|
-
(21.04.1894 - 25.12.1975)
Псевдонимы: Ильязд, Эли Эганбюри. ...русский и французский писатель, теоретик русского авангарда и дада, издатель, художник. ...Отец - поляк, преподаватель французского языка М.А. Зданевич, мать - грузинка, пианистка, ученица П. Чайковского, урожденная В.К. Гамкрелидзе. Закончил юридический факультет Петроградского университета (1917), познакомился с М. Ларионовым, Н. Гончаровой, В. Маяковским, А. Крученых, переписывался с Ф. Маринетти. Илья и его старший брат Кирилл Зданевич - лидеры закавказского авангарда, первооткрыватели (вместе с М.В. Ле-Дантю) живописи Н. Пиросмани (1912)[1]. Илья активно пропагандировал футуризм (первым заявил о нем в русской печати со ссылкой на Маринетти) и заумный язык, тяготел к поэтике дадаистского абсурда, возглавил авангардистов, объединившихся в ассоциацию «41°» (А. Крученых, И. Терентьев и др.). Написал книгу о творчестве Ларионова и Гончаровой (1913). Выступал как новатор полиграфического дизайна, мастер книжной графики (Типографики). В 1917-1919 жил в Тифлисе, в 1920 - в Батуме. В октябре 1920 выехал во Францию для ознакомления с новыми течениями искусства. Провел год в Константинополе, ожидая французскую визу, в октябре 1921 приехал в Париж. Первое время жил у Ларионова. Организовал вместе с С. Ромовым и А. Гингером группу «Через», которая должна была связать русских поэтов и художников, живших в эмиграции и в СССР, с деятелями французской культуры. Сблизился с дадаистами и сюрреалистами (С. Шаршун, П. Элюар,Т. Тцара, Ж. Кокто, Робер и Соня Делоне). Занимался декоративно-прикладным искусством, в том числе - в фирме Коко Шанель, сотрудничал с Пикассо, Браком, Джакометти, А. Дереном, А. Матиссом, Ф. Леже, М. Шагалом. Автор многочисленных сборников заумной поэзии, драм, романов «Парижачьи» (издан в 1994 г.) и «Восхищение» (1930), иллюстрировал книги Р. Хаусманна, П. Элюара и др. В конце 1920-х отошел от футуризма, два романа этого периода имеют вполне традиционную форму. Во время Второй мировой войны написал поэму из 100 сонетов.
: ... |
|