«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер 128k

(Johann Christoph Friedrich von Schiller)

(10.11.1759 - 09.05.1805)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, - 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Ш. по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (т.н. Карпова школа), переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. В академии Ш. познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Вольтера, Ж.Ж. Руссо, с творчеством У. Шекспира, Лессинга, произв. поэтов «Бури и натиска». На формирование общественно-политических взглядов Ш. повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке. По окончании академии (1780) был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия «Разбойники» (изд.1781, пост.1782), в которой выразился протест против феод. порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произв. В Штутгарте Ш. выпустил поэтическую «Антологию на 1782 год», большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения «Заговор Фиеско в Генуе» (1783). За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Ш. бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (впоследствии названа «Коварство и любовь»), затем в Мангейме. В 1785 переехал в Лейпциг, потом в Дрезден.
Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Ш. поднял движение «Бури и натиска» на новую высоту, придав ему более целеустремленный и общественно действенный характер. Особенно велико значение «Коварства и любви» (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, нем. политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени - между бесправным народом и правящей аристократией. Эта «мещанская трагедия» (так Ш. в духе просветительской литературы определил ее жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Ш. на историческом материале. В 1783-87 Ш. работал над драмой «Дон Карлос» (из испанской истории 16 в.). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя - «гражданина вселенной» - маркиза Позы. В окончательном варианте Ш. заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Ш. теоретическое обоснование и поэтическое воплощение.
С отъездом в Веймар (1787) открывается новая фаза в творчестве Ш., обещанная уже «Доном Карлосом». Пересматривая прежний опыт и художественные принципы «Бури и натиска», Ш. стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 он начал редактировать серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров», написал «Историю отпадения Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1-й т.), в которой освободительное движение маленького нидерландского народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 при содействии И.В. Гете с которым Ш. познакомился в 1788, занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели ее изучают». В 1793 опубликовал «Историю Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Ш. стал приверженцем философии И. Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах «О трагическом искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-96) и др.
Исследуя всеобщую историю от начальных ее этапов до своего времени, Ш. отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Ш. сочувственно встретил весть о Великой французской революции (в 1792 Конвент присвоил ему звание «почетного гражданина Французской республики»), но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие, неприемлемое для него теперь в любых формах. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Ш. выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что «путь к свободе ведет только через красоту» и что миссия искусства в том, чтобы исподволь и постепенно готовить современного испорченного и порабощенного человека к грядущим разумным общественным отношениям. В соответствии с такой эстетико-политической программой Ш. отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие античным художникам достичь непревзойденных образцов (т.н. «веймарский классицизм»). Это отразилось и в лирике конца 80-90-х гг. («К радости», «Боги Греции», «Художники» и др.).
Сближение с Гете составило, по признанию Ш., «целую эпоху в его развитии». В их переписке ставились важнейшие эстетические вопросы времени, подробно обсуждались произведения, над которыми они тогда работали. Они совместно создали цикл эпиграмм «Ксении» («подарки гостям» - греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гете содействовала новому подъему творчества Ш. В 1795-98 он редактирует журнал «Ди Орен» («Die Horen»), в состязании с Гете пишет баллады «Водолаз» (в пер. В.А. Жуковского «Кубок»), «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. В «Песне о колоколе» (1799) Ш. вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетические взгляды Ш., пришедшего к заключению о коренных различиях древней, «наивной», объективной поэзии, и современной - «сентиментальной», субъективной, о необходимости сочетания в современной литературе идеального с реальным.
Главной коллизией зрелого творчества Ш. становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стих. «Идеал и жизнь», 1795). Поздние трагедии Ш. основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью. Эта основная трагическая коллизия осложнена в них другими социально-политическими и этико-психологическими конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий. С 1791 Ш. вынашивал замысел трагедии «Валленштейн» (опубл. в 1800), в процессе создания выросшей в трилогию: «Лагерь Валленштейна» (пост. 1798), «Пикколомини» (пост. 1799), «Смерть Валленштейна» (пост. 1799) - из эпохи Тридцатилетней войны 1618-48. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политических и психологических конфликтов. В «Марии Стюарт» (1801) на сюжет из истории Англии 16 в. важнейшая политическая проблема современной Ш. Европы - взаимоотношения личности и нового, буржуазного государства - приобрела огромное трагическое звучание благодаря мастерскому изображению психологии гл. героинь. В «романтической трагедии» «Орлеанская дева» (1801) Ш. прославил французскую народную героиню Жанну д’Арк, соединив патриотическую тему с этическим конфликтом в душе героини. Драма «Мессинская невеста» (1803) - оригинальная художественная попытка возрождения классической формы и проблематики рока античной трагедии. «Вильгельм Телль» (1804) - драма о легендарном швейцарском народном герое, в ней Ш. пришел к оправданию, хотя и не во всем последовательному, революционного действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Ш. работал над трагедией «Димитрий» из русской истории, но внезапная смерть оборвала его работу.
Один из крупнейших трагиков мировой литературы, Ш. создал особый тип драмы - драмы открыто декламируемой идейности, воплощенной в поэтических формах, и традиции ее в той или иной степени сказались в драматургии «Молодой Германии» (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, в 20 в. - в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Ш. стал известен еще в 90-е гг. 18 в., в переводах Н.И. Гнедича, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского (его переводы стали классическими), А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др. Он один из самых популярных иностранных писателей. Творчество Ш. высоко ценили В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой; романы Ф.М. Достоевского содержат прямые отклики на произведения Ш. Популярность Ш. в России особенно возросла в период Революции 1905-07 и после Великой Октябрьской революции 1917, его пьесы прочно держатся в репертуаре советских театров. Творчество великого гуманиста, глашатая идеалов свободы и всемирного братства глубоко изучается и пропагандируется в ГДР (Национальный музей немецкой классической литературы в Веймаре); значителен вклад советских исследователей в освоение шиллеровского наследия.
:
...




.