«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Бадер Отто Николаевич (ученый-археолог)

Отто Николаевич Бадер 320k

-

(29.06.1903 - 02.04.1979)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Отто Николаевич Бадер (16 июня 1903, Гадячский уезд, Полтавская губерния - 2 апреля 1979, Москва) - советский ученый-археолог, специалист по каменному и бронзовому веку, создатель пермской школы археологии, музея археологии Прикамья, организатор специализации «Археология» в рамках специальности «История» в Пермском государственном университете. Доктор исторических наук.
Родился 16(29) июня 1903 года в селе Александровское Гадячского уезда Полтавской губернии.
Окончил гимназию в городе Белый Смоленской губернии, где организовал первое городское краеведческое общество, которое представлял на Первом Всероссийском съезде краеведения в 1924 году.
В 1922-1926 годах учился в 1-м МГУ на археологическом отделении факультета общественных наук. Ученик Б.С. Жукова.
С 1924 года - заведующий археологическим разделом Музея центральной промышленной области в Москве; в 1927-1930 годах работал специалистом-археологом в музейном отделе Главнауки Народного комиссариата просвещения РСФСР. Участвовал в организации археологических разделов в ряде областных музеев.
В 1926-1941 годах - научный сотрудник, с 1931 года - ученый секретарь Института и Музея антропологии Московского государственного университета, ученый секретарь «Антропологического журнала».
В 1933-1941 годах - научный сотрудник, с 1937 года - ученый секретарь Института материальной культуры (МОГАИМК, ныне Институт археологии РАН). В 1937 году О.Н. Бадеру была присуждена степень кандидата исторических наук (по совокупности работ). Руководил специализацией на кафедре антропологии МГУ.
В 1928-1935 годах руководил археологической практикой студентов этнологического факультета МГУ.
В 1930-1931 годах провел первые рекогносцировочные раскопки в Дмитровском кремле.
В 1936-1939 годах вел курс археологии на Высших музейных курсах, являлся председателем Археологической комиссии Московского научно-исследовательского бюро краеведения и Комиссии по истории Москвы; с середины 1930-х годов - постоянный член Четвертичной комиссии. Одновременно участвовал в экспедициях, открыл и исследовал большое количество мезолитических и неолитических стоянок. В частности, исследовал Сходненский череп.
В 1930-е годы активно исследовал памятники каменного века в Крыму, в том числе стоянку Волчий грот.
С началом Великой Отечественной войны Бадер ушел на фронт в составе ополчения МГУ, но в конце 1941 года отозван с фронта как этнический немец и направлен в трудармию в город Нижний Тагил.
С 1944 года работал в штате Тагильского краеведческого музея.
В 1946-1955 годах - доцент историко-филологического факультета Пермского государственного университета имени А.М. Горького. Возглавлял Камскую и Воткинскую археологическую экспедиции, исследовал настенные росписи в Каповой пещере. Описал Камскую мезолитическую и Камскую неолитическую культуры, разработал периодизацию каменного, бронзового и раннего железного века Приуралья. С 1957 года систематически работал на палеолитической стоянке Сунгирь, где обнаружил и изучал погребения каменного века.
В 1960-х - начале 1970-х годов систематизировал и охарактеризовал сейминско-турбинские комплексы Волго-Уралья, внеся значительной вклад в становление сейминско-турбинской проблематики как самостоятельного научного направления в исследованиях эпохи бронзы Волго-Уральского междуречья и Северо-Западной Азии.
В 1966-1972 годах - заместитель председателя Научно-методического совета по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры СССР, руководитель его археологической секции.
О.Н. Бадер создал научную школу по археологии Прикамья, в рамках которой более полувека осуществляются исследования в Пермском крае, Свердловской области, Удмуртии и Башкирии.
По мнению А.А. Формозова, «Отто Николаевич был у нас видной фигурой. Но все знали, что коллекции из своих раскопок он хронически не успевает ни обрабатывать, ни издавать. Вернувшись из экспедиции, он писал несколько коротеньких сообщений о совершенных открытиях и, приложив к ним рисунки двух-трех разовых находок, распихивал эту информацию по газетам и журналам. На том дело и кончалось. Число таких заметок у Бадера огромно. В сборнике, посвященном его семидесятилетию, перечислено 392 названия. За оставшиеся шесть лет жизни штук пятьдесят к этому списку он добавил. Извлечь что-либо путное из этих мелочей и пустяков - трудная задача. Наиболее богатые и важные материалы из исследованных им памятников в научный оборот Бадер вообще не ввел и - главное - не позволял этого сделать другим».
:
AAW, bolega...




