1979) Фантастический рассказ
      Происшествие в лесу
      ...И ПОПУТНО
      Гимнастический снаряд для интеллекта
      Свой инопланетянин
      Станислав Лем в умах и сердцах жителей исчезнувшей страны
      Фантастика Булгакова, или Воланд и Старик Хоттабыч
      Первые публикации
Аннотация издательства: Мариэтта Омаровна Чудакова известна читателю прежде всего как историк литературы XX века, исследователь творчества и первый биограф М. Булгакова. И мало кто знает, что она также автор фантастических новелл, объединенных в цикл «Мирные досуги инспектора Крафта». Между тем некоторые новеллы стали широко известны по журнальным публикациям и переведены на многие европейские языки.
.