|
(George Gordon Byron)
(22.01.1788 - 19.04.1824)
Большая советская энциклопедия: Байрон (Byron) Джордж Ноэл Гордон (22.1.1788, Лондон, - 19.4.1824, Миссолунги, Греция), английский поэт-романтик, сыгравший выдающуюся роль в общественной жизни Европы как смелый борец против политической и идеологической реакции в годы Священного союза. Принадлежал к знатному роду. Учился в Кембриджском университете. В 1807 опубликовал сборник «Часы досуга», сатирическую поэму «Английские барды и шотландские обозреватели» (изд. 1809), направленную против реакционных романтиков. С марта 1809 Б. член палаты лордов. В 1812 вышли две первые песни поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», где воссозданы этапы путешествия Б. по Бл. Востоку и Юж. Европе. Герой поэмы - яркий образ разочарованного в жизни молодого человека, скорбящего о крахе идеалов и об отсутствии свободы. Речь Б. в палате лордов 27 февраля 1812 была посвящена рабочим-луддитам и прозвучала как грозное обвинение господствующих классов Англии. В «Оде авторам билля» (1812) Б. выступил против закона о казни за разрушение машин. В обстановке политической реакции 1813- 1816 трагическое мироощущение Б. углубляется, что отражено в его лирике и поэмах т.н. восточного цикла: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816), «Паризина» (1816). Герои этих поэм - люди, порвавшие со своей средой, вставшие на путь непримиримой борьбы, мести, даже преступлений. Покинув Англию в 1816, Б. поселился в Швейцарии на берегу Женевского озера; встретившись здесь с П.Б. Шелли, стал его другом. Настроение Б. этого периода нашло выражение в поэме «Шильонский узник» (1816). Олицетворением бесстрашия и свободолюбия явился образ Прометея (стих. «Прометей»). Герой философско-символической поэмы «Манфред» (1817) презирает власть, успех, порывает с религией; однако индивидуализм сказывается в его характере еще сильнее, чем у героев восточных поэм. В 1817-20 Б. жил в Венеции. С глубоким сочувствием отнесся он к судьбе итальянского народа, страдавшего под игом Австрии. В эти годы написаны поэмы «Жалоба Тассо» (1817), «Мазепа» (1818), 3-я и 4-я песни «Чайльд Гарольда» (1816-17), где сказалась вера Б. в силы народа. «Песня для луддитов» (опубл. 1830) - отклик на новую волну рабочего движения. В 1818 написана поэма «Беппо», знаменующая возникновение нового вида сатиры в творчестве Б. В стихотворении «Ода к Венеции» (1818) и политической поэме «Пророчество Данте» (1819) Б. призывал итальянцев бороться за объединение Италии, национальную независимость и свободу. В 1820-21 жил в Равенне, где стал деятельным членом организации карбонариев. В трагедиях «Марино Фальеро, дож Венеции» (изд. 1821), «Сарданапал» (1821), «Двое Фоскари» (1821) одной из причин гибели героев является их оторванность от народа. В философско-символической драме «Каин» (1821) герой-бунтарь, усомнившийся во всеблагости бога, возмущен униженностью и страданиями человека. В Пизе Б. создает драматическую трилогию на библейский сюжет «Небо и земля» (закончена только 1-я часть), семейно-психологическую драму «Вернер» (1822), поэму «Остров» (1823). Поэма «Видение суда» (1822) - пародия на одноименную поэму Р. Саути, прославлявшую умершего короля Георга III. В сатире «Ирландская аватара» (1821, полн. издание 1831) Б., описывая торжественную встречу, устроенную Георгу IV в Дублине, клеймит ирландцев за раболепие и забвение национальной чести. Поводом для политической сатиры «Бронзовый век» (1823) послужил конгресс Священного союза в Вероне (1822), принявший решение подавить революционное движения в Европе. В Пизе и Генуе Б. продолжал работать над стихотворным романом, начатым в 1818, - «Дон Жуан» (16 глав или песен; 17-я незаконч.). Рисуя экзотические картины и романтические приключения героя, Б. вместе с тем выступил как обличитель современного общества. Вместо характерной для него прежде проблемы «человек и мир» в «Дон Жуане» возникает проблема «человек и среда», приближающая Б. к реализму. В июле 1823 Б. отправился в Грецию, чтобы принять участие в освободительной борьбе греческих патриотов против турецкого ига. В декабре 1823 он достиг г. Миссолунги, где заболел лихорадкой и умер. Героической борьбе греков Б. посвятил стихи «Песнь к сулиотам», «Из дневника в Кефалонии», «Последние слова о Греции». Память его была отмечена в Греции народным трауром. Поэтическая страстность, глубокий лиризм, идейная смелость, выразительность образов сделали Б. одним из любимейших поэтов в Европе 19 в. Влияние, оказанное Б. на всю мировую, в т.ч. русскую, литературу, очень велико. С именем Б. связано общественное умонастроение в европейской литературе начала 19 в. под названием байронизм. Противоречивостью мировоззрения Б. обусловлено то, что с этим умонастроением ассоциировались индивидуализм, подчеркнутая разочарованность в общественной жизни, особый интерес к диким, экзотическим странам, но также бунтарский дух, свободолюбие, готовность бороться на стороне угнетенных народов. Высокую оценку получило творчество Б. у русских писателей и критиков.
: ... |
|