  • Бадер О.Н. Каповая пещера. Палеолитическая живопись. [Djv-Fax- 8.0M] [Pdf-Fax- 8.5M] Автор: Отто Николаевич Бадер. Художник: К.Н. Никахристо.
    (Москва: Издательство «Наука», 1965. - Академия наук СССР. Институт археологии)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: bolega, 2024
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      О.Н. Бадер. Каповая пещера (Палеолитическая живопись) (5).
      Список иллюстраций (33).
      Список сокращений (35).
      TABLE DES MATIERES.
      O.N. Ваder. La caverne Kapovaia (Peinture paleolithique) (25).
      Table des illustrations (34).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      Рисунок 1. Прорись гравировок из навеса 5 в Мгвимеви (по С.Н. Замятнину) (7).
      Рисунок 2. Реалистические изображения на потолках гротов Каменной Могилы (по О.Н. Бадеру) (8).
      Рисунок 3. Четвертая группа красных рисунков в центральном навесе Зараут-Сая (по А. Рогинской) (9).
      Рисунок 4. Изображения лошадей и быка с Шишкинских скал на р. Лене (по А.П. Окладникову) (10).
      Рисунок 5. Долина р. Белой с горы Шульган-Таш, у пещеры (внизу палатки экспедиции) (11).
      Рисунок 6. Вид от Шульган-Таша на ущелье Кульюрттамак со второй палеолитической пещерой (12).
      Рисунок 7. Вход в Каповую пещеру (13).
      Рисунок 8. Устье Каповой пещеры (14).
      Рисунок 9. План основной части Каповой пещеры (снят спелеологической экспедицией Башкирского университета) (15).
      Рисунок 10. Путь по одной из лестниц, ведущих в верхний этаж пещеры. Прокладка электрического кабеля (17).
      Рисунок 11. Гравированная фигура носорога в гроте Коломбьер (Франция) (19).
      Рисунок 12. Покатый потолок в большом дальнем зале нижного этажа пещеры с сохранившимися красными рисунками (21).
      Рисунок 13. Фигура бизона с изображениями «хижин» в пещере Фон-де-Гом (Франция) (22).
      Рисунок 14. Сравнительная таблица знаков и схематических рисунков Каповой пещеры и пещер Франко-Кантабрийской области (23).
      Таблица I. Первая фигура мамонта.
      Таблица II. Вторая фигура мамонта.
      Таблица III. Первая фигура лошади.
      Таблица IV. Третья фигура мамонта.
      Таблица V. Фигура носорога (цветная фотография).
      Таблица VI. Фигуры второй лошади и четвертого мамонта.
      Таблица VII. Фигура носорога.
      Таблица VIII. Общий вид рисунков второй группы.
      Таблица IX. Шестая фигура мамонта.
      Таблица X. Одна из групп схематических красных рисунков в дальнем зале нижнего этажа («хижина», «лестница» и пр.).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Большое значение для мировой исторической науки и истории искусства имеет открытие в последние годы замечательных памятников палеолитической живописи в глубине крупнейшей на Южном Урале пещеры Шульган-Таш, или Каповой. Среди рисунков этой пещеры имеются фигуры семи мамонтов и двух носорогов.
Каповая пещера впервые описана в литературе П.И. Рычковым больше двухсот лет тому назад, в 1760 г., и затем другими авторами XVIII, XIX и XX вв. Однако первые палеолитические рисунки в ней открыты лишь в 1959 г. зоологом Башкирского заповедника А.В. Рюминым. В 1960-1964 гг. пещера исследовалась специальной экспедицией Института археологии Академии наук СССР под руководством автора.
Каповая пещера находится в Белорецком районе Башкирской Автономной Республики, выше южной излучины р. Белой, на ее правом берегу, в глухой горной местности, в пределах Государственного Башкирского заповедника.